ВВЕДЕНИЕ 3
1. Методы и средства измерения высоты НГО 6
1.1. Определение ВНГ О 6
1.2. Литературный обзор публикаций по теме 7
1.3. Методы определения ВНГО 9
2. Материалы и методы исследования 14
2.1. Измерительные приборы 14
2.2. Исходные данные 18
2.3. Климатическая характеристика района исследования 21
3. Оценка точности и надежности восстановления ВНГО в различных
погодных условиях 24
3.1. Оценка точности восстановления ВНГО в разные сезоны 24
3.2. Оценка влияния твердых осадков на восстановление ВНГО 37
3.3. Оценка влияния жидких осадков на восстановление ВНГО 39
3.4. Оценка влияния туманов на восстановление ВНГО 41
3.5. Расчет повторяемости явлений, влияющих на результаты измерений
ВНГО 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список литературы 49
Основным потребителем информации о высоте нижней границы облачности (ВНГО) является авиация. Низкая облачность и ограниченная видимость - основной фактор, который усложняет взлет и посадку как малой, так и большой авиации, а также является основной причиной авиационных происшествий. Существует такое понятие как минимум погоды, который используется в авиации. Минимум погоды - это предельные погодные условия, при которых разрешается выполнять полеты. Одной из составляющей минимума погоды как раз является ВНГО. Полеты при низкой облачности относятся к полетам в сложных метеорологических условиях, поэтому информация о ВНГО и ее прогноз является важной составной частью метеорологического обеспечения авиационной деятельности.
Стоит учесть, что ВНГО одна из наиболее сложных в определении метеорологических характеристик. Все потому, что до сих пор нет четкого определения данному термину, как и эталона, от чего возникают сложности в ее измерении, а вместе с ними и ошибки.
В данной работе рассматриваются причины ошибок при измерении ВНГО на примере приборов ДВО-2, ДВО-4 и CL-31. Однако большее внимание уделено прибору ДВО-2, так как CL-31 - финский датчик, поставки которого
приостановлены на территорию Российской Федерации.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что ВНГО - очень важная характеристика для безопасного полета воздушного судна, при этом нет абсолютно точного прибора для её измерения, поэтому необходимо учитывать причины, которые могут искажать информацию о ВНГО.
Целью работы является определения влияния метеорологических факторов на точность измерения высоты нижней границы облачности .
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:..
В настоящее время измерение высоты нижней границы облачности является проблематичным, так как нет четкого определения данному метеорологическому элементу, который является очень важным для авиации, так как низкая облачность является одним из основных факторов авиационных происшествий. Существует несколько методов измерения ВНГО, однако ни один из них не будет точным.
В данной работе проводились исследования методом светолокации на примере трех датчиков - ДВО-2, ДВО-4 и CL31 в течение года (с мая 2010 года по апрель 2011 года). Измерения проводились на метеостанции ГГО им. А.И. Воейкова (поселок Воейково). В ходе исследования было выявлено, что ошибки измерения напрямую зависят от сезона и высоты основания облака.
Влияние высоты облака обосновывается тем, что практически все облака не имеют четкой горизонтальной нижней границы из -за физических особенностей образования облака, от чего и складывается проблема определения ВНГО. Слоистая облачность имеет более размытую границу, а мощное кучево¬дождевое облако более четкую границу, однако такое облако приносит осадки. Кучевая облачность обычно состоит из нескольких мелких облаков, между которыми имеются просветы, в который может попасть световой луч или лазер и измерить не ту высоту основания облачности.
Влияние сезона связано с климатическими особенностями региона, а именно с выпадающими осадками и наблюдаемыми явлениями погоды. В ходе работы было выявлено, что самые непредсказуемые ошибки, которые не имеют зависимости, наблюдаются во время дымки, тумана и при выпадении кристаллической изморози (также в тумане и/или дымке), что связано с физическими особенностями образования данных явлений: они очень неоднородны по плотности как по горизонтали, так и по вертикали...
1. Демин, А. В. Повышение достоверности приема эхосигнала при определении высоты нижней границы облаков / А. В. Демин, Е. А. Селедкина // Навигация и гидрография. - 2017. - № 47. - С. 85-92. - EDN ZHEQQV.
2. Федорцев, Р. В. Алгоритм расчета высоты нижней границы облаков / Р. В. Федорцев, Е. П. Каролик, А. А. Кудряшов // Вестник Белорусского национального технического университета. - 2010. - № 5. - С. 32-36. - EDN VJWIIB.
3. Патент № 2136016 C1 Российская Федерация, МПК G01S 17/95, G01W 1/00. Светолокационный измеритель высоты нижней границы облаков : № 97112768/28 : заявл. 29.07.1997 : опубл. 27.08.1999 / О. А. Волков, Р. А. Круглов, В. А. Чижевский, Н. И. Симонов ; заявитель Открытое акционерное общество "ЛОМО", Главная геофизическая обсерватория им.А.И.Воейкова. - EDN LICJGC.
4. Константинов, К. В. Разработка и исследование методов автоматизации измерений высоты нижней границы облаков : специальность 05.13.12 "Системы автоматизации проектирования (по отраслям)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Константинов Константин Владимирович. - Санкт-Петербург, 2009. - 104 с. - EDN QEKHAH.
5. Гражданская авиация: прошлое, настоящее, будущее : материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной празднованию 100-летия гражданской авиации России (Авиатранс-2023), Ростов-на-Дону, 20 октября 2023 года. - Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью "ДГТУ-ПРИНТ", МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, 2023. - 221 с. - ISBN 978-5-605-08704-5. - EDN QUSSQM.
6. Цай, С. Н. Сезонный ход повторяемости высоты нижней границы облаков в аэропорту Майкоп Республики Адыгея / С. Н. Цай, В. А. Величко, В. В. Дымов-Иванов // Гражданская авиация: прошлое, настоящее, будущее : материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной празднованию 100-летия гражданской авиации России (Авиатранс-2023), Ростов-на-Дону, 20 октября 2023 года. - Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью "ДГТУ-ПРИНТ", МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, 2023. - С. 156-161. - EDN ALOORE.
7. Толмачева, Н. И. Методы и средства гидрометеорологических измерений : (для метеорологов) : учебное пособие / Н. И. Толмачева ; Н. И. Толмачева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Пермский гос. ун-т". - Пермь : ПГУ, 2011. - 222 с. - ISBN 978-5-7944-1623-7. - EDN QKKJBD.
8. Приложение к свидетельству об утверждении типа средств измерения "Описание типа средств измерения" от 19.10.2015 № 64248
9. Авторское свидетельство № 295101 A1 СССР, МПК G01W 1/00. Светолокационный облакомер : № 1315616/18-10 : заявл. 19.03.1969 : опубл. 04.02.1971 / Р. А. Круглов. - EDN XPIPVY.
10. Облакомер CL-31 // VAISALA URL: https://www.vaisala.com/ru/lp (дата
обращения: 05.01.2024).
11. «Руководство по метеорологическим приборам и методам наблюдений» (ВМО - №8, шестое издание 2000г.)
12. Смирнова, Е. А. Цикличность климата Санкт-Петербурга и Ленинградской
области / Е. А. Смирнова // Наукосфера. - 2023. - № 9-1. - С. 45-51. - DOI
10.5281/zenodo.8338248. - EDN XAKTIE.
13. Архив погоды в Сантк-Петербурге // rp5 URL: https://rp5.ru (дата обращения: 03.05.2024).