Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Архитектоника романа «Волкодав» М. Семёновой

Работа №173103

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы62
Год сдачи2025
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА РОМАНА М. СЕМЁНОВОЙ «ВОЛКОДАВ» 7
1.1. Специфика жанра романа-фэнтези 7
1.2. Истоки формирования проблемного поля романа М. Семёновой
«Волкодав» 17
ГЛАВА 2. Роман М. Семёновой «Волкодав» как образец жанра славянского фэнтези 31
2.1. Символика мира в романе М. Семёновой «Волкодав»: границы
взаимодействия цивилизаций 31
2.2. Мотив возрождения и преодоления в судьбе главного героя 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59


Роман Марины Семёновой «Волкодав» представляет собой уникальный пример жанра славянского фэнтези, который сочетает исторические и мифологические элементы, отражая культурное наследие славян. Этот жанр позволяет автору создавать мир, насыщенный архетипами, которые раскрывают различные аспекты природы человека, его жизни. Для жанра славянского фэнтези характерен не только особый сюжет, но и характерная архитектура повествования, включающая в себя как общий замысел произведения, так и структуру частей, предложений и построенная вокруг культурного противостояния и поиска справедливости, что способствует многосторонней репрезентации созданного мира.
Отметим, что само понятие «архетип», известное со времен поздней античности, широкому внедрению в научный обиход обязано К.Г. Юнгу, который определял архетипы как «наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества» [61, с. 106]. В работе «Попытка
психологического истолкования догмата о Троице» Юнг определяет архетип как первозданное воззрение: «Архетип в себе... есть некий непредставимый фактор, некая диспозиция, которая в какой-то момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры» [62, с. 47]. Сегодня это понятие активно используется в психологии, философии, мифологии, лингвистике, литературоведении.
Актуальность и новизна исследования обусловлена растущим интересом к жанру фэнтези, в частности к его славянскому направлению. В этом контексте роман М. Семёновой «Волкодав» заслуживает внимания, поскольку он представляет славянскую культуру, её мифологические и философские представления, что делает его интересным объектом для литературоведческого анализа. В произведении поднимаются вечные темы борьбы добра и зла, поиска внутренней силы, преодоления и возрождения, которые получают особое осмысление через символику мира и развитие главного героя. Творчество М. Семеновой было весьма востребованным на рубеже XX-XXI веков, что связано, как мы полагаем, с тем, что это один из первых авторов, кто начал писать произведения в жанре славянского фэнтези. Несмотря на популярность М. Семёновой, в современном литературоведении отсутствуют работы, посвящённые целостному анализу её романов-фэнтези, в частности романа «Волкодав». В данной работе впервые предпринимается попытка проанализировать архитектонику романа М. Семеновой «Волкодав» как славянского романа-фэнтези, т.е. проанализировать построение произведения как единого целого, взаимосвязь всех основных составляющих его частей, что позволило бы более полно раскрыть своеобразие произведения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Роман М. Семёновой «Волкодав» представляет собой не только яркий пример славянского фэнтези, но и произведение, которое затрагивает важнейшие вопросы человеческой жизни и внутренней эволюции героя. Центральный мотив романа - это личное преодоление, поиски справедливости и мести, что делает произведение глубоко философским и многозначным.
Архитектоника романа продумана таким образом, что сочетает эпические элементы, мифологические мотивы и психологические переживания героя. Волкодав, пройдя через множество испытаний, символизирует силу воли, стойкость и стремление к
самосовершенствованию. Его личная трагедия - потеря рода и утрата культурной идентичности - служат отправной точкой для дальнейшего поиска смысла и гармонии, как в собственной жизни, так и в отношениях с окружающими.
Мотив преодоления в судьбе главного героя перекликается с другими важными темами, такими как противостояние мужского и женского начала. В романе это не просто биологическая оппозиция, а философская концепция, где воля и сила мужчины сочетаются с мягкостью и хрупкостью женщины. Это противостояние, на первый взгляд, кажется непримиримым, но на самом деле оно создает гармонию, необходимую для духовного роста и преодоления личных и внешних трудностей.
Кроме того, сюжет романа тесно связан с идеей разрушения естественного порядка, воплощенной в Самоцветных горах. Эти географические и мифологические элементы представляют собой катастрофическое событие, которое нарушает гармонию мира и влияет на людей, погружая их в хаос и жадность. Этот катаклизм, в свою очередь, порождает необходимость героических усилий для восстановления справедливости и восстановления внутреннего равновесия как на уровне личности, так и на уровне общества...


1. Алексеев С., Володихин Д. Фэнтези [Электронный ресурс] //
Энциклопедия «Кругосвет». Электрон, текст, дан. [Б.м.], 2001-2011. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultiira i obrazovanie/literatura/
FENTEZI.html?page= 5,12
2. Барашкова А.В. Славянская фэнтези: образно-мотивный ряд (на
материале произведений М.В. Семеновой): автореферат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cheloveknauka.com. (Дата обращения:
10.12.2024).
3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.: Сб. - М.: Худож. лит, 1975. с. 234-407.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин;
[примечания С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова]. - 2-е изд. - Москва:
Искусство, 1986. - 444 с.
5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - Санкт-Петербург: Паритет, 2006. - 314 с.
6. Бережной С. Песни Серых Псов. Рецензия на роман М. Семеновой «Волкодав» // Официальный сайт М. Семеновой. Режим доступа: www.semenova.olmer.ru. (Дата обращения: 10.12.2024).
7. Березин В. Фэнтези // Октябрь. 2001. № 6. С.185-188.
8. Бэггет Д., Клейн Ш.Э. Философия Гарри Поттера: Если бы Аристотель учился в Хогвартсе. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005. - 431 с.
9. Ведерникова Н.М. Фольклор как способ отражения культурного ландшафта (по материалам полевых выездов 2000-2002 гг.) Режим доступа: https://uchebana5.ru/cont/1204949-p50.html. (Дата обращения: 10.12.2024).
10. Винтерле И.Д. Миф как основа литературы фэнтези / И.Д. Винтерле // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 1-2. - с. 37-39.
11. Гопман В. Научная фантастика // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2003. с. 621-622.
12. Гусарова А.Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Гусарова Анна Дмитриевна; [Место защиты: Петрозавод. гос. Ун-т]. - Петрозаводск, 2009. - 22 с.
13. Демина А.В. Архетип героя в литературе жанра фэнтези. Трибуна молодого ученого. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7arhetip- geroya-v-literature-zhanra-fentezi/. (Дата обращения: 10.12.2024).
14. Демина А.В. Феномен фэнтези: определения и истоки / А.В. Демина // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2012. - № 1(30). - с. 326-331.
15. Догода // Энциклопедия мифологии. Режим доступа: http://godsbay.ru/slavs/dogoda.html. (Дата обращения: 10.12.2024)...61

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ