Введение 3
Глава 1 Экологические аспекты эксплуатации АЗС 5
1.1 Общие требования к размещению АЗС в городской среде 5
1.2 АЗС как источник загрязнения окружающей природной среды 7
1.2.1 Загрязнение атмосферного воздуха 8
1.2.2 Загрязнение водной среды и почв 9
1.2.3 Образование отходов 13
1.3 Экологический мониторинг в зоне воздействия АЗС 14
Глава 2 Объекты и методы исследования 16
2.1 Объекты исследования 16
2.2 Методы исследования 18
Глава 3 Результаты экологического мониторинга воздействия АЗС
г. Балашиха на окружающую среду (2019-2021 гг.) 20
3.1 Результаты мониторинга загрязнения сточных вод за 2019-2021 гг 20
3.2 Динамика содержания загрязняющих веществ в сточных водах АЗС
до и после очистки 51
3.3 Рекомендации по устранению обнаруженных нарушений 72
Заключение 73
Список использованных источников 75
Актуальность темы. Автозаправочные станции (АЗС) в настоящее время являются неотъемлемой частью городской среды и могут оказывать существенное влияние на качество контактирующих с ними природных сред. Связано это, прежде всего, с тем, что на территории АЗС хранятся и используются большие объемы топлива. Чтобы свести вредное воздействие АЗС на окружающую природную среду к минимуму, предотвратить возникновение аварийных ситуаций и экологических катастроф, необходим экологический мониторинг состояния атмосферного воздуха, почв, водоемов вблизи АЗС. (Барковская, Яковлев. 2004).
Проблема загрязнения окружающей среды автозаправочными станциями, прежде всего, связана с высокой плотностью расположения данного источника техногенного загрязнения в городах. Актуальной задачей является выявление и оценка экологической опасности АЗС. Например, по данным на 2023 год, только в Балашихе расположены 51 АЗС (http://zapravcard.ru), что составляет 1,3 АЗС на 1 км2. С целью оценки влияния АЗС на экологическую обстановку в Балашихе в период 2019-2021 гг. проводили мониторинг состава сточных вод трех заправочных станций.
Цель работы:
Изучить воздействие автозаправочных станций на окружающую среду (на примере г. Балашиха).
Задачи:
1) изучить экологические аспекты эксплуатации АЗС;
2) изучить состав сточных вод трех АЗС в Балашихе;
3) провести анализ данных мониторинга качества сточных вод тестируемых АЗС до и после очистки;
4) предложить мероприятия по улучшению качества очистки сточных вод в Балашихе.
Работа, изложенная на 77-ми страницах компьютерного текста, состоит из трех глав, включает 30 таблиц и 20 рисунков. Список использованной литературы содержит 27 источников.
Исходя из наблюдений за составом сточных вод на 3 из 51 АЗС в городе Балашиха (2019-2021 годы) можно сделать вывод, что часто неочищенные стоки данных объектов содержат нефтепродукты, взвешенные вещества, железо, медь, цинк в количествах, превышающих ПДК. Очистка сточных вод в подавляющем большинстве случаев снижает содержание загрязняющих веществ в стоках до допустимых уровней концентраций. Однако, очистные сооружения не всегда справляются с нагрузкой: в ходе мониторинга было установлено, что в ряде случаев сточные воды, прошедшие очистку, содержат опасные вещества в превышающих ПДК концентрациях. Например в августе 2019 года в составе сточных вод на АЗС МКАД содержание нефтепродуктов после очистных сооружений в 1,4 раза превышало ПДК.
В целом, именно на данной АЗС (МКАД 106 километр, 1, Балашиха, Московская обл.) было выявлено наибольшее число случаев превышений ПДК по различным показателям. Причина — повышенная нагрузка на данную АЗС по сравнению с другими тестируемыми объектами:
1) трафик АЗС МКАД составляет около 500 автомобилей в день;
2) трафик АЗС на шоссе Энтузиастов — около 300 автомобилей в день;
3) трафик АЗС на улице Советской — около 150 автомобилей в день.
Следовательно, очистным системам сточных вод на АЗС на МКАД необходимо уделять повышенное внимание. Но, судя по результатам замеров, этого не делается.
Для решения данной проблемы собственникам АЗС рекомендуются следующие мероприятия:
1) Оснащение коллектора-отстойника звуковой сигнализацией для оповещения о достижении высокого уровня сточных вод.
2) Проведение работ по очистке и мойке резервуаров с нефтепродуктами в защищенной от утечки зоне. В некоторых случаях вокруг зоны мойки может располагаться портативная защита от утечки.
3) Недопущение направления на поверхность площадки потока сточной воды, особенно при наличии специальных законодательных запретов. Если полив площадки неизбежен и согласован, все стоки должны быть направлены в коллектор-отстойник с помощью изолированной гибкой или имеющей решетки системы отвода сточных вод.
4) Периодическая проверка на отсутствие проникновения воды, которая направляется в ливневую систему, в защищенную от утечки зону на участке выдачи топлива.
5) Периодический осмотр и оценка специалистами АЗС состояния защиты от утечек, расположенной вокруг участка выдачи топлива. При этом стоит пригласить инспекцию, которая поможет определить потенциал защиты в случае пролива топлива.