Трудности обучения иноязычному связному высказыванию на школьном этапе и способы их преодоления (Магнитогорский Государственный Технический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «МОУ СОШ №10» города Магнитогорска.
Выборка: 30 учащихся 5 г класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА ШКОЛЬНОМ ЭТАПЕ 6
1.1 Говорение как цель обучения иностранному языку 6
1.2 Монологическое высказывание как объект обучения 13
1.3 Факторы успешности обучения иноязычному говорению 18
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙМОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В ШКОЛЕ 21
2.1 Трудности обучения иноязычному говорению 21
2.2 Упражнения для обучения подготовленной и неподготовленной монологической речи на уроке иностранного языка 25
2.3 Проверка комплекса упражнений, направленных на снятие трудностей обучения иноязычной монологической речи и анализ результатов 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
ПРИЛОЖЕНИЕ В 61
База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «МОУ СОШ №10» города Магнитогорска.
Выборка: 30 учащихся 5 г класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА ШКОЛЬНОМ ЭТАПЕ 6
1.1 Говорение как цель обучения иностранному языку 6
1.2 Монологическое высказывание как объект обучения 13
1.3 Факторы успешности обучения иноязычному говорению 18
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙМОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В ШКОЛЕ 21
2.1 Трудности обучения иноязычному говорению 21
2.2 Упражнения для обучения подготовленной и неподготовленной монологической речи на уроке иностранного языка 25
2.3 Проверка комплекса упражнений, направленных на снятие трудностей обучения иноязычной монологической речи и анализ результатов 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
ПРИЛОЖЕНИЕ В 61
Изучение иностранного языка является важной потребностью в современном обществе. В изучение любого иностранного языка входит четыре раздела, а именно чтение, письмо, аудирование и говорение. Очень важно обучать говорению на английском языке, так как на данный момент английский язык является языком общения не только в англоговорящих странах, но и во многих других. Это язык общения народов, людей с разным происхождением и с разными ценностями. Умение говорить на английском языке дает много возможностей, это окно в мир. С умением говорить на английском языке можно поступить в иностранный университет, можно устроиться на работу за границу, а также повысить квалификацию за рубежом.
Одной из целей обучению иностранным языкам является коммуникативная компетенция. В нее входит развитие личности ученика и умение принимать участие в международной коммуникации. Школьники должны научиться владеть иностранным языком как в устном, так и письменном формате. Учащиеся должны научиться говорить на английском языке, выражать свое мнение и обосновывать его, они должны обладать умением ориентироваться в любой коммуникативной ситуации и строить речь исходя из коммуникативного намерения говорящего. Поэтому школьникам нужно научиться говорить на английском языке, а именно уметь высказывать свою точку зрения, аргументировать ее и доносить до слушателей.
Говорение является одним из самых сложных разделов в изучении английского языка. Многие учащиеся испытывают большие трудности при формировании устного монологического высказывания, так как учащиеся зачастую не знают содержания высказывания, учащиеся не знают, как правильно,грамотно, логичноаргументировать свою монологическую речь, а также школьники имеют маленький уровень развития языковой компетенции. Таким образом, перед учителем иностранного языка появляется необходимость в поиске и созданиинеобходимых условий для развития умений монологической речи школьников на основе использования адекватных упражнений, учитывающих трудности формирования упомянутых навыков.
Актуальность темы исследования состоит в том, что на данный момент очень важно научить учащихся правильно формировать монологическую речь на иностранном языке. К тому же, как показывает анализ действующего УМК по английскому языку, в учебнике недостаточно представленыадекватные упражнения и задания, направленные на развитие у учащихся умений подготовленной и неподготовленной монологической речи.К тому жепрактика показывает, что достижение этой цели сопряжено со значительными трудностями, что и определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в школе на среднем этапе.
Предметом исследования является обучение монологической речи на уроке иностранного языка на среднем этапе в школе.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений, направленных на преодоление трудностей обучения иноязычному связному высказыванию на школьном этапе в средней школе.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. рассмотреть иноязычное говорение как цель обучения;
2. проанализировать монологическое высказывание как объект обучения;
3. определить факторы, определяющие успешностьобучения иноязычному говорению;
4. выявить трудности порождения монологического высказывания;
5. разработать комплекс приемов и упражнений, направленный на преодоление трудностей при обучении монологической речи на уроке иностранного языка;
6. проверить в ходе пробного обучения эффективность комплекса приемов и упражнений, направленных напреодоление трудностей при обучении иноязычной монологической речи на среднем этапе в школе.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов психолого-педагогического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке комплекса заданий и упражнений, направленных на преодоление трудностей обучения иноязычному связному высказыванию на школьном этапе в средней школе, оценке эффективности разработанного комплекса, и возможности использования результатов дипломной работы в практике преподавания.
Одной из целей обучению иностранным языкам является коммуникативная компетенция. В нее входит развитие личности ученика и умение принимать участие в международной коммуникации. Школьники должны научиться владеть иностранным языком как в устном, так и письменном формате. Учащиеся должны научиться говорить на английском языке, выражать свое мнение и обосновывать его, они должны обладать умением ориентироваться в любой коммуникативной ситуации и строить речь исходя из коммуникативного намерения говорящего. Поэтому школьникам нужно научиться говорить на английском языке, а именно уметь высказывать свою точку зрения, аргументировать ее и доносить до слушателей.
Говорение является одним из самых сложных разделов в изучении английского языка. Многие учащиеся испытывают большие трудности при формировании устного монологического высказывания, так как учащиеся зачастую не знают содержания высказывания, учащиеся не знают, как правильно,грамотно, логичноаргументировать свою монологическую речь, а также школьники имеют маленький уровень развития языковой компетенции. Таким образом, перед учителем иностранного языка появляется необходимость в поиске и созданиинеобходимых условий для развития умений монологической речи школьников на основе использования адекватных упражнений, учитывающих трудности формирования упомянутых навыков.
Актуальность темы исследования состоит в том, что на данный момент очень важно научить учащихся правильно формировать монологическую речь на иностранном языке. К тому же, как показывает анализ действующего УМК по английскому языку, в учебнике недостаточно представленыадекватные упражнения и задания, направленные на развитие у учащихся умений подготовленной и неподготовленной монологической речи.К тому жепрактика показывает, что достижение этой цели сопряжено со значительными трудностями, что и определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в школе на среднем этапе.
Предметом исследования является обучение монологической речи на уроке иностранного языка на среднем этапе в школе.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений, направленных на преодоление трудностей обучения иноязычному связному высказыванию на школьном этапе в средней школе.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. рассмотреть иноязычное говорение как цель обучения;
2. проанализировать монологическое высказывание как объект обучения;
3. определить факторы, определяющие успешностьобучения иноязычному говорению;
4. выявить трудности порождения монологического высказывания;
5. разработать комплекс приемов и упражнений, направленный на преодоление трудностей при обучении монологической речи на уроке иностранного языка;
6. проверить в ходе пробного обучения эффективность комплекса приемов и упражнений, направленных напреодоление трудностей при обучении иноязычной монологической речи на среднем этапе в школе.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов психолого-педагогического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке комплекса заданий и упражнений, направленных на преодоление трудностей обучения иноязычному связному высказыванию на школьном этапе в средней школе, оценке эффективности разработанного комплекса, и возможности использования результатов дипломной работы в практике преподавания.
Рассмотрев данную проблему, мы пришли к выводу, что в средней школе говорение на уроке английского языка играет неотъемлемую роль в развитии языковых навыков и коммуникативных способностей учащихся. Обучение монологической речи является трудной задачей, так как в практике преподавания иностранного языка часто встречаются такие случаи, когда учащийся не может самостоятельно ответить или выступить с речью на английском языке, то есть не может сформулировать и выразить свои мысли на языке.
Обучение говорению позволяет учащимся применять грамматические правила и лексику в контексте реальной речи, что улучшает их понимание и запоминание языковых элементов.В целом, говорение на уроке английского языка в средней школе является ключевым компонентом языкового образования, который не только развивает языковые навыки, но и подготавливает учащихся к будущим академическим и профессиональным вызовам.
Анализ теоретических оснований обучения монологической форме обучения приводит к выводу о том, что учащиеся среднего звена сталкиваются с различными трудностями, что приводит к низкому уровню сформированности коммуникативной компетенции. Для преодоления этих трудностей необходимо использовать комплексные методические подходы, которые учитывают как лингвистические, так и психологические аспекты, а также создают условия для активного участия учащихся в коммуникативном процессе.
Развитие умений устной монологической речи учащихся должно осуществляться с помощью определенной методической системы, которая включает принципы обучения, отбор тематики и ее организацию с учетом интересов и возможностей обучающихся, комплекс упражнений и форм работы, соответствующую структуру уроков иностранного языка.
Важно учитывать психологический фон и особенности обучающихся, а также создавать благоприятную атмосферу для развития монологической речи, создание потребности в подлинном общении, а также функционирование всех способов общения: интерактивного, перцептивного и информационного.
На основе проведённого исследования можно с уверенностью утверждать, что предложенный комплекс упражнений по обучению монологической речи оказал положительное влияние на экспериментальную группу учащихся, т.к. снижал трудности говорения, и значительно улучшил навыки и умения монологической речи в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Таким образом, результаты исследования подтверждают эффективность предложенного комплекса упражнений по обучению монологической речи, что открывает перспективы для его дальнейшего использования и разработки новых подходов в преподавании иностранного языка. Успехи экспериментальной группы не только указывают на положительные изменения в их языковых навыках, но и подчеркивают важность применения разнообразных и целенаправленных упражнений для достижения высоких результатов в обучении.
Обучение говорению позволяет учащимся применять грамматические правила и лексику в контексте реальной речи, что улучшает их понимание и запоминание языковых элементов.В целом, говорение на уроке английского языка в средней школе является ключевым компонентом языкового образования, который не только развивает языковые навыки, но и подготавливает учащихся к будущим академическим и профессиональным вызовам.
Анализ теоретических оснований обучения монологической форме обучения приводит к выводу о том, что учащиеся среднего звена сталкиваются с различными трудностями, что приводит к низкому уровню сформированности коммуникативной компетенции. Для преодоления этих трудностей необходимо использовать комплексные методические подходы, которые учитывают как лингвистические, так и психологические аспекты, а также создают условия для активного участия учащихся в коммуникативном процессе.
Развитие умений устной монологической речи учащихся должно осуществляться с помощью определенной методической системы, которая включает принципы обучения, отбор тематики и ее организацию с учетом интересов и возможностей обучающихся, комплекс упражнений и форм работы, соответствующую структуру уроков иностранного языка.
Важно учитывать психологический фон и особенности обучающихся, а также создавать благоприятную атмосферу для развития монологической речи, создание потребности в подлинном общении, а также функционирование всех способов общения: интерактивного, перцептивного и информационного.
На основе проведённого исследования можно с уверенностью утверждать, что предложенный комплекс упражнений по обучению монологической речи оказал положительное влияние на экспериментальную группу учащихся, т.к. снижал трудности говорения, и значительно улучшил навыки и умения монологической речи в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Таким образом, результаты исследования подтверждают эффективность предложенного комплекса упражнений по обучению монологической речи, что открывает перспективы для его дальнейшего использования и разработки новых подходов в преподавании иностранного языка. Успехи экспериментальной группы не только указывают на положительные изменения в их языковых навыках, но и подчеркивают важность применения разнообразных и целенаправленных упражнений для достижения высоких результатов в обучении.



