Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические основы формирования ассортиментной политики предприятия оптово-розничной торговли 7
1.1 Понятие товарного ассортимента, цели и задачи ассортиментной
политики предприятия 7
1.2 Методы и механизмы управления товарным ассортиментом и
критерии оценки эффективности 12
1.3 Практические особенности совершенствования ассортиментной
политики предприятия оптово-розничной торговли 17
Глава 2 Анализ и оценка ассортиментной политики ООО фирма
«Партнер-А» 27
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика исследуемого
предприятия 27
2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей
деятельности ООО фирма «Партнер-А» 32
2.3 Анализ и оценка ассортиментной политики исследуемого объекта 34
Глава 3 Разработка основных направлений совершенствования
ассортиментной политики ООО фирма «Партнер-А» 50
Заключение 61
Список использованной литературы 67
С экономической точки зрения ассортимент - это, прежде всего, отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения. Ассортимент - это главная составляющая розничной стратегии и оружие в конкурентной борьбе, и уже одно это предполагает его непрерывное изменение.
Формирование ассортимента является важнейшей составной частью коммерческой деятельности торгового предприятия. Формирование ассортимента - это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.
Торговый ассортимент в конечном звене товародвижения - магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и услуг. Формирование (комплектование) торгового ассортимента магазина - серьезная и ответственная коммерческая работа. Она требует знания состава населения, обслуживаемого магазином, потребностей, его покупательской способности, знания моды, учета климатических, сезонных и национальных особенностей.
Если коммерсант надеется добиться успехов на розничном рынке, то он обязан отслеживать все изменения, происходящие на нем и своевременно на них реагировать. При формировании ассортимента это означает, что однажды сформированная модель ассортимента не дает гарантий рентабельной работы, так как обстановка на рынке очень динамична и требует ответной адекватной реакции.
Изменяются экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, денежные доходы потребителей и стратегии конкурентов. Соответственно изменяются потребительские запросы. Эти изменения и должны стать объектом внимания коммерсанта. После изучения товарного рынка и получения на этой основе информации о спросе и предпочтениях потребителей предприятие должно планировать ассортимент как новых, так и уже реализуемых товаров.
Планирование ассортимента товаров - это обоснованный отбор товаров для будущей реализации, а также приведение всех характеристик товаров в соответствии с требованиями потребителей...
Целью данной бакалаврской работы являлось провести анализ управления товарным ассортиментом торгового предприятия и разработать мероприятия по совершенствованию управления товарным ассортиментом на примере ООО фирма «Партнер-А».
Для достижения цели дипломной работы в процессе её выполнение были решены следующие задачи:
• изучен теоретический материал и практический опыт совершенствования управления товарным ассортиментом
• представлена общая характеристика ООО фирма «Партнер-А»;
• проведен финансово-экономический анализ ООО фирма «Партнер-А»;
• проведен анализ товарного ассортимента ООО фирма «Партнер-А»;
• разработаны мероприятия по оптимизации товарного ассортимента ООО фирма «Партнер-А».
В результате исследования были получены следующие выводы:
1) при проведенном АВС-анализе торгового ассортимента ООО фирма «Партнер-А» за 2014 г. получилось 2 группы товаров А, 3 группы товаров В и 4 групп товаров С.
К товарам группы А относятся: вино-водочные изделия и кондитерские изделия - это те товары, которые дают наибольший удельный вес в товарообороте предприятия. Данные группы товаров необходимо постоянно контролировать, вести ежедневный учет и своевременно планировать.
К товарам группы В относятся следующие группы товаров: молочная продукция, фрукты и овощи, колбасные изделия. Данные группы товаров требуют обычного контроля и налаженного учета.
К товарам группы С относят следующие группы товаров: хлебобулочные изделия, чай,кофе, бакалейные товары, консервация. Это малоценные объекты, требующие упрощенные методы планирования, учета и контроля.
2) По данным АВС-анализа за 2015 год, в двойку лидеров (товары группы
А) вошли товарные группы: вино-водочные изделия и молочная продукция.
К товарам группы В: кондитерские изделия, фрукты и овощи, хлебобулочные изделия, консервация.
Товары группы С включают в себя 3 товарные группы: колбасная продукция, чай, кофе, бакалейные товары.. Товарная группа колбасная продукция в 2016 году переместилась в товарную группу С (в 2015 году данная товарная группа располагалась в товарной группе В). Хлебобулочные изделия и консервация переместились в 2016 году в товарную группу В - этому послужила оптимизация товарного ассортимента по этим группам, данные товарные группы стали наиболее ценными для магазина, дающие больший товарооборот, нежели товарная группа С. Товарная группа чай, кофе и бакалейные товары так и осталась на прежнем уровне в товарной группе С как в 2015 г так и в 2016 г.
3) данные АВС-анализа торгового ассортимента за 2016 год говорят о постоянной двойке лидеров ( вино-водочные изделия и молочная продукция) это товары группы А. Товары группы В также занимают 3 группы(кондитерские изделия, фрукты и овощи, колбасная продукция). Товары группы С включают в себя 4 группы, дающие наименьший удельные вес в розничном товарообороте предприятия.
4) товары группы А имеют наибольший удельный вес в товарообороте предприятия. Так в 2016 году удельный вес товаров группы А снизился с 47% до 35,35. За счет данного изменения товарной группы А происходят и изменения в товарной группе В. Таким образом, за счет снижения товарной группы А в 2016 году происходит увеличение товарной группы В с 28,43% до 40,74%. В товарных группах С также наблюдаются изменения. В 2015 году удельный вес товаров группы С снижается с 24,51% до 20,63% и в 2016 году увеличивается до 23,91%.Предприятию необходимо сокращать товары группы С за счет увеличения товарной группы А и В. Предприятию необходима оптимизация товарного ассортимента...
1. Бланк И.А. Торговый менеджмент. - М.: Инфра-М, 2013. - 310 с.
2. К.А.Раицкий Экономика организации (предприятия)//Москва, 2013. - 452 с.
3. Канаян К., Канаян Р. Мерчандайзинг: Издательство РИП-Холдин, 2014. - 236 с.
4. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. - Спб.:Питер, 2014. - 373 с.
5. Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: учеб. пособие. Тамбов: Изд- во Тамб. гос. техн. ун-та, 2014. - 328 с.
6. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. учеб. для ВУЗов.//Норма, 2012. - 459 с.
7. О.В.Памбухчиянц Организация и технология коммерческой деятельности. - М.: Омега-Л, 2014. - 364 с.
8. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности. — М.: КНОРУС, 2013. - 355 с.
9. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность предприятия. — М.: Инфра- М, 2013. - 504 с.
10. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле. - М.:ИД ФБК - Пресс, 2014. - 427 с.
11. Смагина И.Н., Смагин Д.Л. Организация коммерческой деятельности на предприятиях торговли. — М.: Инфра-М, 2013. - 310 с.
12. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным кате- гориям. — СПб.: Питер, 2015. - 416 с.
13. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 462 с.
14. Сысоева С.А. Книга директора магазина. — М.: Инфра-М, 2015. - 295 с.
15. Сысоевой С.В., Бузуковой Е.А. «Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице». - СПб.: изд-во «Питер», 2013. - 377 с...25