Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Воронежской области 6
1.1. Прородно-ресурсный потенциал Воронежской области 9
1.2 Хозяйственная характеристика Воронежской области 13
Глава 2. Характеристика системы обращения с отходами Воронежской области. 18
2.1 Экологическая безопасность в системе обращения с отходами 18
2.2 Законодательная база в области управления с отходами В.0 19
2.3. Организация системы обращения с отходами Воронежской области 20
2.3.1. Источники образования отходов в Воронежской области 20
2.3.2 Классификация отходов 20
2.3.3. Виды отходов, имеющие высокий класс опасности 23
2.3.4 Организация переработки отходов в Воронежской области 28
2.4 Зарубежный опыт переработки отходов 35
Глава 3. Анализ комплексной схемы обращения с отходами на территории
Воронежской области на 2020 год 38
3.1 Объемы образования и нормы накопления ТБО 38
3.2 Межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие комплексы
(МЭОК) 39
3.3 Краткая характеристика МСК, стоимость проведения мероприятий по
строительству полигонов 43
Заключение 46
Список литературы 49
Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ)[25].
Изменениям была подвергнута терминология, применяемая в области обращения с отходами. А именно они коснулись и наиболее часто образуемых отходов — твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов: твердо-коммунальные отходы.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами[25].
В настоящее время в результате неправильного обращения с отходами происходит интенсивное загрязнение территорий, что влечет за собой загрязнение почвы и гидросферы. В связи с этим, решение проблемы обращения с отходами в нашей стране приобретает в настоящий момент первостепенное значение.
Снижения неблагоприятного воздействия отходов на здоровье населения и среду обитания можно достичь путем внедрения новых малоотходных технологий в процессе производства, уменьшить объемы образования отходов в
пунктах, путем улучшенной организационной системы,
использования полупродуктов и отходов в качестве вторичного сырья.
Еще одним путем снижения неблагоприятного воздействия отходов на окружающую среду являются мероприятия по приведению существующих полигонов в улучшенное состояние, строительство новых полигонов, рекультивация земельных свалок, мониторинг состояния окружающей среды, разработка региональных программ обращения с отходами.
Проблема с отходами на территории Воронежской области стоит очень остро. Так, по данным статистической отчетности 2016 года «Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области» на территории области было образованно более 7 млн. тонн отходов [24]. Для Воронежской области это достаточно много...
При подготовке выпускной квалификационной работы была поставлена цель - рассмотреть характеристику системы обращения с отходами, а также проанализировать комплексную схему обращения с отходами на территории Воронежской области, на примере двух регионов (Воронежского округа и Борисоглебского городского округа).
Реализации цели исследования способствовало решение следующих задач:
1. Ознакомление с общей характеристикой Воронежской области.
2. Изучение законодательной базы в области обращения с отходами.
3. Рассмотрение организации системы переработки отходов.
4. Анализ пути усовершенствования в области обращения с отходами, определённого в комплексной схеме обращения с отходами на 2020 год.
При решении поставленных задач, были сделаны следующие выводы:
- Выгодное физико - географическое положение и богатый природно-ресурсный потенциал в большей степени способствует развитию хозяйственных отраслей таких как электроэнергетика, сельское хозяйство, машиностроение и химическая промышленность.
- Рост населения и потребительского спроса, а также рост производства является основными причинами роста образования отходов. При организации системы обращения с отходами должна обеспечиваться экологическая безопасность. Для ее реализации Правительством Воронежской области была утверждена законодательная база в области управления с отходами. В свою очередь законодательство Воронежской области основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об охране окружающей среды", Федеральном законе "Об отходах производства и потребления". Законодательство области для классификации отходов использует Федеральные Законы и другие нормативно-правовые акты.
- В настоящее время деятельность в области обращения с отходами на территории Воронежской области сопровождается значительными потерями
ресурсов, а также увеличением степени загрязнения окружающей среды...
1. Бережной А.В.[текст]:учебник / Склоновая микрозональность ландшафтов среднерусской лесостепи. Воронеж: Издательство ВГУ, 2009. - С. 140.
2. География Воронежской области [Текст] /Под ред. В.В. Подколзина. - Воронеж: Типография ВИПКРО, 2002. - С. 111.
3. Комплексная система обращения с отходами на территории Воронежской области [Текст]: /Департамент природных ресурсов и экологии воронежской области, приказ от 20 февраля 2014года. Воронеж 20.02.14.
4. Минприроды России от 15 июня 2001. № 511 «Критерий отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» [Текст]/ г.Москва 15.06.2001 №511.
5. Реймерс Н.Ф. Природопользование [Текст]: / Словарь-справочник. - Москва: Мысль, 1990. - С. 637.
6. Закон Воронежской области от 03.11.2015 N 147-ОЗ «Об отходах производства и потребления на территории Воронежской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской области в сфере обращения с отходами производства и потребления»[Текст]/ принят областной Думой 29 октября 2015 года - г. Воронеж 03.11.2015.
7. Приказ Минприроды России от 04.12.2014 N 536, Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду[Текст]/ - приказ - зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2015 г.
8. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления [Текст]/ принят Государственной Думой 22 мая 1998 года - одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года. Москва, Кремль 24.06.98.
Электронные ресурсы.
9. Водные ресурсы Воронежской области - http://svyato.info/5725- vodnye- resursy-voronezhskojj -oblasti.html
10. Воронежский Гид. Машиностроение и химическая промышленность Воронежской области - https://vrnguide.ru/generalinformation/economy/geomvo.html
11. Доклад о состоянии окружающей среды на территории Воронежской области 2014 год -
http://www.greenpatrol.ru/sites/default/files/doklad_o_sostoyanii_okruzhabshchey_sred y_voronezhskoy_oblasti_2014. pdf
12. Г енеральная схема Россошанского района -
http: //www. ro ssadm. ru/shemy/generalsh.html
13. ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсообережение.
Обращение с отходами. Термины и определения.ГОСТ 30772-2001 - http://docs.cntd.ru/document/1200028831
14. Зарубежный опыт переработки отходов - http://www.avfallsverige.se/
15. Инструкция о порядке временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления - http://eco- profi.info/index.php/othod/instr/589-instr-0000000000000-2.html...25