Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические основы исследования конкурентоспособности коммерческого предприятия 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности коммерческого
предприятия 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 11
1.3 Формирование конкурентной стратегии коммерческого предприятия . 15
Глава 2 Анализ и оценка конкурентоспособности в контексте экономической эффективности деятельности ООО «КРИС» 23
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика исследуемого
предприятия 23
2.2 Анализ конкурентной среды и оценка ее влияния на
конкурентоспособность ООО «КРИС» 34
Глава 3 Разработка предложений по повышению конкурентоспособности
ООО «КРИС» 42
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке — его конкурентоспособность. Поскольку конкурентоспособность — это ключ к рыночному успеху товара и его производителя, а решение проблемы конкурентоспособности — самая сложная задача в деятельности любой фирмы- товаропроизводителя, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы является разработка стратегических подходов к решению этой проблемы.
Особое внимание при разработке стратегий конкурентоспособности уделяется созданию конкурентных преимуществ. Другое важное направление в стратегии конкурентоспособности — достижение экономического превосходства над конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортирования продуктов, повышения эффективности, рекламы, маркетинговой деятельности в целом.
Отмечена тесная взаимосвязь между рентабельностью и долей фирмы на рынке: рентабельность повышается по мере увеличения рыночной доли фирмы. Это означает, что конкурентные преимущества, предрешая успех фирмы и соответственно увеличение ее доли на рынке, в свою очередь усиливаются вследствие повышения рентабельности деятельности фирмы.
Достижение и удержание конкурентных преимуществ - основная стратегическая цель любой организации. Конкуренция все больше становится борьбой не ресурсов, а стратегий, и инвестиции компаниями все чаще направляются на создание ключевых компетенций и обеспечение своих динамических способностей. Все большую роль играют инновационный потенциал, способность порождать более эффективные стратегии и постоянно развивать компанию, обновляя ее структуру и ключевые бизнес-процессы в ответ на вызовы внешней среды.
Ряд авторов в современной экономической литературе приравнивают понятия «конкурентоспособность», «конкурентоустойчивость», «конкурентный потенциал», «потенциал конкурентоспособности», «конкурентоспособный потенциал», которые, несомненно, являются неравными понятиями по сути. Остается открытым вопрос о рассмотрении конкуренции на разных уровнях хозяйствования, об отличиях перечисленных понятий, об инструментарии для их измерения, оценки и анализа. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики, по оценке экспертов, находится в настоящее время почти на нулевом уровне...
Предприятие может строить свое управление исходя из разных концепций - финансовой, просчитывая наиболее оптимальные сферы расходов и инвестиций; конкурентной, вытесняя любыми способами конкурента с рынка; товарной, улучшая качественные показатели своей продукции, и других, однако в настоящее время, по многочисленным исследованиям ученых и практических подтверждений работающих предприятий, наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.
В основу управления маркетинговой деятельностью на предприятии входят: планирование маркетинговой деятельности, организационное
построение служб маркетинга предприятия, реализация намеченных маркетинговых решений, оценка их результативности, контроль и корректировка.
Сложившаяся экономическая ситуация вынуждает российские предприятия начинать использовать маркетинговую информацию при формировании планов производства для предприятий-производителей и планов закупки и реализации для предприятий, работающим в сфере торговли и услуг, таким как ООО «КРИС». Последовательная реализация методики маркетингового планирования задает условия для перехода на маркетинговые принципы управления.
Маркетинг - новая философия управления предприятием. Главное в маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресности выпускаемой продукции. С другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений, а главное наиболее полное удовлетворение запросов покупателей.
В ходе написания дипломной работы была достигнута основная цель и выполнены поставленные задачи. Основными выводами работы являются следующие положения:
1. За исследуемый период экономическую деятельность ООО «КРИС» нельзя охарактеризовать как эффективную. Чистая прибыль в 2017 году составила 15575 тыс. рублей, что на 5,47% меньше предыдущего года, в результате чего понизилась рентабельность конечной деятельности предприятия на 2,08%. Отрицательное влияние на сумму чистой прибыли оказало увеличение уровня себестоимости на 1,6% или 7413 тыс. руб.
2. Анализ структуры имущества предприятия ООО «КРИС» на основе сравнительного аналитического баланса показал, что главным фактором роста имущества предприятия является увеличение запасов на 74,93%. Увеличение имущества предприятия на 75,13% было обеспечено за счет роста источников собственных средств и на 24,87% было покрыто за счет увеличения обязательств предприятия. Тем не менее, прослеживается увеличение дебиторской и кредиторской задолженности, что является отрицательной тенденцией...