Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка кредитоспособности заемщика - юридического лица

Работа №17304

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1533
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
1.1. Понятие, цель и задачи оценки кредитоспособности заемщика 6
1.2. Информационная база оценки кредитоспособности заемщика 11
1.3. Отечественный и зарубежный банковский опыт оценки кредитоспособности 19
Глава 2. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» (И.П. Думен-Бады С.О.) 27
2.1. Характеристика ПАО «Сбербанк России» 27
2.2. Методы и оценки кредитоспособности юридического лица 38
2.3. Анализ кредитоспособности ИП «Думен-Бады С.О.» 42
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ 50
3.1. Проблемы оценки кредитоспособности И.П. Думен-Бады С.О.... 50
3.2. Перспективы развития оценки кредитоспособности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64

В современных условиях вопрос качества взаимоотношений банков с предприятиями - контрагентами приобретает особую важность. Банки в свою очередь, уделяют особое внимание анализу кредитоспособности потенциальных клиентов. Кредитование предприятий относится к традиционным видам банковских операций. Процесс кредитования связан с действием многочисленных факторов риска, которые могут повлечь за собой неисполнение обязательств заемщиком и как следствие, обесценение ссуды. Поэтому анализ кредитоспособности становится важной, неотъемлемой задачей банков. Ведь практически от возможностей банка провести анализ кредитоспособности клиента зависит успешность его деятельности.
В рамках данной работы рассматриваются скоринговые методы оценки кредитоспособности на основе методики банка ПАО «Сбербанк России». Под скорингом следует понимать метод балльной оценки по набору критериев. Скоринг позволяет принимать решение о выдаче кредита всего за несколько секунд. Но принятию решения предшествует сбор информации о клиенте.
Актуальность темы обусловлена тем, что на определенных этапах производственного процесса почти все организации испытывают недостаток средства для осуществления тех или иных хозяйственных операций. То есть возникает необходимость в привлечении внешних источников, поэтому в современных условиях российской экономики перед банковской системой страны существуют проблемы совершенствования кредитных операций и определения финансового состояния заемщика.
Начало исследований в сфере разработки формализованного подхода к оценке кредитоспособности предприятий-заемщиков было положено такими зарубежными учеными, как Э. Альтман, Дж. Синки, Э. Боди, А. Кейн, А. Маркус, Э. Найман. Среди отечественных ученых данную проблему разрабатывали такие ученые, как О.И. Лаврушин, Д.А. Ендовицкий, Г.Н. Белоглазова, Е.В. Тихомирова, Н.А. Федорова и другие.
Проблема разработанных к настоящему времени подходов к оценке кредитоспособности в том, что в них делается акцент на статистические оценки, а не на оценки, рассчитываемые для будущих периодов, в то время как Банк должен принимать кредитное решение, результаты которого можно оценить только в будущем. Сделать прогноз на основе только формализованных подходов к анализу невозможно. Поэтому более эффективно будет использовать математический инструментарий в сочетании с экспертной оценкой. В настоящей работе кредитоспособность конкретного заемщика оценивается на основе модели кредитного скоринга ПАО «Сбербанк России».
Целью является изучение теоретических аспектов оценки кредитоспособности заемщика Сбербанком РФ и выявление на основе рекомендаций заемщику.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
S раскрыта экономическая сущность анализа кредитоспособности, изучена цель анализа и методы;
S выявлены основные проблемы существующих подходов к оценке кредитоспособности;
S определена информационная база анализа;
S проанализирована методика оценки финансового положения заемщика Банка ПАО «Сбербанк России» на примере заемщика ИП «Думен-Бады С.О.».
Объектом исследования выступают общественные отношения по оценке кредитоспособности заемщика дополнительного офиса ПАО «Сбербанк» г. Кызыл.
Предметом исследования - кредитоспособность клиентов (юридических лиц) данного коммерческого банка.
Выполнению поставленных задач способствовали следующие методы: в рамках финансового анализа - вертикальный и горизонтальный сравнительные анализы, коэффициентный метод, анализ абсолютных и относительных показателей; в рамках скоринговой модели - рейтинговый метод с присвоением категорий качества; в рамках анализа скоринговой модели - регрессионный анализ с построением модели зависимости скоринговых баллов от важнейших показателей риска.
При написании теоретической главы использовалась литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая принципы и методику анализа кредитоспособности заемщиков. Также были изучены периодические издания, такие как «Банковское дело», «Управление в кредитной организации» и другие. Аналитико-расчетная часть диплома выполнялась на основе финансовых документов выбранных заемщиков, при этом в качестве примера для анализа было выбрано ИП «Думен-Бады С.О.». Документы включали в себя финансовую отчетность, отчет о прибылях и убытках, расшифровки основных бухгалтерских статей, оборотно - сальдовые ведомости по счетам 60 и 62.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с принятой Концепцией развития Сбербанка России, миссией Сбербанка России является обеспечение потребности каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного, на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надежности; обеспечение устойчивого функционирования российской банковской системы, сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор экономики; содействие развитию экономики России. Для достижения поставленных целей банк решает следующие задачи:
S внедряет новую технологию работы с клиентом, основанную на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту;
S сохраняет лидирующую роль на розничном рынке страны;
S усиливает работу с корпоративными клиентами, привлечь и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов; S увеличивает удельный вес корпоративных клиентов в привлеченных
средствах до 25%, долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто до 45%;
S опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечивает сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедряет современные методы управления ими;
S повышает удельный вес непроцентных доходов в структуре общих доходов банка за счет развития услуг, предоставляемых клиентам, обеспечивая долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%;
S внедряет в банк полнофункциональную систему управления рисками;
S повышает управляемость банком путем расширения самостоятельности территориальных банков.
Банк в настоящее время эффективно использует имеющиеся конкурентные преимущества, к которым относятся доверие клиентов, более чем полуторавековая история, богатые традиции и опыт обслуживания частных лиц.
Поставленные цели и задачи требуют от банка принятия маркетинговой политики, отвечающей потребностям и предпочтениям целевых групп существующих и потенциальных клиентов. Сбербанк видит своих клиентов среди всех групп населения страны, предприятий любой формы собственности во всех отраслях народного хозяйства, кредитных организаций и других финансовых учреждений, институтов государственного управления. Банк при этом остается социально ориентированным и учитывает это при работе с клиентами. Сбербанк прогнозирует развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводит маркетинговые исследования, разрабатывает и предлагает полный спектр банковских продуктов и услуг.
Важнейшей проблемой экономики в целом и банковской системы в частности является комплексное раскрытие содержания рисков с позиций участников операций; снятие принципиальных разногласий в различных трактовках управления рисками; определение направлений совершенствования управления рисками как условия стабилизации экономики. Как было отмечено ранее, в целом система управления рисками по учреждениям Сбербанка России является достаточно эффективной. Банк реализует требования мирового банковского сообщества об усилении внутреннего банковского контроля, в частности, при оценке кредитного, операционного, и рыночного рисков, а также по достаточности капитала.
Банк должен оперативно реагировать на изменения в политической, социальной, экономической среде. Особое внимание следует уделять системным рискам, связанным с изменением условий банковской деятельности по решению законодательных и регулирующих органов, а также с ухудшением состояния экономики, государственного бюджета и долга, изменением темпа инфляции и динамики валютного курса. Несмотря на принятие закона о борьбе с легализацией криминальных доходов, данный непредвиденный риск, обусловленный фактами криминализации банковской системы, достаточно высок. С целью нейтрализации подобных непредвиденных рисков в Сбербанке получает свое дальнейшее развитие система комплекс - контроля.
Отсутствие или недостаток имущественного залога высокодоходных операций на рынке ценных бумаг, высокий риск невозврата кредита, большие операционные издержки, требуют от банков более активного участия в кредитовании малого бизнеса. Традиционная методика оценки кредитоспособности заемщика неприемлема для малого бизнеса из-за высокого процента ошибок в его финансовой отчетности, использования различных схем ухода от налогообложения. В связи с этим можно предложить более эффективную технологию анализа финансового состояния малого предприятия: составление представителем банка баланса, отчета о прибылях и убытках, движении денежных средств на основе данных, представленных заемщиком, или первичных документов, полученных им при посещении проверяющими; финансовый анализ всех видов деятельности заемщика; учет при составлении отчета о прибылях и убытках расходов на семью; лимит суммы ежемесячного погашения кредита не выше 70% остатка денежных средств на конец месяца за вычетом расходов на семью; проверка наличия неофициальных заимствований у частных кредиторов на основе сравнительного анализа отчетности за несколько периодов; налаживание длительного сотрудничества банка с малым предприятием.
Развитие Интернет - технологий может не только ослабить конкурентные преимущества Сбербанка в собственной технологической инфраструктуре и создать реальную угрозу увеличения риска технологической неконкурентоспособности, что требует от банка принятия адекватных мер. Сочетание системы «Банк - Клиент» на базе Интернет - технологий и собственной надежной расчетной системы, обеспечивающей необходимую скорость проведения платежей, позволит банку соответствовать требованиям информационной безопасности расчетов с использованием Интернета и выйти на лидирующие позиции в данной технологической сфере.
Таким образом, Сбербанк России, являясь банком общенационального масштаба, должен стать эталоном банковской системы страны. Банк стремится к наивысшим стандартам обслуживания клиентов, защищает интересы каждого клиента. Банк считает важным обнародовать и строго придерживаться в своей деятельности следующих принципов корпоративной политики:
банк соблюдает законы, этические нормы и правила честного ведения бизнеса, безусловно выполняет свои обязательства и дорожит своей репутацией;
банк придерживается принципа нейтральности в отношении финансово-промышленных групп, политических партий и объединений и осуществляет свою деятельность в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров;
банк не финансирует экологически вредные и социально опасные производства, проекты и программы;
банк учитывает социальную значимость своей деятельности и рассматривает социальный фактор наряду с экономическим;
банк развивает новые операции и направления, исповедуя принцип умеренного консерватизма;
банк чтит традиции российского предпринимательства, способствует их возрождению.
Сбербанк России, не имея льгот и преференций, работая с другими банками в рамках единой, установленной Банком России нормативной базы, является лидером на большинстве сегментов рынка, успешно конкурирует с крупными коммерческими кредитными организациями на российском рынке банковских операций и услуг.



1. «Правила кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка РФ» от 10.07.1997 № 229 - р.
20. Афанасьева О.М. Проблемы банковского кредитования реального сектора экономики // Банковское дело. - 2014. - №4.
2. Баканов М.Л. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. М.: Финансы и статистика, 2012. - 356 с.
21. Баканов М.М. Анализ коммерческого риска // Бухгалтерский учет. - 2013. - № 10.
3. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. - С-Пб: Питер, 2012 - 314с.
4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Как управлять экономикой / И.Т. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2014. - 234 с.
5. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2013 - 725с
6. Вишняков И.В. Методы и модели оценки кредитоспособности заемщиков. СПб.: СПбГИЭА, 2012. - 267 с.
7. Гамза В.А. Об оценке кредитоспособности заемщика. - Деньги и кредит. -2015. - №2, с.50-54.
8. Гиляровская Л.Т. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов / Л.Т. Гиляровская, С.Н. Паневина. СПб.: Питер, 2013. - 323 с.
9. Гиляровская Л.Т. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов / Л.Т. Гиляровская, С.Н. Паневина. СПб.: Питер, 2013. - 323 с.
10. Грюнинг Х. ван, Брайович Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском
/ Пер. с англ.; вступ. сл. д.э.н. К.Р. Тагирбекова - М: Издательство «Весь Мир»,2017. - 304 с.
22. Джурабаева Г.К., Музыко Е.И. Методика построения рейтинговых скоринг - моделей оценки кредитоспособности предприятий - заемщиков // Сборник научных трудов НГТУ. - 2013. - № 1(51). - 119 с.
11. Ендовицкий Д. А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / Д.А. Ендовицкий; под ред. Л.Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2016. - 356 с.
12. Жарковская Е.П. Банковское дело: курс лекций. - М: Омега-Л, 2013 - 289с.
13. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - М: Банки и биржи, 2013 - 328с.
23. Земцов, А.А., Осипова Т.Ю. Кредитный скоринг // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - №2(3).
14. Инструкция Сбербанка РФ «О кредитовании юридических лиц учреждениями Сбербанка РФ» от 26.10.1993 №26 - р.
15. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2014 - 684с.
24. Кондратюк Е.А. Понятие банковских рисков и их классификация. - Деньги и кредит. - 2014. - №6, с.43-50.
кредитных историях" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004);
25. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.Н. Крейнина. М.: Дело и сервис, 2011. - 140 с.
26. Лаврушин О.И. Банковские риски: учебник для ВУЗов / О.И. Лаврушин, К.Л. Красавина, Н.И. Валенцева. М.: КНОРУС, 2012. - 210 с.
27. Лаврушин О.И. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2014 - 760с.
28. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. - М: Финансы и статистика, 2014 - 764с.
29. Лукин М.И. Комплексная скоринг-модель оценки кредитного риска предприятий-заемщиков // Экономико-математические методы. - 2014. - № 5.
30. Москвин В.А. Кредитование инвестиционных проектов: Рекомендации для
предприятий и коммерческих банков / В.А. Москвин. М.: Финансы и статистика, 2011. - 267 с.
31. Ольшаный А.И. Банковское кредитование - российский и зарубежный опыт / А.И. Ольшаный. М.: РДЛ, 2011. - 78 с.
организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», утв. Банком России 26.03.2004, ред. от 24.12.2012, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013 // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
32. Осипенко Т.В. Бюро кредитных историй как инструмент снижения банковских рисков. - Банки. - 2013. - №2, с.12-19.
33. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческих банков. - М: Финансы и статистика, 2014 - 216с.
16. Положение № 254-П «О порядке формирования кредитными
17. Положение ЦБР «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с размещением и привлечением денежных средств банками» от 24.12.1998 №64 - П.
18. Положение ЦБР «О порядке предоставления кредитными организациями денежных средств и их возврата» от 27.07.2001 №144 - П.
34. Прохно Ю.П. Теоретические и практические аспекты оценки предприятия - заемщика коммерческим банком. - Деньги и кредит. - 2014. - №7, с.46-49.
35. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. - М: Дело Лтд, 2011 - 405с.
36. Русанов Ю.Ю. Проблемы управления рисками. - Деньги и кредит. - 2011. - №4, с.56-62.
37. Садретдинов И.Е. Скоринговая модель оценки кредитных рисков в рамках применения процессного подхода к управлению коммерческим банком // Новая экономическая ассоциация. - 2015. - № 2. - С. 30-36.
38. Самойлов А.А. Анализ финансового положения предприятий как
потенциальных заемщиков. - Деньги и кредит. - 2012. - №9, с. 29-32.66
39. Севрук В.Т. Методы оценки и прогнозирования банковских рисков // Управление в кредитной организации. - 2014. - № 3.
40. Симонов Ю.Ф. Жилищный кредит (ипотека). - Ростов-на-Дону: МарТ, 2011 - 156с.
41. Соложенцев Е. Д., Степанова Н. В., Карасев В.В. Прозрачность методик оценки кредитных рисков и рейтингов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - 197 с.
42. Статьи в периодической печати и сборники научных трудов Андреева Г.А. Скоринг как метод оценки кредитного риска. // Банковские технологии. - 2016. - № 6.
43. Тутова Н.И. Роль рейтинговой оценки в банковской деятельности. - Банки. -2010. - №7, с. 27-31.
19. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О
44. Шаталова Е.П. Оценка кредитоспособности заемщиков банковском менеджменте: учебник для ВУЗов / Е.П. Шаталова, А.Н. Шаталов. М.: КНОРУС, 2012. - 168 с.
45. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев. М.: ИНФРА-М, 2011. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ