Эстетика природы в художественном тексте (на материале романа Э. Базена «Гадюка в кулаке»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЭРВЕ БАЗЕН КАК МЭТР ФРАНЦУЗСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ ХХ ВВ 6
б. Литературные направления и их лидеры 7
1.2. Развитие французской литературной традиции «семейного романа» в
творчестве Э. Базена 9
а. Общие черты «семейной темы» во французской традиции 9
б. Понятие «внутренней меры» в семейных отношениях - транспозиции в
творчестве Л.Н. Толстого и Э. Базена 12
а. Соотношение семейного и социального развития в произведениях Базена 18
б. Природа как проявление гармонии и сквозная нить произведения 21
в. Будничный срез отношений. Категории Добра и Зла в эстетическом
преломлении 24
г. Личностное время героев романа, как природное явление, и его эволюция в
драме семейных отношений 27
д. Рациональное и рассудочное - эволюционные срезы на фоне семейной и
социальной динамики отношений 30
2.2. Приемы ономастических номинаций и антропонимов 31
а. Ономастические реалии в лингвокультурологическом аспекте эпохи
создания романа 31
б. Роль имени собственного и прозвища как вид вторичной номинации
антропонимов в романе (прагматическое содержание антропонимов) 36
3. ПРИРОДА И ЕЕ СТИЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ В РЕАЛИСТИЧЕСКОМ РОМАНЕ 37
3.1. Реалистические традиции в отражении эстетики природы в
художественном творчестве Х1Х-ХХ вв 37
3.2. Художественно-эстетические функции природы в романе. Аллегория как
один из способов передачи эмоций 42
3.3. Смена поколений как аналогия наследственности и борьбы в природе.
Любовь и биологические начала в человеке 45
3.4. Языково-стилистические особенности романа в эстетических категориях 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
1. ЭРВЕ БАЗЕН КАК МЭТР ФРАНЦУЗСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ ХХ ВВ 6
б. Литературные направления и их лидеры 7
1.2. Развитие французской литературной традиции «семейного романа» в
творчестве Э. Базена 9
а. Общие черты «семейной темы» во французской традиции 9
б. Понятие «внутренней меры» в семейных отношениях - транспозиции в
творчестве Л.Н. Толстого и Э. Базена 12
а. Соотношение семейного и социального развития в произведениях Базена 18
б. Природа как проявление гармонии и сквозная нить произведения 21
в. Будничный срез отношений. Категории Добра и Зла в эстетическом
преломлении 24
г. Личностное время героев романа, как природное явление, и его эволюция в
драме семейных отношений 27
д. Рациональное и рассудочное - эволюционные срезы на фоне семейной и
социальной динамики отношений 30
2.2. Приемы ономастических номинаций и антропонимов 31
а. Ономастические реалии в лингвокультурологическом аспекте эпохи
создания романа 31
б. Роль имени собственного и прозвища как вид вторичной номинации
антропонимов в романе (прагматическое содержание антропонимов) 36
3. ПРИРОДА И ЕЕ СТИЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ В РЕАЛИСТИЧЕСКОМ РОМАНЕ 37
3.1. Реалистические традиции в отражении эстетики природы в
художественном творчестве Х1Х-ХХ вв 37
3.2. Художественно-эстетические функции природы в романе. Аллегория как
один из способов передачи эмоций 42
3.3. Смена поколений как аналогия наследственности и борьбы в природе.
Любовь и биологические начала в человеке 45
3.4. Языково-стилистические особенности романа в эстетических категориях 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность. Семейный роман занимает во французской литературе особое место, ярким доказательством чему служит появление в XX веке многочисленных многотомных семейных циклов. Среди них «Семья Тибо» Роже Мартен дю Г ара, «Хроника семьи Паскье» Жоржа Дюамеля, «Высокие мосты» Жака Лакретеля, «Семья Буссардель» Филиппа Эриа, «Сильные мира сего» Мориса Дрюона, «Семья Резо» Эрве Базена, «Человек приходит в мир» Андре Вюрмсера, «Семья Эг-летьер» Анри Труайя. Однако этими произведениями, за которыми закрепилось данное А. Тибоде определение «семейная хроника», что предполагает объединение в цикл романов, прослеживающих историю семьи в нескольких поколениях, бытование семейного романа во французской литературе XX века далеко не исчерпывается.
Тяготение к семейной проблематике проявляется в творчестве А. Жида, Ф. Мориака, Ж. Грина, Ж. Бернаноса, А. Моруа, Ф. Нурисье, М. Кардиналь, Э. Ажара, Р. Гари, П. Гимара и многих других писателей, чьё внимание направлено на сферу частной жизни. Семейный роман, взятый во всей совокупности своей проблематики, направленной на осмысление взаимоотношений человека и семьи, складывающийся и видоизменяющийся на протяжении нескольких столетий, представляет собой довольно сложное явление.
Роман «Гадюка в кулаке» - это первая книга из трилогии «Семья Резо». В рамках проблемы сущностной идентификации семейного романа и природной эстетики представляется возможным проследить всю совокупность отношений, преемственности, реализма и аллегоричности в романе. Природа в нем - это одновременно и антитеза, и дублирование семейной жизни.
Объект данного исследования: семейный роман «Гадюка в кулаке».
Предмет исследования:- языковые средства реализации научного (метеорологического) стиля во французском языке (на материале выше указанного романа .
Цель исследования Цель исследования - выявить лингвостилистические особенности языка Эрве Базена в романе «Гадюка в кулаке».
Исходя из поставленной цели следует решить следующие задачи:
- представить личность Эрве Базена как мэтра французской психологической прозы 40-80-х гг. ХХ вв.
- изучить жанрово-стилистические особенности романа «Гадюка в кулаке»
- проанализировать природу и ее стилевые функции в реалистическом романе.
В работе использовались следующие методы: описательный, аналитический, метод контекстуального анализа, метод сплошной выборки.
Материалом для исследования послужил также официальный сайт французской метеорологической службы Meteo et climat.
Теоретической базой исследования послужили труды как отечественных, так и зарубежных исследователей (см. список литературы),
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут применяться в процессе разработки таких основополагающих вопросов современной лингвистической науки, как различия текста, дискурса и стиля, уточнение терминологического аппарата и методик исследования языковых единиц в рамках изучения научного стиля французского языка.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные на практических занятиях по французскому языку, а также при разработке курса лекций по лексикологии, стилистике, сопоставительному языкознанию. Кроме этого, полученные данные могут применяться при разработке семинарских занятий для студентов, изучающих различные области романского языкознания.
Тяготение к семейной проблематике проявляется в творчестве А. Жида, Ф. Мориака, Ж. Грина, Ж. Бернаноса, А. Моруа, Ф. Нурисье, М. Кардиналь, Э. Ажара, Р. Гари, П. Гимара и многих других писателей, чьё внимание направлено на сферу частной жизни. Семейный роман, взятый во всей совокупности своей проблематики, направленной на осмысление взаимоотношений человека и семьи, складывающийся и видоизменяющийся на протяжении нескольких столетий, представляет собой довольно сложное явление.
Роман «Гадюка в кулаке» - это первая книга из трилогии «Семья Резо». В рамках проблемы сущностной идентификации семейного романа и природной эстетики представляется возможным проследить всю совокупность отношений, преемственности, реализма и аллегоричности в романе. Природа в нем - это одновременно и антитеза, и дублирование семейной жизни.
Объект данного исследования: семейный роман «Гадюка в кулаке».
Предмет исследования:- языковые средства реализации научного (метеорологического) стиля во французском языке (на материале выше указанного романа .
Цель исследования Цель исследования - выявить лингвостилистические особенности языка Эрве Базена в романе «Гадюка в кулаке».
Исходя из поставленной цели следует решить следующие задачи:
- представить личность Эрве Базена как мэтра французской психологической прозы 40-80-х гг. ХХ вв.
- изучить жанрово-стилистические особенности романа «Гадюка в кулаке»
- проанализировать природу и ее стилевые функции в реалистическом романе.
В работе использовались следующие методы: описательный, аналитический, метод контекстуального анализа, метод сплошной выборки.
Материалом для исследования послужил также официальный сайт французской метеорологической службы Meteo et climat.
Теоретической базой исследования послужили труды как отечественных, так и зарубежных исследователей (см. список литературы),
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут применяться в процессе разработки таких основополагающих вопросов современной лингвистической науки, как различия текста, дискурса и стиля, уточнение терминологического аппарата и методик исследования языковых единиц в рамках изучения научного стиля французского языка.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные на практических занятиях по французскому языку, а также при разработке курса лекций по лексикологии, стилистике, сопоставительному языкознанию. Кроме этого, полученные данные могут применяться при разработке семинарских занятий для студентов, изучающих различные области романского языкознания.
В ходе произведенного исследования были решены следующие задачи:
- изучена личность Эрве Базена как мэтра французской психологической прозы 40-80-х гг. XIX-ХХ вв.;
- изучены жанрово-стилистические особенности романа «Гадюка в кулаке»;
- проанализирована природа и ее стилевые функции в реалистическом романе.
В ходе решения первой задачи было выяснено, что в обусловленный временной период выделилось два историко-культурных глобальных направления: традиционная французская мысль и новая французская мысль. При этом французская литература смогла на протяжении лет сформировать свое высокое предназначение, от периода Средневековья до совершенно изменившейся обстановки прошлого века. Тема семейных традиций, конфликтов внутри семьи - все это является основной темой в романе, которая выражает через символически спроектированное пространство романа. При анализе было выяснено, что в «Смерти Ивана Ильича», «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого и семейной трилогии Э. Базена находит яркое выражение один из наиболее важных принципов реалистического направления в искусстве - анализ внутренней связи характеров с теми обстоятельствами, в которых они действуют. любое описание природы в романе обуславливает внутрисемейные отношения Резо. Тенденции ответственности общества перед природой в данном контексте являются ничтожными и непримиримыми, то есть, нет проявления ласковой заботы о садах, нет положительного описания природы. Соответственно, тенденция ответственности перед природой не сформирована, причиной чему является активная деятельность неуравновешенной матери Поль.
Природа в романе «Гадюка в кулаке» - это «луч света в темном царстве». Природа в романе «Змея в кулаке» - это «луч света в темном царстве». Гармония природы, ее томная тишина и спокойствие - это как бы противоположность семье Резо с ее будничными отношениями героев друг с другом доходящими до внутрисемейной вражды. С позиции биологического компонента, любовь является первоначальным, врожденным чувством, и природа является в своей эстетике олицетворением этого чувства. С увяданием любви происходит увядание природы, с приходом любви в душу происходит восполнение восторженности природой.
Таким образом, задачи данного исследования решены. Цель достигнута.
- изучена личность Эрве Базена как мэтра французской психологической прозы 40-80-х гг. XIX-ХХ вв.;
- изучены жанрово-стилистические особенности романа «Гадюка в кулаке»;
- проанализирована природа и ее стилевые функции в реалистическом романе.
В ходе решения первой задачи было выяснено, что в обусловленный временной период выделилось два историко-культурных глобальных направления: традиционная французская мысль и новая французская мысль. При этом французская литература смогла на протяжении лет сформировать свое высокое предназначение, от периода Средневековья до совершенно изменившейся обстановки прошлого века. Тема семейных традиций, конфликтов внутри семьи - все это является основной темой в романе, которая выражает через символически спроектированное пространство романа. При анализе было выяснено, что в «Смерти Ивана Ильича», «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого и семейной трилогии Э. Базена находит яркое выражение один из наиболее важных принципов реалистического направления в искусстве - анализ внутренней связи характеров с теми обстоятельствами, в которых они действуют. любое описание природы в романе обуславливает внутрисемейные отношения Резо. Тенденции ответственности общества перед природой в данном контексте являются ничтожными и непримиримыми, то есть, нет проявления ласковой заботы о садах, нет положительного описания природы. Соответственно, тенденция ответственности перед природой не сформирована, причиной чему является активная деятельность неуравновешенной матери Поль.
Природа в романе «Гадюка в кулаке» - это «луч света в темном царстве». Природа в романе «Змея в кулаке» - это «луч света в темном царстве». Гармония природы, ее томная тишина и спокойствие - это как бы противоположность семье Резо с ее будничными отношениями героев друг с другом доходящими до внутрисемейной вражды. С позиции биологического компонента, любовь является первоначальным, врожденным чувством, и природа является в своей эстетике олицетворением этого чувства. С увяданием любви происходит увядание природы, с приходом любви в душу происходит восполнение восторженности природой.
Таким образом, задачи данного исследования решены. Цель достигнута.



