Введение 2
Глава I. Культурно-географические образы в аспекте лингвистических исследований и рекламного дискурса 7
1.1. Понятие и структура культурно-географического образа 7
1.2. Культурно-географические образы как предмет лингвистических
исследований 10
1.3. Место культурно-географических образов в языке
рекламы 20
Выводы по главе 1 27
Глава II. Культурно-географический образ Санкт-Петербурга в языке рекламы 29
2.1. Параметры культурно-географического образа Санкт-
Петербурга 29
2.2. Модель культурно-географического образа Санкт-Петербурга в языке
рекламы 33
2.2.1. Репрезентация знаковых мест Санкт-Петербурга 33
2.2.2. Особенности языковой репрезентация 39
2.2.3. Особенности языковой репрезентации 46
2.2.4. Особенности языковой репрезентации 54
2.3. Сопоставление 60
Выводы по главе II 64
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение 1 73
Приложение 2 ...
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию лингвистических особенностей культурно-географического образа Санкт- Петербурга в рекламном дискурсе.
Проблематикой исследования культурно-географических образов занимаются учёные различных направлений географии и других наук. В.Л. Цымбурский позиционирует понятие географического образа в геополитике, Р.А. Пименова и С.В. Рогачев - в научно-популярной и образовательной географии, О.И. Вендина, Д.Н. Замятин, Н.Ю. Замятина, В.Л. Каганский, О.А. Лавренова, И.И. Митин и др. - в гуманитарной географии, Н.С. Мироненко - в страноведении, О.В. Ротмистрова и Г.М. Васильева - в лингвистике, О.В. Ротмистрова - в рекламном дискурсе.
Культурно-географические образы территорий по своей структуре достаточно ёмкие и многокомпонентные и формируются в чрезвычайно широком контексте, поэтому для выявления их параметров используются тексты различного характера, энциклопедические и экспериментальные данные, различные лексикографические источники. Реклама также входит в этот перечень.
В контексте реконструкции культурно-географических образов исследуются различные языковые единицы. Сами же образы территорий являются неотъемлемым компонентом рекламного дискурса, и их структурные элементы находят отражение в языке рекламы, поскольку любая реклама создаётся с учётом географического пространства, в пределах которого она будет культивировать свой продукт - туристский, событийный, коммерческий и др. Кроме того, образы территорий - локальные культурно¬географические образы - являются существенными фрагментами чрезвычайно ёмкого культурно-географического образа страны. Особое место среди таких локальных образов занимают города федерального значения. Одним из таких городов является Санкт-Петербург, образ которого активно культивируется в рекламе. Вместе с тем культурно-географическое пространство Санкт-Петербурга в языке рекламы не изучено...
Как показали результаты анализа рекламных текстов, перечисленные параметры являются основными и в рекламной коммуникации, причём не только в пределах культурно-географического пространства Санкт- Петербурга, но и за его пределами. Так, например, чтобы привлечь в Санкт - Петербург гостей из разных мест России, по заказу городского Комитета по развитию туризма в одной из студий северной столицы была разработана серия рекламных плакатов о незабываемой красоте города и глубокие чувства людей к нему. Так, в Воронеже, Казани, Перми, Самаре, Уфе и Челябинске появились рекламные щиты с такими слоганами:
• В Петербурге восхитительно!
• В Петербурге сногсшибательно!
• В Петербурге головокружительно !
В результате исследования мы сделали следующие выводы:
1. Культурно-географическое пространство Санкт-Петербурга является существенным фрагментом концепта «Петербург», органично вписываясь в концептуальное поле через конкретные образы (природные условия, географическое положение и др.), составляющие ядро данного поля.
2. Исследование языковой ткани Петербургского текста, основанное на соотношении языка с духовно-культурным контекстом, доказывает, что в организации мифотектоники данного сверхтекста участвуют ключевые концепты русской культуры, которые, однако, зачастую реализуют в его пределах иные оттенки, нежели в стандартной картине мира. Концептосфера Петербургского текста, рассмотреть которую представляется возможным через языковые средства объективации входящих в нее концептов, которые устойчиво проявляются в ряде текстов XIX-XXI вв., обладает сложной структурой. Ее можно представить в виде круга, центральное место в котором занимает ядерный концепт Петербург, к которому примыкают околоядерные концепты, формирующие бинарные оппозиции природа-культура, вода- камень, свет-тьма, сон-явь, тоска-радость, жизнь-смерть, каждый из членов которых в свою очередь связан с периферийными концептами дом, церковь, кабак, диван, комод, обои, лестнища, улица, площадь, Медный Всадник; белые ночи, фонарь, бес; маскарад, театр; чиновник, ростовщик, старуха, молодой человек, самоубийца; осень, зима, лето, весна. Каждый из данных концептов многообразно объективируется в Петербургском тексте, причем большинство из них оказывается двуполюсными, внутренне оппозиционными. Поэтому противостоящие друг другу члены концептных оппозиций одновременно обнаруживают сходные стороны, сближаются, обогащая смысловую палитру друг друга...