Введение 2
Глава I. Автобиографическое начало в женской прозе XIX века 9
Выводы по I главе 16
2.1 Творчество Авдотьи Яковлевны Панаевой 18
2.2 Дискуссия 1840-х гг. о любовно-семейной этике 24
2.4 Принципы сюжетостроения и мотивной организации прозы А. Панаевой 29
Выводы по II главе 32
Глава III.Основные автобиографические мотивы в творчестве Дж. Остин.... 35
Выводы по III главе 51
Глава IV 53
Автобиографические мотивы в творчестве Дж. Остин и 53
А. Панаевой 53
4.1. Жанр автобиографии в России и в Британии 53
4.2. Автобиографические мотивы семейных отношений в творчестве
Дж. Остин и А. Панаевой 57
4.4. Автобиографический мотив любви в творчестве А. Панаевой и Дж.
Остин 62
Заключение 65
Список использованной литературы 73
Все литературные произведения в той или иной мере можно назвать автобиографичными. Это обусловлено тем, что автор создаёт
художественное произведение, основываясь на своём жизненном опыте, а многие события из жизни автора выступают в качестве катализатора. Таким образом, изучение жизненного опыта писателя необходимо для понимания его творчества, во многом определило распространение биографического метода в XIX веке и его живучесть вплоть до сегодняшнего дня. Сегодня без использования его элементов не обходится ни одно историко-литературное исследование, хотя в отечественном литературоведении он давно перестал быть ведущим. В англоязычном литературоведении биографический метод занимает, если не лидирующее, то значимое место.
Современное отечественное литературоведение использует два понятия, которые требуют своего разграничения: «автобиография» и
«автобиографический мотив». Под первым понимается литературный жанр, который сформировался к середине XIX века. А под вторым - преломление биографических фактов из жизни писателя в тексте романа.
Важное значение при изучении творчества Авдотьи Панаевой и Джейн Остин, на наш взгляд, приобретает исследование автобиографических мотивов. Нельзя не отметить, что произведения этих авторов привлекают и исследователей-литературоведов, и биографов, а само изучение прозы писательниц тесно связано с изучением их биографии.
Доля научных работ, посвященных исследованию творчества А. Панаевой, в сравнении с исследованиями наследия британской писательницы, значительно меньше. Тем не менее, можно констатировать, что развитие в XXI веке женской прозы и женского романа, актуализировало интерес исследователей к произведениям А. Панаевой, стоявшей у истоков женской прозы в России. Важную роль в творчестве А. Панаевой занимает автобиографическое начало, внимание к гендерным проблемам, во многом обусловленное положением женщины в русском обществе XIX века...
Процесс становления автобиографии как жанра литературоведения занял большой промежуток времени. Началом этого процесса принято считать IV век, когда Блаженный Августин написал развёрнутую исповедь, которая по своей структуре напоминает автобиографию. Его «Исповедь» - это покаяние за греховные мысли, вопросы, адресованные Богу, рассказ об истинных чувствах. Однако, актуальность этого жанра прослеживается далее лишь в XIV веке.
Интерес к автобиографии как к жанру и его основным приёмам возродился в эпоху Проторенессанса. Франческо Петрарка в «Письме к потомкам» использовал события из своей жизни, представив их в наиболее выгодном для себя ключе. Также для развития автобиографического жанра XVIII в. важно имя Ж.Ж. Руссо и его «Исповедь сына века», где он сплетает черты автобиографического романа и исповеди (исповедально- автобиографический роман). Несмотря на использование новых приёмов в художественных произведениях, жанр автобиографии не обретает той популярности, которую он, впоследствии, приобрёл в XIX -XX веках. Интерес к нему в критической литературе и литературоведении обуславливается тем, что при исследовании художественных произведений автора, придавалось большое значение изучению личности автора и его биографии. Сознательно или, наоборот, подсознательно автор проецирует свои автобиографические события в художественный текст. Таким образом, практически каждое произведение любого автора можно назвать в той или иной мере автобиографичным.
В работе мы определили автобиографию как литературный жанр, описание автором своей жизни; автобиографический мотив - события из жизни писателя, которые послужили катализатором для создания произведения, или же преломились в тексте романа. Автобиографических мотивов может быть несколько, они могут быть лейтмотивными в творчестве.
Написание автобиографического произведения состоит из трёх этапов.
Первый этап - отбор биографических событий по определённому принципу, характерному для каждого автора. Как правило, это наиболее волнующие автора события, которые требуют переосмысления или рефлексии. Второй этап - преломление этих событий в художественном тексте. Отобранные биографические события автор моделирует под свой сюжет романа, изменяет события в нужном ему ключе. Чаще всего это происходит для того, чтобы проанализировать свои поступки, посмотреть, как развивались бы события, если бы автор поступил в какой-то момент иначе. Третий этап - выстраивание этих преломлённых событий в определённую последовательность, причём цепочка событий может быть расположена как в хронологической последовательности, так и с её нарушением...
1. Августин Блаженный. Исповедь : пер. с лат. М. Е. Сергеенко / Н. Н. Казанский. - М. : Наука, 2013. - 376 с.
2. Амелина, Т. А. Проблемы реализма в творчестве Джейн Остен: метод и стиль : дис. канд. филол. наук / Т. А. Амелина - Рига : ЛУ, 1973. - 223 с.
3. Бальзак О. Отец Горио. М., 1980. - 375 с.
4. Бессонов Б.Л. Об утраченной переписке А.Я. Панаевой и Некрасова (История одной публикации) // Некрасовский сборник. Вып. VII. Л., 1980.-С. 47-66.
5. Болдырева, Е. М. Автобиографизм и автобиография: самоконструирование и семиотизация субъекта // Ярославский вестник. - 2017. - № 4. - С. 242-251.
6. Большев, А. О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века : дис. ... д. филол. наук. / А. О. Большев. - СПб. : СПбГУ, 2003. - 282 с
7. Веревкин Н. Женщина-писательница // Библиотека для чтения, 1837. Т. 23.-С. 15-34.
8. Герцен А.И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 2. М., 1956. - С. 350-357.
9. Герцен А.И. Кто виноват? // Герцен А.И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. М., 1975.-С. 124-323.
10. Гинзбург Л. Неизвестные страницы известных биографий. Личная жизнь русских писателей. Нижневартовск, 1995. - С. 53-59.
11. Гончаров И., Григорович Д., Дружинин А. <.>, Н. Станицкий Рассказы о житейских глупостях // Современник, 1850. № 1. Отд. 6. -С. 153-168.
12. Горбунова, А. Н. Автобиографизм и автобиографические жанры в творчестве А. И. Герцена [Электронный ресурс] / А. Н. Горбунова. - Электронные текстовые данные // Бесплатная интернет библиотека. - Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/1625/1/konf000180.pdf. - Загл. с экрана.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М., 1999.
14. Демурова, Н. М. Джейн Остин и ее роман «Гордость и предубеждение» [Электронный ресурс] / Н. М. Демурова. - Электронные текстовые данные // Книжный сайт. - Режим доступа: https://librolife.ru/g6147929
15. Державин, А. К., Асмус, В. Ф. Литературная энциклопедия: в 11 т. Т.
7. - М., 1934. - 888 с...90