СОДЕРЖАНИЕ 2
СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЗАМЕРЗАЮЩИЕ ОСАДКИ 6
1.1 Основные характеристики замерзающих осадков 6
1.2 Причины возникновения замерзающих осадков 6
1.3 Метеорологические условия возникновения замерзающих
1.5 Опасность замерзающих осадков на аэродроме
2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ АЭРОДРОМА «ТАЛАГИ» Г. АРХАНГЕЛЬСК
2.1 Физико-географическое описание аэродрома «Талаги»
2.2 Общие характеристики аэродрома «Талаги»
3. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАМЕРЗАЮЩИХ ОСАДКОВ НА АЭРОДРОМЕ «ТАЛАГИ»
3.1 Распределение случаев наблюдения замерзающих осадков
3.2 Типовые синоптические ситуации при образовании замерзающих осадков на аэродроме «Талаги»
4. МЕТОДЫ ПРОГНОЗА ЗАМЕРЗАЮЩИХ ОСАДКОВ
4.1 Расчет вероятности гололеда
4.2 Метод Годске
4.3 Метод Р. А. Ягудина
4.4 Анализ эффективности методов прогнозирования замерзающих осадков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Замерзающие осадки представляют собой одно из опаснейших явления для аэродрома. При выпадении они образуют гололед, что может негативно повлиять на процесс взлета и посадки, а также привести к обледенению воздушных судов, что способствует ухудшению их аэродинамических качеств. Так же гололедные отложения на ВШ1 приводят к потере управляемости ВС.
Сведения о замерзающих осадках в настоящее время является актуальными для метеорологического обеспечения авиации. Их необходимо прогнозировать, чтобы избежать авиационного происшествия. Исходя из этого, очень важно улучшать точность прогнозирования замерзающих осадков и увеличивать заблаговременность прогноза [1].
Пренебрежение учетом условий, приводящих к гололедным отложениям, может вызывать экономические убытки, из-за взаимосвязи полетов ВС и состояния ВПП. Предупреждение об опасном явлении передается синоптиком через коды AIRMET, SIGMET. Это нужно для того, чтобы вовремя принять защитные меры: плавление гололеда при помощи высоких температур, использование химических антиобледенителей и грузовиков, предназначенных для устранения гололеда.
Цель работы заключается в определении условий образования гололедных явлений на аэродроме Талаги г. Архангельска.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Сформировать архив данных случаев замерзающих осадков по данным АВ-6 АМЦ Архангельск за период 2018-2021 гг.
- Проанализировать годовой ход случаев замерзающих осадков.
- Рассмотреть синоптические ситуации случаев замерзающих осадков.
-Проанализировать распределение температуры воздуха по высоте при наблюдаемых случаях замерзающих осадков.
- Оценить успешность методов прогноза замерзающих осадков.
Для обеспечения безопасности полетов в период большой вероятности выпадения замерзающих осадков на аэродроме, требуется высокое качество прогноза. Для этого используют различные методы прогнозирования. В данной работе мы оценили их эффективность.
Оправдываемость метода Ягудина составляет 60%. Недостатком данного метода является то, что он не учитывает положительные температуры у поверхности земли. А отрицательные температуры на уровне 850 гПа не могут опускаться ниже -8 °С.
Таким образом, метод Ягудина не является универсальным и не может быть полностью достоверным, так как он основан на статистических данных и субъективных оценках. Он должен использоваться в комбинации с другими методами, чтобы дать наиболее точный результат.
Оправдываемость метода Годске составила 65%. Хуже всего методом Годске прогнозируются замерзающие осадки при циклонах и антициклонах. А методом Ягудина хуже всего прогнозируются замерзающие осадки при прохождении теплого фронта. Оба метода точно прогнозируют замерзающие осадки, находящиеся в теплом секторе. Но более универсальным является синоптический метод.
По годовым распределениям случаев замерзающих осадков, можно сделать вывод что за период с 2018 - 2021 гг. было обнаружено 27 случаев выпадения замерзающих осадков и 118 случаев замерзающего тумана (FZFG). Наибольшее количество случаев замерзающих осадков приходится на январь (10 случаев) и ноябрь (8 случаев). Меньше в декабре (4 случая). Минимум пришелся на февраль (2 случая), март (2 случая) и октябрь (1 случай). Отсюда можно сделать вывод, что большая часть случаев распределения осадков приходится на начало зимы.
Больше всего случаев переохлажденных явлений наблюдалось в 2018 г. (98 случаев). Меньше всего в 2022 г. (1 случай). Из всех представленных явлений чаще всего встречался FZFG. За 4 года наблюдений было отмечено 118 случаев переохлажденного тумана. Значительно меньше наблюдалась переохлажденная морось (FZDZ). Всего 23 случая за 4 года, из которых 16 наблюдались в 2018 году. Меньше всего наблюдались осадки в виде переохлажденного дождя (FZRA). За весь период наблюдения отмечено 6 случаев.
Чаще всего замерзающие осадки наблюдались при прохождении периферии антициклона, повторяемость составляет 19%. Так же по 4 случая произошли в области теплого фронта, в передней части циклона и в центре антициклона. На фронтах окклюзии по типу теплого повторяемость больше, чем на фронтах окклюзии холодного типа. Меньше всего замерзающие осадки наблюдались при прохождении холодного фронта 2 рода. Был всего 1 случай, что составляет 3% от общей повторяемости.
В 52% рассмотренных случаев при выпадении замерзающих осадков присутствовала высотная инверсия. Меньше всего случаев приземной (4%) и высотной (4%) изотермии. Обычный ход кривой температуры составил 31%.
1. Богаткин О. Г. Основы авиационной метеорологии. Учебник. - СПб.: Изд. РГГМУ, 2009. - 339 с.
2. А. С. Зверев. Синоптическая метеорология. 1968 г. - 712 с.
3. Воробьев В.И. Синоптическая метеорология. Гидрометеоиздат, 1991. -612 с.
4. Н.П. Шакина, Е.Н. Скриптунова, А.А. Завьялова/ Условия выпадения замерзающих осадков в некоторых аэропортах России и СНГ// Метеорология и гидрология.- 2007 г. -№ 7. -С. 25-38.
5. Позднякова В.А. Практическая авиационная метеорология, - г. Екатеринбург, 2010. - 154 с.
6. Flymeteo.org[Электронный ресурс]:ПРЕ:
https ://flymeteo. org/stat/ice glaze.php