Введение 3
Предпроектный анализ 5
1.1 Анализ предметной области 5
1.2 Анализ аналогов и возможный функционал ГИС 7
1.3 Диспетчерские системы спутникового мониторинга 16
2 Анализ объекта и предмета исследования 20
2.1 Описание бизнес-процессов объектов исследования 20
2.2 Описание предмета и обоснование выбора средств проектирования
ГИС контроля транспорта 26
3 Методология проектирования информационной системы 36
3.1 Описание бизнес-процессов и технологии выполнения исследуемого
процесса 36
3.2 Диаграмма классов 43
3.3 Диаграмма развертывания 45
3.4 Диаграмма компонентов 46
4 Реализация геоинформационной системы по контролю за транспортом 48
4. Разработка и внедрение информационной системы 48
4.2 Анализ затрата экономического эффекта разработки информационной системы 59
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложение 72
Современное экономическая ситуация предприятий транспортного комплекса, показала, что эффективная деятельность и развитие рынка перевозок невозможны без модернизации производства и внедрения новых технологий в данной отрасли, преимущественно, в области организации движения, управлении парком транспортных средств, повышении качества обслуживания, реализации комплексной системы безопасности и т.д.
Около 80% всей информации содержит геоданные, то есть разнородные сведения о распределенных в пространстве объектах, явлениях и процессах. Обладание такой координатной и привязанной информацией, а так же возможность ее быстрого просмотра и анализа играет важную роль в управлении и развитии транспортной инфраструктуры. Работать с такими данными помогают технологии географических информационных систем (ГИС)[6,с.37].
Географические информационные системы становятся ценным инструментом в управлении наземным и воздушным сегментами авиатранспорта, в железнодорожной транспортной инфраструктуре, в решении комплексных задач для территориально распределенных автотранспортных систем, для развития морского и речного судоходства.
Находясь в постоянном контакте с пользователями программных продуктов, ведущие разработчики ESRI пришли к решению о необходимости создания единой масштабируемой архитектуры для программного обеспечения ГИС. До сих пор программные продукты ESRI были совместимы на уровне данных, и построены на основе разных программных кодов, которые поддерживали и развивали разные команды разработчиков [13,с.81].
Актуальность темы выпускной квалификационной работы прослеживается в том, что применение ГИС в транспортной сфере помогает существенно повышать эффективность, обеспечивая при этом больший объем перевозок и делает транспортную систему в целом более безопасной. При этом значительный эффект может быть достигнут уже за счет повышения качества управления имеющимися активами и более тщательного планирования инвестиций в развитие...
Использованиеавтоматизированныхрабочихинструментоввнастоящеевре мяпрониклопрактическивовсеаспектысовременнойжизни и работы, от удаленных офисов и полностью
автоматизированныхпредприятийдоумныхдомовиперсональныхустройств. СистемауправленияплановымиперевозкамисиспользованиемГИС- технологийявляетсяпримеромтакогопрограммногообеспечения,которое может значительно упростить и улучшить процесс автоматизацииперевозок.
Современный человек не представляет своей жизни без информационных систем и технологий, они проникли во все сферы современного общества и отрасли производства. Одна из таких отраслей - транспорт, где ГИС можно эффективно применять для управления транспортной инфраструктурой. Основанием для применения ГИС в транспортной отрасли является то, что почти все типы данных обладают пространственной составляющей [3,с. 191].
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель - проектирование ГИС по контролю над транспортом компании.
За объект исследований и разработки информационной системы была выбрана транспортная компания ООО «Согруз», активно действующая более 10 лет в Санкт-Петербурге и за его пределами.
В рамках этого были решены ранее определенные задачи, по каждой сделаны выводы: проведен анализ объекта и предмета исследования, проведено описание бизнес процессов, представлена основная информация о рассматриваемойкомпании. Так как предприятие испытывает проблему в отчетности, как по использованию ГСМ, так и по техническому контролю,то рассмотрены именно эти бизнес процессы и их информационное обеспечение.
Рассмотрена информационная схема реализации бизнес-процесса контроля за транспортом, прописана последовательность действий, осуществляемых диспетчерской службой. Детальное внимание уделено основным проблемам бизнес - процесса технического состояния подвижного состава предприятия, среди которых основные - слабое информационное взаимодействие среди служб и отделов предприятия, а также отсутствие централизованного контроля, за процессами транспортировки ирасходу топлива в автоматизированном режиме, которую можно решить созданием геоинформационной системы. Были выделены основные требования к системе.
Проведено описание предмета, анализ аналогов и обоснование выбора средств разработки ГИС контроля транспорта. Определена спецификация проектируемой системы - компьютерный мониторинг местонахождения и основных параметров транспортных средств, работающих на линии. Определены подсистемы и требования к функциональности информационной системы. Решено, что контроль топлива будет осуществляться с использованием ёмкостных датчиков уровня топлива...