ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения концепта в художественной картине мира 6
1.1 Понятие художественного вида концепта 6
1.2 Особенности формирования концепта в художественной картине
мира 12
Глава 2. Исследование концепта «home» в произведении Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» 17
2.1 Анализ структуры и концептуальных признаков концепта «home» в
произведении Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» 17
2.2 Анализ языковых средств, вербализующих концепт «home» в
произведении Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» 22
Актуальность исследования обусловлена тем, что концепт «home» является одним из базовых концептов национальной культуры и отражением внутреннего мира писателя, что находит отражение в художественном тексте.
Концепт «home» является отражением специфики мировоззрения целой культуры и отдельной личности в целом, следовательно, является моделью миропонимания. Кроме того, концепт «home» представляет собой общечеловеческий структурный концепт человеческого сознания, который фиксирует все знания человека о доме и является частью национальной культуры. Изучение способов репрезентации концепта «home» в языке позволит выявить базовые элементы языковой картины мира представителей английской лингвокультуры в конкретный исторический период времени.
В практическом плане концепт «home» представляет особый интерес в рамках изучения особенностей репрезентации внутреннего пространства в языке, в текстах художественных произведений.
Концепт «home» в художественных произведениях имеет не только физические характеристики, но является культурной реалией, которая формируется в человеческом сознании в разные периоды жизни и является отражением индивидуального представления автора произведения о «доме», как в произведении Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах». На примере анализа концепта «home» в произведениях Джона Голсуорси можно изучить, как национальную языковую картину мира, отражающую представление о доме англоязычной культуры определенного исторического периода, так и внутреннюю языковую картину самого писателя, вкладывающего в представление о доме совершенно особые авторские представления.
Теоретическая база исследования. Проводился анализ работ таких лингвистов, как И.А. Абиева, Л.Н. Артамонова, А.П. Бабушкин, А.И. Варшавская, И.А. Дубашинский, М.И. Исаева, И.С. Карабулатова, А.А. Подкопаева, Н.Ф. Щербак и работы других ученых.
Целью исследования является выявление структуры концепта «home» в произведении Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» и выявление языковых средств, вербализующих концепт в произведении...
Подобно произведениям Джейн Остин, Голсуорси показывает стремление британцев к роскоши в своем доме, не обращая внимания на духовное измерение. Дом Форсайта - это дом вещей и ритуалов, в котором глубоко спрятаны истинные внутренние чувства, а предметом любви является не совсем эмоция, а действие. Как пишут А. А. Подкопаева и И. С. Карабулатова в книге «Сага о форматах», Голсуорси наглядно продемонстрировал отличительные черты теоретического дома, а также представил новые методы. Помимо базовых пластов, теория включает в себя значения «счастливый», «легкий», «ценности», «хороший» и исключает базовые значения «семья», «любовь», «тепло». Экстерьеры и интерьеры зданий демонстрируют ощущение эталона, в котором нет места эмоциям, а потому подчеркивает стремление английской буржуазии показать свою финансовую жизнь [7].
Таким образом, процесс деперсонализации, а также визуальные элементы, эксплуатируемые культурой, стереотипизируются как индексы. Содержательному гендерированию смысловой сферы противостоит процесс доместикации, предполагающий усиление эмоционального компонента как основы для создания индивидуальной эрзац-понятийной сферы. В этом случае визуальная форма концептуальной области соответствует образцу, сохраняемому национальной культурой, так как этот образец тесно связан с той или иной исторической эпохой.
В заключении представлены результаты исследования и выделены возможности дальнейшей работы в этом направлении...