ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СКАЗКА КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Жанровое своеобразие фольклорной сказки 6
1.2. Особенности литературной сказки 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. СКАЗКИ БОРИСА ШЕРГИНА 27
2.1. Творчество Бориса Шергина и фольклор поморов 27
2.2. Фольклорное и авторское в сказках Бориса Шергина 35
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию художественного своеобразия сказок Бориса Викторовича Шергина.
Русская литература и фольклор всегда были тесно связаны. Начиная с первой половины Х1Х века, русские писатели активно включали в свои произведения мотивы, образы, сюжеты народной словесности, щедро использовали выразительные возможности фольклорных жанров и т.п. Фольклор тоже обогащался, взаимодействуя с авторской литературой. Однако после революции 1917 года и в последующие десятилетия ХХ века русские люди были оторваны от народных корней. Строилась новая жизнь, в которой ставка делалась на научное знание, атеизм, коммунистическую идеологию. Традиционное, народное считалось отжившим.
Восстановить живые связи с многовековыми традициями, сохранить живое народное слово, вернуть читателям богатейшую народную словесность, песни, сказки - вот главные задачи, которые ставили перед собой писатели прошлого столетия, обращавшиеся к русскому фольклору. Среди них - Степан Григорьевич Писахов и Борис Викторович Шергин. Поморский фольклор богат: его вековая история отражена во множестве текстов разных жанров - это обрядовые и лирические песни, знаменитые былины (старины), причети и, конечно, сказки.
Сказочник, художник, писатель и хранитель традиций Русского Севера, Борис Шергин создал уникальные произведения, соединившие в себе элементы авторской литературы и народной словесности. Родной язык, его многообразие и богатство нашли свое отражение в сказах, рассказах и в сказках Шергина. Творчество писателя хорошо изучено, однако художественное своеобразие его сказок, на наш взгляд, требует более тщательного изучения, что и определяет актуальность нашей работы.
Целью исследования является изучение художественного своеобразия сказок Бориса Викторовича Шергина...
В процессе работы над ВКР мы пришли к выводам о том, что фольклор - это вид устного словесного творчества, обладающий своими особенностями, отражающий жизнь народа, его традиции и миропонимание, а жанр - это особый род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками. Фольклор, как и литература, обладает своей системой жанров. Среди этих жанров есть большие по объему формы (эпические, лирические и драматические произведения) и малые формы фольклора (загадки, прибаутки, пословицы, скороговорки, поговорки, приметы, присказки).
Особое место в фольклоре занимают сказки - самые «художественные» по своим функциям тексты фольклора. Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением.
С фольклорной сказкой тесно связана литературная сказка. Литературная сказка - это жанр художественной литературы, сочетающий в себе фольклорную традицию и элементы авторского творчества. Как авторское произведение, литературная сказка возникла в XVII веке, активно развивалась в последующие века, а в наше время является одним из востребованных жанров литературы. Среди знаменитых писателей Русского Севера, отдавших дань народной словесности, в XX веке называют две фамилии - С. Т. Писахова и Б. В. Шергина.
Борис Владимирович Шергин - сказочник, рассказчик, писатель и художник. Шергин глубоко знал и любил фольклор Русского Севера, собирал и записывал народные сказки, былины и песни. Главные книги, в которых мы нашли связь между фольклором и литературой, это «Архангельские новеллы», «У песенных рек», «Поморщина-корабельщина», «Поморские были и сказания», «Океан - море русское»...
1. Акимова Т. Н. О фольклоризме русских писателей: Сб. ст. / Сост. и отв. Ред. Ю. Н. Борисов. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2001. - 205 с.
2. Андреев, Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. —
Ленинград: Издание Государственного русского географического
общества, 1929. — 120 с.
3. Аникин, В. П. Русские народные сказки: сборник / В. П. Аникин. — М.: Детская литература, 1976. — 544 с.
4. Бахтина В.А. Время в волшебной сказке / Сборник статей «Проблемы
фольклора». — М.: Изд-во «Наука», 1975. — с.157-163
5. Берштрам, Т. А. Поморы. Формирование группы. Ч. 1. Хозяйство. - М., 1978. — 178 с.
6. Богданков, М. С. Домашняя жизнь, нравы и некоторые обычаи поморов. // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера № 24. - 1910.
7. Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
8. Большой толковый словарь по культурологии / сост. Кононенко Б. И., 2003.
9. Большой энциклопедический словарь https://djvu.online/file/
wxpbuIhd8BHlE. (дата обращения 5 мая)
10. Борис Викторович Шергин: биобиблиографический указатель / сост.: В. С. Смирнова, Л. Е. Каршина. — Архангельск: АОНБ им. Н. А. Добролюбова, 2006. — 192 с.
11. Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка: монография / Н. М. Ведерникова. — М.: Издательство «Наука», 1975. — 142 с.
12. Галимова Е. Ш. Земля и небо Бориса Шергина: монография. - Архангельск: Издательство Поморского университета, 2008. - 116 с.
13. Галкин, Ю. Ф. Борис Шергин. Златая цепь. - Москва: "Советская Россия", 1982. - 171 с.
14. Герасимова, Н. М. Формулы русской волшебной сказки / Сборник статей Прагматика текста: фольклор, литература, культура. — СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета (СПБГУ), 2012. — с. 18-28
15. Горелов, А. А. Дар счастливый: очерки. — Издательство
«Современник», 1983. — 364 с...52