ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИЕЙ 9
1. 1 Проблема понимания и восприятия художественного текста иностранной аудиторией
9
1.2 Лингвокультурологическое описание художественных концептов как активных
компонентов русской языковой картины мира 19
1.3 Комментированное чтение при анализе рассказов Л. Улицкой («Детство сорок девять») как средство формирования языковой и лингвокультурологической компетентности
студентов 27
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗОВ Л. УЛИЦКОЙ 36
2.1 Особенности языка рассказов Л. Улицкой 36
2.2 Различные значения и функции лексики восприятия на материале рассказов Л.
Улицкой 42
2.3 Комментирование художественного концепта дороги в рассказах Л. Улицкой («Путь осла» и др.) как способ формирования понимания художественных концептов иностранной аудиторией 47
ГЛАВА 3. АССОЦИАТИВНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ Л.
УЛИЦКОЙ 56
3.1 Специфика понимания и восприятия ассоциаций при чтении иностранной аудиторией
художественного текста 56
3.2 Анализ художественного текста рождественских и пасхальных рассказов Л. Улицкой («Бумажная победа» и др.) и их интерпретация в иностранной аудитории 62
3.4. Языковое богатство художественных текстов Л. Улицкой - взгляд автора на мироустройство с целью формирования личности студента-иностранца 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
Данное исследование посвящено лингвокультурологическому анализу художественного текста Людмилы Евгеньевны Улицкой. Мир в рассказах писателя воспринимается читателем очень чутко, потому что сами герои - люди с глубоким внутренним содержанием, тонкой душевной организацией, ранимые, чувственные, видят, слышат, чувствуют многое иначе, чем большинство людей. Они «видят, слышат и чувствуют» своим сердцем, душой... Это выражается различными языковыми средствами и способствует созданию яркой картины текстовой реальности.
Творчество Л. Улицкой изучалось многими литературоведами. Ее рассказы проникнуты совершенно особым мировоззрением, которое, тем не менее, оказывается близким многим людям. Такое восприятие многих явлений окружающего нас мира во всем многообразии их свойств оказывается очень значимым в психологической и социальной деятельности человека и во многом позволяет строить поведенческие модели и собственные действия.
Актуальность исследования. Начало XXI века ознаменовано повышенным интересом к вопросам восприятия, к проблемам человеческой эмоциональности, а в связи с этим и к моральным вопросам, и это неудивительно. Проблема нравственности в литературе, а значит, и в нашей жизни всегда была актуальна. Наше сложное время переоценки и даже «вытеснения» моральных ценностей не стало исключением, когда такие негативные качества человека, как невоспитанность, жестокость, ложь, предательство, равнодушие, нечестность встречаются практически на всех уровнях жизни российского. Поэтому рассказы Л. Улицкой разных лет, как о довоенных или послевоенных советских временах, так и о нашей российской действительности, по-прежнему актуальны и ценны и сейчас.
Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена важностью изучения лингвокультурологического анализа, в частности, обозначений восприятия как основного канала получения информации об окружающем мире. В то же время творчество Улицкой становится все более значимым, поскольку в настоящее время требования к литературе как источнику воспитания и сохранения морально-этических качеств людей любого возраста в российском обществе особенно возрастают, поскольку уровень нравственности при все возрастающей информатизации общества неизбежно падает, несмотря на то, что широкое использование электронных носителей делает доступными многие литературные источники. Низкий уровень культуры, пренебрежение к морали не будут способствовать формированию нравственных ценностей у людей, и что особенно важно и значимо - у детей, то есть у подрастающего поколения, за которым будущее...
Наша работа посвящена лингвокультурологическому анализу художественного текста Людмилы Евгеньевны Улицкой, творчество которой воспринимается читателем глубоко и эмоционально, поскольку сами герои писательницы, на наш взгляд, являются удивительными людьми с глубоким внутренним содержанием, искренними, впечатлительными, чувственными. Они видят, слышат и чувствуют не так, как все остальные, а сердцем и душой. Иностранные студенты более глубоко могут прочувствовать это при проведении лингвокультурологического анализа рассказов писателя. Кроме того, различные языковые средства художественного текста должны способствовать созданию яркой картины текстовой реальности и формированию языковой личности.
В то же время рассказы Л. Улицкой настолько высоконравственны, что заключенный в них огромный потенциал духовности, яркое художественное слово и выразительные литературные образы способны пробудить в читателе "добрые чувства", сформировать в сердцах читателя понятие порядочности, добросовестности, чуткого отношения к окружающим, тонкого понимания нашей национальной культуры иностранным студентом.
Поэтому целью работы было изучение лингвокультурологического подхода к художественному слову именно рассказов Л. Улицкой.
Цель работы была достигнута путем решения следующих задач:
- систематизированы и проанализированы основные методы и формы лингвокультурологического анализа;
- словарный запас зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, тактильного восприятия охарактеризован как стратегия формирования понимания художественного текста иностранной аудиторией;
- проанализированы методы и особенности комментированного чтения как средства формирования лингвистической и лингвокультурологической компетентности студентов;
- выявлена специфика понимания и восприятия ассоциаций при чтении художественного текста иностранной аудиторией и систематизирован арсенал средств выражения перцептивной семантики в языке и тексте;
- рассмотрены концепт дороги, а также концепция проблемы отражения моральных ценностей, а также тенденции развития моральных ценностей в рассказах;
- исследовано влияние художественного слова рассказов Л. Улицкой на нравственное воспитание студентов;
- рассмотрены художественные образы, необходимые сегодня зарубежной аудитории для понимания нравственных ценностей российского общества;..
1. Авдевнина О. Ю. Категория восприятия и средства ее выражения в современном русском языке. Автореф. дис. доктора филологических наук. -М., 2014. - 1065 с.
2. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 282 с.
3. Амирова Т. А. и др. История языкознания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Амирова, Б. А. Ольховиков, Ю. В. Рождественский; Под ред. С.Ф. Гончаренко. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 483 с.
4. Андреева С. М. Формирование коммуникативной культуры «вторичной языковой личности» иностранных студентов-филологов в процессе обучения русскому языку (подготовительный факультет): Дисс. ... канд. пед. наук. Белгород, 2003. - 333 с.
5. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - М., 1974. - 376 с.
6. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/2001-02-036 (дата обращения 16.09.21).
7. Богин Г. И. Методологическое пособие по интерпретации художественного текста (для занимающихся иностранной филологией) (рукопись). [Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru/resource/ 096/42096/files/bogin-glava1_2.htm (дата обрашения 14.09.21).
8. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. - Л., 1984. - 24 с.
9. Богин Г. И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику. - М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. - 516 с.
10. Болотнова Н. С. Когнитивный стиль языковой личности в структуре
модели идиостиля: к постановке проблемы [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnyy-stil-yazykovoy-lichnosti-v- strukture-modeli-idiostilya-k-postanovke-problemy (дата обращения
08.10.21).
11. Бондарева Л. М. Память как объект когнитивных исследований // Реальность, язык и сознание: Межд. межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 3. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005.
12. Бубырева Ж. А. Анализ существительных тактильного и кинестетического восприятия (на материале русского, французского и английского языков) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». - 2011. - № 6 (101). Т. 9. - С. 105-111.
13. Васильев Л. М. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. - Вып. 5. Ментальные предикаты. Модальные предикаты. Предикаты восприятия. - Уфа, 2005. - 464 с.
14. Волошинов В. Н. Слово в жизни и слово в поэзии // Звезда. - 1926. - № 6. - С. 244- 267.
15. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 144 с...65