ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИРИКИ 10
1.1. Специфика художественного времени и пространства 10
1.2. Пространство и время в структуре лирического произведения 15
1.3. Пространственно-временная организация лирического цикла и книги
стихов 19
Выводы 24
II. СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В КНИГЕ СТИХОВ
М. КУЗМИНА «ОСЕННИЕ ОЗЕРА» 26
2.1. Пространственно-временная организация лирических циклов в первой
части «Осенних озер» 26
2.2. Структура пространства и времени во второй части книги стихов 34
2.3. Пространство и время в третьей части «Осенних озер» 38
Выводы 41
III. КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В «ОСЕННИХ ОЗЕРАХ»
М. КУЗМИНА 43
3.1. Реонтологизация пространства и времени в структуре книги стихов .. 43
3.2. Мифологема пути в структуре «Осенних озер» 50
Выводы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 59
Михаил Алексеевич Кузмин (1872-1936) - одна из наиболее знаковых фигур русской литературы начала XX века, заслуживших среди современников репутацию человека, принадлежащего иному времени и иной культуре, обращенной к глубокой древности. Особенности личности поэта «на редкость тесным образом» переплелись с его творчеством, «даже для той эпохи, в которую он жил, и которая настаивала на единстве жизни и поэзии» [7, 9]. Поэтическое творчество М. Кузмина неоднократно оценивалось
современниками в критических статьях и обзорах как совершенно уникальное явление, виртуозное с позиций стихотворной техники, всецело погруженное в иные временные пласты и культурные традиции. Вдохновленные его творчеством критики и литераторы нередко в собственных воспоминаниях стремились воссоздать литературный облик поэта. М.А. Волошин, будучи хорошо знаком с М. Кузминым, писал о нем следующее: «...там, в Александрии, он жил своей настоящею жизнью в этой радостной Греции времен упадка...» [10, 471]. Н.С. Гумилев в рецензии на одну из книг стихов поэта отмечал: «Разные силы владеют душой М. Кузмина, в мире красоты у него много любимцев: и Счастливая Аравия, вечная родина романических грез, <...> и XVIII век - век маскарадов, кружев и шелка <...> и золотой сумрак заволжских скитов» [21, 115]. Подобные суждения высказывали и Э.Ф. Голлербах («Он родился в Египте, между Средиземным морем и озером Мереотис, на родине Эвклида, Оригена и Филона, в солнечной Александрии, во времена Птоломеев» [19, 43]), и К.Д. Бальмонт, и Вяч. И. Иванов.
Проявленное в поэзии М. Кузмина обращение к мировой культуре в советской науке было воспринято как литературная игра, а самого поэта расценивали исключительно как умелого стилизатора, не способного существовать вне сферы «отражения» чужой культуры, что стало причиной снижения интереса к изучению его творчества. В последние десятилетия взгляды на литературное наследие М. Кузмина постепенно меняются. Многие клише и стереотипы в восприятии его творчества уходят на второй план, а так называемое «стилизаторство», считавшееся признаком отсутствия собственной поэтики, напротив, справедливо рассматривается как ее магистральный принцип, с помощью которого поэт, не ориентируясь на какие-либо конкретные образцы, создает самобытный художественный универсум, «отраженный сквозь призму эстетических зеркал, запечатленный в горизонтальном пантеоне мифопоэтических образов» [40, 7]...
В ходе исследования поэтики пространства и времени во второй книге стихов М. Кузмина «Осенние озера» нами был сделан ряд теоретических и практических выводов.
Теоретический аспект работы дает представление о принципах конструирования пространственно-временной структуры в текстах, принадлежащих лирическому роду литературы, а также о различных точках зрения на ее изучение. В рамках выбранного нами комплексного подхода первостепенным является характер представления пространства и времени в качестве абстрактного или конкретного ввиду его возможности / невозможности активно влиять на сюжетное развертывание целого и способности / неспособности выражать определенную авторскую концепцию. В лирике данные характеристики осложняются параметром условности, в рамках которого образы пространства и времени обнаруживают метафорическую семантику, способную главенствовать над предметным значением, а также стремлением к транспонированию темпоральных планов в настоящее ввиду принципиальной субъективности данного рода литературы.
Особое внимание уделяется принципам пространственной и временной организации в лирическом цикле и книги стихов, представляющих собой различные формы лирической циклизации. Ведущим принципом построения текстов в рамках циклического единства является монтажное соположение лирических произведений, посредством которого в рамках целого обнаруживается общность семантики, включающая в себя характеристики пространства и времени, явленные в отдельных стихотворениях, и порождающая на основе их со-противопоставления концептуальную модель пространственно-временных взаимоотношений.
На основе обозначенного теоретического материала нами выявляется специфика структуры пространственно-временной организации второй книги стихов М. Кузмина «Осенние озера», а также ее семантика в рамках индивидуально-авторского видения категорий пространства и времени...
1. Акимова М.В. Несколько наблюдений над семантическими эффектами стихотворной формы у Кузмина // Михаил Кузмин: Литературная судьба и художественная среда. СПб.: «Реноме», 2015. С. 13-27.
2. Аскин Я.Ф. Время и творчество // Пространство и время в искусстве. Л.: ЛГИТМИК, 1988. С. 12-21.
3. Бахнова Ю.А. М. Кузмин и О. Уайльд: влияние и типологическое сходство поэтики // Филологические науки: вопросы теории и практики. М.: Грамота, 2011. № 3. С. 18-20.
4. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 11- 193.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
6. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996. 336 с.
7. Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: статьи и материалы. М.: «Новое литературное обозрение», 1995. 366 с.
8. Богомолов Н.А., Малмстад Дж.Э. Михаил Кузмин. М.: Молодая гвардия,
2013. 394 с.
9. Булычева В.П. Роман М.А. Кузмина «Подвиг Великого Александра» в контексте жанра историко-приключенческой прозы // Армия и общество. М., 2014. № 6. С. 93-96.
10. Волошин М.А. «Александрийские песни» Кузмина // Волошин М. «Средоточье всех путей». М., 1989. С. 389-395.
11. Волошин М.А. Лики творчества. Л.: «Наука», 1988. 844 с.
12. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя тезаурус формальный и тезаурус функциональный М. Кузмин, «Сети» // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т 2. О стихах. М.: «Языки русской культуры», 1997. С. 416-433.
13. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. Т. 3. М.: Искусство, 1971. 621 с.
14. Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения // Контекст - 1974: Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1975. С. 213-228.
15. Гик А.В. Стихотворения-посвящения как зеркало поэтики М. Кузмина // Вестник НовГУ Великий Новгород: НовГУ, 2010. № 56. С. 19-22...82