Введение 3
Глава I. Категория комического в русской литературе
1.1. Понятие и формы комического в русской литературе .••••••••••• .•••••••• .••••••••......... .••••••••... .••••••••••• .•••••••• .•••••••• .•••••••• ..••••...^6
1.2. История формирования категории комического в русской
литературе 12
1.3. Изобразительно-выразительные средства создания комического
эффекта 15
Выводы по главе I 21
Глава II. Специфика форм комического в малой прозе С. Довлатова
2.1. Приемы создания комического эффекта в цикле С. Довлатова «Чемодан» 23
2.2. Юмор как форма комического в малой прозе С. Довлатова 32
2.3. Сатира как форма комического в малой прозе
С. Довлатова 36
Выводы по главе II 40
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Сергей Донатович Довлатов - один из наиболее известных писателей второй половины XX века, его творчество отличается лаконизмом, вниманием к художественной детали, многообразием форм комического.
С. Довлатов писал в тот момент, когда на литературном небосклоне возникали такие имена, как В.М. Шукшин, Ю.П. Казаков, Ф.А. Искандер и другие. Он, как и многие писатели его поколения, был разочарован семидесятыми годами ХХ века. Талант Сергея Довлатова яркий и неординарный: юмор в произведениях автора тесно связан с сатирой и иронией, комическое начало нередко граничит с трагическим, а герои отличаются жизненностью и непосредственностью, их волнуют непреходящие вопросы бытия, это новые герои, герои современного времени, находящиеся в поисках высшего смысла жизни в условиях суровой советской действительности второй половины ХХ века.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена, с одной стороны, неугасающим интересом историков и теоретиков литературы к проблемам комического, с другой - изучением этих проблем на конкретном историко-литературном материале - на примере произведений одного из известнейших писателей второй половины ХХ века - Сергея Довлатова.
Научная новизна данной работы обусловлена отсутствием исследовательских работ, посвященных формам комического в малой прозе Сергея Довлатова.
Объектом исследования в данной работе являются формы комического в малой прозе Сергея Довлатова.
Предметом исследования в данной работе является специфика форм комического в рассказах Сергея Довлатова.
Материалом исследования послужили рассказы писателя, составляющие цикл «Чемодан», а также рассказ «Когда-то мы жили в горах»...
Целью данного исследования было проанализировать и выявить специфику форм комического и способы их создания в малой прозе С. Довлатова. Для начала для этого было необходимо изучить понятие комического как эстетической категории, чтобы впоследствии рассмотреть формы комического в малой прозе С. Довлатова и выявить характерные приемы их выражения.
Основными формами комического, по Ю.Б. Бореву, являются юмор и сатира. Придерживаясь данной классификации, мы изучили малую прозу С. Довлатова в аспектах этих двух комических форм.
Исследование художественного мира малой прозы С. Довлатова показало, что категория комического в его творчестве является не просто индивидуальной чертой стиля, а отражением культурных ценностей эпохи и советских реалий. Герои С. Довлатова сталкиваются с различными абсурдными ситуациями в условиях советской действительности.
Формы комического в малой прозе С. Довлатова выполняют множество функций, начиная от речевой характеристики персонажа и заканчивая созданием философского подтекста и обличения пороков общества. Однако за этим скрыто нечто большое - это своеобразный вызов, который автор бросает читателю, словно задавая немые вопросы: «Готовы ли вы мириться с невежеством? Готовы ли вы развиваться культурно?». Герои С. Довлатова являются во многом антипримером для читателя , он подчеркивает их пороки с помощью комических форм, заставляя читателя не просто смеяться, но и задуматься о собственном культурном и нравственном развитии.
В первой главе мы рассмотрели такие понятия как комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм. Для этого использовались научные работы философов, статьи Большой советской энциклопедии, труды таких литературоведов, как В.Я. Пропп, М.М. Бахтин и Ю.Б. Борев. Были проанализированы различные подходы к классификации форм комического. Подробно были изучены изобразительно-выразительные средства, используемые для создания комического эффекта и уровни языка,в рамках которых они существуют. На фонетическом уровне можно выделить такие средства, как интонация, ономатопея, спунеризм, метатеза, аллитерация. На лексическом уровне выделяются алогизмы, каламбур, фразеологизмы, вульгаризмы. На синтаксическом уровне выделяются парцелляция, параллелизм, риторические вопросы, использование придаточных предложений разных видов...
1. Абсурд // Большая советская энциклопедия: в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М.: Советская энциклопедия, 1926—1947.
2. Арьев А.А., Скульская Е., Генис А. Три города Сергея Довлатова. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 248 с.
3. Аллитерация. Большая российская энциклопедия // Большая российская
энциклопедия: сайт. - URL: https:ZZbigenc.ru/cZalliteratsiia-
b52377?ysclid=lx4r0gqhre952346713 (дата обращения: 05.02.2024)
4. Алогизм в литературе. Гоголь, Салтыков-Щедрин, Хармс // Рустьюторс : сайт. - URL: https:ZZrustutors.ru/litvedZlitterminZ1444-alogizm-v-literature- gogol-saltykov-schedrin-harms.html (дата обращения: 08.04.2024)
5. Алпатов С. В., Шамин С. М. Европейский юмор в России XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2013. — № 4. — С. 21—33.
6. Анекдот // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 17.—509 с.
7. А.С. Грибоедов Горе от ума. Текст произведения // Интернет-
библиотека Алексея Комарова: сайт. - URL:
https:ZZilibrary.ruZtextZ5Zp.1Zindex.html?ysclid=lwazskntvi721404938
(дата обращения : 15.03.2024)
8. Бахтин М.М. Сатира // Собрание сочинений: В 7 тт. М., 1997. Т.5. С.35.
9. Берсигон, А. Смех / А. Берсигон. - Москва : Искусство, 1992. - 127 с.
10. Большев, А. О. «Человек человеку - все, что угодно»: к вопросу о
специфике персонажного мира Сергея Довлатова / А. О. Большев // Филология и культура. - 2020. - № 3 (61). - С. 122-126. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44170794_51828744.pdf (дата
обращения : 20.03.2024)
11. Борев, Ю. Б. Комическое / Ю. Б. Борев. - М.: Искусство, 1970. - 10 с.
12. Борев, Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / Ю.Б. Борев. - Москва: Астрель, 2003. - 574 с.
13. Бродский, И. А. О Сереже Довлатове / И. А. Бродский // Звезда. - 1992. -№ 2. - С. 4 - 6.
14. Вайль, П. Л. Без Довлатова/ П. Л. Вайль // Звезда. - 1994. - № 3. - С. 162
- 165.
15. Вандриес, Ж. Язык / Ж. Вандриес. - Москва : Гос.соц.-экон. изд-во, 1937.
- 410 с...69