Введение
Глава 1. Лингвокультурологические единицы в языкознании - теория вопроса 6
1.1. Концепт как единица концептосферы - теория вопроса 6
1.1 . Понятие и характеристика русской языковой картины мира 15
1.1. ЛСГ и тематическая группа как способ представления концептов 19
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Репрезентация ЛСГ с архисемой «хлеб» в русской языковой картине мира 23
2.1. Концепт «хлеб» и слово «хлеб» 23
2.1 . Лексико - семантическая группа «хлебобулочные изделия» в лексикографических
изданиях 35
1.1. Лексико - семантическая группа «хлебобулочные изделия» в паремиях современного русского
языка 38
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Список использованной литература
Сегодня понятия лексико-семантической группы, в частности, концепта исследуется с позиции разных составляющих. Прежде всего, когнитивной (Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.) и лингвокультурологического или лингвокультурного (В.И. Карасик, Ю.С. Степанов и др.). Эти «подходы различаются векторами по отношению к индивиду: лингвокогнитивный концепт - это направление от
индивидуального сознания к культуре, а лингвокультурный концепт - это направление от культуры к индивидуальному сознанию» [22, с. 139].
Наиболее влиятельные лингвисты, работающие в этом направлении и сосредоточившиеся в основном на когнитивных принципах и организациях, - Уоллес Чафе, Чарльз Филлмор, Джордж Лакофф, Рональд Лангакер и Леонард Талми. Каждый из этих лингвистов начал разрабатывать свой собственный подход к описанию языка и лингвистической теории, сосредоточенной на определенном наборе явлений и проблем.
Одним из важных предположений, разделяемых всеми этими учеными, является то, что значение должно быть основным направлением изучения языка. Лингвистические структуры служат функцией выражения значений, и поэтому взаимосвязь между значением и формой является основным предметом лингвистического анализа. Лингвистические формы, с этой точки зрения, тесно связаны с семантическими структурами, которые предназначены для выражения.
Эти взгляды находились в прямом противоречии с идеями, развивавшимися в то время в языкознании, идущем вслед за Н. Хомским, суть которого сводилось к интерпретации, а когнитивные процессы были периферическими для изучения языка. Центральным объектом интереса к языку был синтаксис. Структуры языка в этом отношении не были обусловлены смыслом, но вместо этого управлялись принципами, существенно не зависящими от смысла. Таким образом, семантика, связанная с морфосинтаксическими структурами, не требовала исследования; основное внимание уделялось языковым внутренним структурным принципам в качестве объяснительных конструкций.
Сегодня концептосфера «хлеб, хлебобулочные изделия» становится одним из важнейших направлений в области исследования национальной картины мира. Специфика данной работы выражается в концептуализации понятия «хлеб» через его отражение в русском языке, а также через раскрытие особенностей, которые отличает данный концепт от других.
Актуальность данного исследования определяется важностью лексико-семантической группы с архисемой «хлеб» в системе ценностей человека, а также в обусловленности представлений о данной группе как отражении русской картины мира.
Объект исследования - лексико-семантическая группа с архисемой «хлеб».
Предмет исследования - представление ЛСГ с архисемой «хлеб» в паремиях русского языка с точки зрения ценностной составляющей.
Целью исследования становится представление о ЛСГ с архисемой «хлеб» и средство его вербализации в паремиологическом фонде русского языка.
Задачи исследования:
- сделать реферативный обзор по теме исследования;
- выявить основные характеристики концепта «хлеб»;
- рассмотреть составляющие ЛСГ с архисемой «хлеб»;
- рассмотреть особенности реализации концепта «хлеб» в русском языке;
- рассмотреть реализацию данного концепта в системе русского языка на основе материалов паремиологического фонда .
Теоретической базой исследования стали труды ученых в области, когнитивной лингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии, семантики и прагматики (Дж. Лакофф, А. Вежбицкая, A.A. Залевская, A.A.
Леонтьев, Ю.С. Степанов, Ю.Д. Апресян, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, И.А. Стернин, З.Д. Попова и др.).
Материалом исследования являются примеры из паремиологического фонда русского языка, связанные с концептом «хлеб».
Основные методы исследования: наблюдения, описательный,
сравнительный, элементы количественного анализа.
Теоретическая значимость работы состоит в описании концепта и концептосферы «хлеб» через средства их вербализации в современном русском языке.
Практическая значимость работы в том, что результаты исследования могут быть использованы в системе обучения русскому языку, для характеристики ЛСГ, тематической группы, концепта как части языковой картины мира, а также для иллюстрации представления о концептосфере «хлеб» в современной русской ментальности.
Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы. Объем работы составляет 52 страницы, список литературы включает 71 наименование.
Термин «концепт», несмотря на давнюю историю, в исследованиях переосмысливался не один раз. Тем не менее, единого понимания концепта пока еще не сложилось. В любом случае содержание термина «концепт» выходит за рамки строго лингвистического подхода.
В работе за основу концепта взято определение Е. Кубряковой, по определению которой концепт - это «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга... всей картины мира, отраженной в человеческой психике».
Концепт «хлеб» является одним из наиболее значимых концептов в русской национальной культуре (как, впрочем, и в других культурах), получил весьма разнообразное и в то же время значимое отражение в русской языковой культуре мира современного человека.
С помощью приёма ступенчатой идентификации была определена лексико-семантическая группа слов, то есть совокупность единиц, толкуемых через одни и те же слова-идентификаторы. Приём ступенчатой идентификации предполагает несколько ступеней, каждая из которых последовательно сужает круг идентификаторов, выявляя в конечном итоге наиболее общие, отражающие родовую сему ЛСГ, её архисему. В нашей работе этой архисемой является языковая единица «хлеб». К ЛСГ с архисемой «хлеб» нами были отнесены следующие языковые единицы: «калач», «кулич», «сухарь», «ватрушка», «пирог» и т.д.
Названия хлебобулочных изделий, составляющих ЛСГ с архисемой «хлеб» были сгруппированы нами в три группы:
1) по материалу, из которого приготовлено то или иное изделие;
2) по наполнению, продукты с определённой начинкой;
3) хлебобулочные изделия, приготовленные в определённой форме.
Анализ паремий, связанных с ЛСГ «хлебобулочные изделия», показывает значимость хлебобулочных изделий в русской языковой картине мире. Хлеб и хлебобулочные изделия сопровождают русского человека на протяжении всей его жизни. Фундаментальность концепта «хлеб» и обозначающих его лексем проявляется на разных участках жизни носителей русского менталитета. Система основных когнитивных признаков успешно просматривается на материале паремиологического фонда.
Анализ вербальной репрезентации концепта «хлеб» показал, что современное отношение носителей языка к «хлебу» во многом отличается от его восприятия людьми в древности. Изменение политической, социальной, экономической ситуации в России привело к сужению значения изучаемого концепта: исчез его сакральный аспект, о главенствующей роли которого в древности говорят фольклорные источники. Далее, резкий подъем качества и уровня жизни россиян, отсутствие нехватки продовольствия (в сравнении с военными и послевоенными годами) привело к тому, что «хлеб» в сознании носителей языка перестал ассоциироваться со «средствами к существованию». Теперь большинство россиян воспринимают хлеб просто как продукт питания.
1. Абрамова Е. С. Проблемное поле лингвистической концептологии: сущность, средства объективации, структура концепта / Е. С. Абрамова // КиберЛенинка: [научная электронная библиотека]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-pole-lingvisticheskoy-kontseptologii- suschnost-sredstva-obektivatsii-struktura-kontsepta/viewer (дата обращения: 28.04.2024).
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. Лексическая семантика (синонимические средства языка) / Ю.Д. Апресян. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 767 с.
3. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Культурные концепты / Н.Д. Арутюнова. - Москва: Наука, 1991. - 204 с.
4. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / С.А. Аскольдов; под ред. В.Н. Нерознака. - Москва: Academia, 1997. С. 267-280
5. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Бабушкин А. П.; науч. рук. З. Д. Попова; ВГУ. - Воронеж, 1996. - 330 с.
6. Беленко Е. В. Концептосфера «продукты питания» в национальной языковой картине мира: автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.02.19 / Беленко Елена Валерьевна; науч. рук. С. А. Питина; ЧелГУ. - Челябинск, 2006. - 20 с.
7. Васильева Ю.П. Опыт выявления механизма семантического
соединения религиозного, нравственного и социального начал в русской речевой культуре: [электронный ресурс]. - 2011. - URL:
https://www.philologymgou.ru/jour/article/view/1479/1474 (дата обращения: 10.05.2024).
8. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. Отв. ред. М. А. Кронгауз, вступ. ст. Е. В. Падучевой. - Москва: Гуеские словари,1996. - 416 с.
9. Волошин Ю.К. Актуализация концепта «хлеб» / Ю.К. Волошин //
КиберЛенинка: [научная электронная библиотека]. - URL:
https://eyberleninka.ru/artiele/n/aktualizatsiya-kontsepta-hleb (дата обращения: 12.05.2024).
10. Воркачев С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования:монография / С. Г. Воркачев. - Волгоград: ВолГУ, 2007. - 400 с.
11. Гачма Е. В. Концепт «хлеб/bread» в языковом сознании
представителей русской, английской и американской лингвокультурных общностей: [электронный ресурс]. - 2008. - URL: https://lomonosov-
msu.ru/arehive/Lomonosov 2008/11 3.pdf (дата обращения: 10.05.2024).
12. Гончарова Н. Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания / Н. Н. Гончарова // КиберЛенинка: [научная электронная библиотека]. - URL: https://eyberleninka.ru/artiele/n7yazykovaya- kartina-mira-kak-obekt-lingvistieheskogo-opisaniya/viewer (дата обращения: 27.04.2024).
13. Гончарова Н. Н. Концепт — основная единица языковых картин
мира / Н. Н. Гончарова // КиберЛенинка: [научная электронная библиотека]. - URL: https://eyberleninka.ru/artiele/n/kontsept-osnovnaya-edinitsa-yazykovyh-
kartin-mira/ viewer
14. Гусейнова У. Г. Хлеб в картине мира русского народа / У. Г. Гусейнова // КиберЛенинка: [научная электронная библиотека]. - URL: https://eyberleninka.ru/artiele/n/hleb-v-kartine-mira-russkogo-naroda/viewer (дата обращения: 12.05.2024).
15. Дай Пейцзюнь. Концепт «хлеб» как константа русской языковой
картины мира / Дай Пейцзюнь // КиберЛенинка: [научная электронная библиотека]. - URL: https://eyberleninka.ru/artiele/n/kontsept-hleb-kak-
konstanta-russkoy-yazykovoy-kartiny-mira/viewer (дата обращения: 12.05.2024).
... всего 71 источников