ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности 8
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 16
1.3 Методы оценки конкурентоспособности 21
1.1. Пути повышения конкурентоспособности 29
Глава 2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ
НА ПАО «СЕВЕРСТАЛЬ»
2.1. Характеристика ПАО «Северсталь» 40
2.2 Анализ финансовой деятельности 45
2.1. Оценка конкурентоспособности ПАО «Северсталь» 48
2.2. Рыночные тенденции 55
Глава 3 ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Тенденции экономического развития 61
3.2. Анализ конкурентоспособности ПАО «Северсталь» и сравнение с
конкурентами 66
3.3. Пути повышения конкурентоспособности ПАО «Северсталь» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список использованной литературы 87
Металлургическая отрасль является одной из самых динамично развивающихся отраслей в Российской Федерации. Доля в ВВП России металлургической промышленности составляет примерно 5%, в промышленном производстве - около 18%, в экспорте порядка 14%. В последние время данная отрасль столкнулась с большим количеством новых ограничений, как внутри страны, так и за её пределами. Измененные таможенные пошлины, новые экологические стандарты стран импортеров, которые делают продукцию российских металлургов менее конкурентоспособной. Данные новые вызовы наша металлургическая отрасль должна преодолеть в ближайшие годы и сохранить и увеличить свою долю на мировом рынке металлопроката. Повышение эффективности данной отрасли благоприятно повлияет на благосостояние граждан Российской Федерации, улучшит экологическую обстановку в ряде регионов, увеличит наполняемость государственного бюджета путем уплаты выросших отчислений с налогов на прибыль, НДС, таможенных пошлин и сборов. Крупные металлурги участвуют в огромной количестве государственных подрядов и повышение эффективности и качества скажется на конечных результатах этих проектов.
Наша страна уже долгое время живет в условиях современной рыночной экономики, и фактор конкурентоспособности является ключевым. Задачи повышения технического уровня производства и
конкурентоспособности металлургии должны в условиях современной рыночной экономики решаться, самими компаниями. Но в то же время металлургия является уязвимой отраслью на внешних рынках, в условиях, что мировая торговля осуществляется не по законам открытого рынка и свободной конкуренции, и порой необходима поддержка государства.
Важное значение для стабильного развития отечественной металлургии имеет стимулирование внутреннего металлопотребления. В последние годы на внутреннем рынке металлургии происходят постоянные изменения, данные изменения подталкивают компании к наращиванию экспорта большую часть производимого металлопроката, что требует применения новых подходов к оценке уровня ее конкурентоспособности. Конкуренция это битва более эффективных компаний с менее эффективными за долю на рынке. Поэтому важно понимать сильные и слабые стороны конкурентов, изучать их сильные и слабые стороны, тем самым перенимая всё лучшее для достижение лучших показателей эффективности в отрасли.
Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
К положительным относят:
1. Развитие и движение вперед
2. Создание новых технологий и методов производства
3. Борется с дефицитом товара
4. Стимулирует повышение качества товара и его применимость
5. Заставляет снижать себестоимость
6. Вводит новые формы корпоративного управления
Отрицательные стороны конкуренции:
1. Отчищает рынок от неэффективных компаний
2. Неравномерное распределение доходов между группами населения, регионами
...
Данное исследование в рамках дипломной работы позволило сделать теоретические выводы и разработать практические рекомендации по управлению конкурентоспособностью ПАО «Северсталь».
В первой главе были разобраны теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия путем раскрытия каждого параграфа по отдельности. В первом параграфе рассмотрено «понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности». В нем раскрыто само понятие конкуренция и конкурентоспособность, а так же различные подходы к ним. Так же раскрыты характерные черты конкурентоспособности российских компаний по 4 уровням и то, чем каждый из уровней отличается друг от друга, а так же разобраны меры, принимаемые управленческим составом организации на том или ином уровне. Во втором параграфе «Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия», раскрыто понятие факторов их отличии между конкурентоспособностью товара и предприятия. В данном параграфе раскрыты как внутренние, так и внешние факторы конкурентоспособности, а так же их влияния на все ключевые показатели деятельности, по большей части финансовые. В третьем параграфе «Методы оценки конкурентоспособности». В нем раскрыты все методы, которые можно разделить на 5 основных группы: Матричные методы (SWOT, PEST-анализ, матрица БКГ, матрица Портера и иные), Методы на основе оценки конкурентоспособности продукции и услуг организации, Методы основанные на теории эффективной конкуренции, Комплексные методы, Динамические методы. Каждому из методов уделено должное внимание и разобрана суть, а так же пример его построения.
В четвертом параграфе «Пути повышения конкурентоспособности» разобраны подходы и методы повышения конкурентоспособности относительно основных рыночных конкурентов. Основные пути это рост объемов реализации, уменьшение расходов, бенчмаркинг. Сам же рост
конкурентоспособности можно разделить на две группы: Экстенсивный рост (рост объемов за счет роста количества используемых ресурсов), Интенсивный рост (это увеличение производственных возможностей за счёт более эффективного использования того же количества ресурсов). Так же была затронута тема конкурентоспособности страны и её повышения, так как организация привязана к определенной географии и это оказывает внешнее влияние на деятельность организации.
По результатам разбора теоретических основ сформированы методики, которые будут использоваться далее в работе, и которые в полной мере будут отражать реальное положение дел в отрасли и компании.
Во второй главе были рассмотрены основные характеристики ПАО «Северсталь», её история возникновения, состав ключевых активов, важнейшие финансовые показатели. Проведена оценка
конкурентоспособности ПАО «Северсталь» с использованием таких методов как: 5 сил Портера, PEST и SWOT-анализ, ожидания и степень
удовлетворенности ключевых стейкхолдеров. На основе этих методов анализа были сделаны выводы о том, какие сильные стороны имеет компания и какие слабые необходимо усилить для повышения конкурентоспособности. Кроме анализа самой компании был произведен анализ рыночных тенденций. Это необходимо для формирования будущей стратегии развития компании. В данном анализе были разобраны тенденции мировой экономики и как они отразятся на уровне цен и потребности в продукции металлургической отрасли. В ходе анализа была проанализирована текущая динамика спроса в Китае, России, а так же отрасли, которые нуждаются в данных ресурсах.
...
1. Аренкова И.А., Глазов М.М., Фирова И.П. Маркетинг предприятия. Учебник/ под редакцией М.М. Глазова. - СПБ. РГГМУ,2009. 448с.
2. Басова М.М. Стратегический анализ устойчивого развития предприятий на современном этапе // Учет. Анализ. Аудит. 2017. № 5. с. 4653
3. Басова М.М. Основные проблемы корпоративной социальной ответственности бизнеса и пути их решения // Стратегии бизнеса. 2017. С. 12-22.
4. Батырова Н.С. Информационно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития компании: Финуниверситет.— М., 2014.
5. Бобров Н.К. Конкурентная борьба // Маркетинг- 2014. - №5. - с.22- 29
6. Белостокова, В.Ю. Анализ методов оценки
конкурентоспособности компании на промышленном рынке / В.Ю. Белостокова // Управление экономическими системами. - 2016.
7. Волков, Д. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий / Д. Волков // Библиотека управления [Электронный ресурс]. - 2016.
8. Гибсон, Джеймс Л. Организации: поведение, структура,
процессы. - М.: ИНФРА-М, 2009- 665 с.
9. Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации: учеб. пособие / А.С. Головачев. - Минск: Высш. шк., 2014. - 329 с.
10. Горбацевич, А.П. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения / А.П. Глухов // Маркетинг-. - 2013. - № 4. - С.15-16.
11. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Практический подход. - М.: КноРус., 2013.
12. Жила В.П. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / В.П. Жила // Российское предпринимательство. - 2016. - № 4. - С. 15-25.
13. Ильичева И. В. Маркетинг: учебно-методическое пособие / Ульяновск : УлГТУ, 2012. - 228 с.
14. Какимжанов З. Качество как фактор конкурентоспособности / З. Какимжанов, А. Аблекенова // Вестник. - 2016. - №12. - С.48-58.
15. Колосова Е.А. Использование форсайт анализа в рамках стратегического управления Под редакцией М.М. Басовой. Москва, 2019. С. 70-76.
... всего 31 источников