Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования 1Q
1.1 Особенности понятийного аппарата «Северный морской путь» 10
1.2 Типы и виды экологических рисков как элемент
формирования основ экологической безопасности 22
1.3 Виды международных транзитных грузов 32
Глава 2. Политико-правовые вопросы создания основ управления экологическими рисками транспортировки международных транзитных грузов 43
2.1 Основы управления экологическими рисками
транспортировки международных транзитных грузов 43
2.2 Органы управления экологическими рисками
транспортировки международных транзитных грузов 55
Глава 3. Практика транспортировки международных транзитных грузов Северным морским путём 63
3.1 Роль и место СМП в транспортировке международных
транзитных грузов 63
3.2 Политика по экологической безопасности РФ и
транспортировке международных транзитных грузов 69
3.3 Совершенствование механизма координации и регулирования рисков при транспортировке международных транзитных грузов через СМП 73
Заключение 82
Список использованной литературы 90
Приложения
Navigare necesse est, vivere non est - «мореплаванием заниматься необходимо, жить - не обязательно». Говорят, что в 67 г. до н.э. Помпей бросил эти жестокие слова в лицо капитанам римских зерновозов, которые опасаясь пиратов, не решались следовать распоряжению сената и вывести свой транспорт в море. С тех судоходство диктует развитие узловых пунктов мировой экономики, занимая существенное место в политической и социальной жизни общества, стран и мира.
В начале XXI века Северный Ледовитый океан претендует стать одной из трасс морских перевозок. Российская Федерация, имеющая огромные морские пространства в Арктике, является ведущей державой по строительству атомных ледоколов, способных доставлять морские грузы в разные страны мира по самой труднодоступной трассе мира - по Северному морскому пути. Российская Федерация, имея огромный опыт по морскому судоходству, переживая разные годы трудностей обустройства социально-экономической ситуации на Севере, из года в год наращивает стратегическое присутствие в Арктике. Вместе с тем, возрастает интерес к развитию экономического потенциала Арктики в мире. Растет степень экологических рисков жизнеобеспечения в холодной части мира. В этой связи возрастает роль научных знаний в изучении предотвращении возможных рисков, особенно, в формировании политико-правовых вопросов на стадии актуализации имеющихся проблем. К ним можно отнести экологические риски транспортировки международных транзитных грузов Северным морским путем.
Последовательное значительное уменьшение ледового покрова на акватории Северного морского пути (далее - СМП) в период с 2002 по 2012 года, стало причиной повышенного интереса к маршруту со стороны получателей и отправителей грузов в Европе и Азии. Этот интерес объясняется довольно просто - очевидны дистанционные преимущества СМП перед конкурентами Суэцким каналом и канадским Северо-Западным проходом, время следования судов из Шанхая в Роттердам в среднем сокращается на две недели - расстояние по СМП меньше на 4444 км, а согласно прогнозу Министерства природных ресурсов Канады: «Из-за потепления климата сезон таяния льдов станет более продолжительным, в результате через Канадский Арктический архипелаг в Северо¬Западный проход начнут поступать отколовшиеся глыбы многолетнего льда, а значит, опасность для навигации не уменьшится». К тому же, когда Суэцкий и Панамский каналы почти достигли предела своей пропускной способности, а межконтинентальные океанские пути могут оказаться
блокированными террористами, СМП становится приоритетным в межконтинентальных транспортных связях.
Северный морской путь является стержнем арктической морской транспортной системы (АМТС), как говорится в Основах
государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу будет использован в качестве «национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике». Под арктической морской транспортной системой понимается совокупность объектов и факторов, обеспечивающих морские перевозки в акваториях от Баренцева до Чукотского морей», в общем виде арктическая транспортная система с перспективным блоком
Функционирование любого из объектов АМТС сопряжено с экологическими рисками, спектр которых очень широк и, прежде всего, зависит от типа перевозимого груза и технического состояния судна.
СМП со времен СССР использовался в качестве способа организации северного завоза в труднодоступные районы Сибири и Дальнего Востока. В годы Второй мировой войны в его западной части были организованы полярные конвои, призванные защитить транспортные суда, доставлявшие в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. Далее по большей части функционировала только восточная часть пути в короткий период летней навигации - август и/или сентябрь. Известны также случаи транспортировки отработанного ядерного топлива трассами СМП.
Для обеспечения безопасного прохода по СМП не атомных судов Россия использует ледоколы с ядерной энергетической установкой, что диверсифицирует экологические риски, и в случае аварии каравана судов, может стать причиной ядерно - углеводородного загрязнения. На сегодня проход по трассам СМП обеспечивают шесть атомных ледоколов, самому возрастному из которых 30 лет. Также, с наращиванием боевой мощи подводного атомного флота, увеличилось присутствие под арктическими льдами субмарин, использующих атомное топливо.
Уменьшение площади морей, покрытой льдом, открыло и другие горизонты перед Россией. В последние 10 лет, на базе стабильно высоких цен на углеводороды, появилась возможность значительно продвинуться на Север в освоении новых месторождений. По данным Американского геологического агентства около 30 % мировых запасов углеводородов залегают на шельфовой части Северного ледовитого океана. Добыча нефти медленно переходит из надводного, материкового положения в подводное, а восемь месяцев году с ним суммируется подлёдная составляющая.
Вместе с увеличением интереса в мире к арктическому региону растёт также количество стран, заинтересованных в постоянном присутствии в полярном регионе, и организаций, занимающихся правовым обеспечением работы в Арктике. Наравне с международным законодательством и региональными договорами, каждая заинтересованная страна стремится учредить свои законы.
Вопросы экологических рисков транспортировки международных транзитных грузов затрагиваются в различных правовых документах на международном, региональном и местном уровне, свою лепту в их формирование также вносит не простая техническая сторона вопроса.
Объект исследования: политико-правовые вопросы международного диалога об экологических рисках при транспортировке международных транзитных грузов СМП.
Предмет исследования: процесс формирования основ экологической безопасности по предупреждению экологических рисков при транспортировке международных транзитных грузов.
Цель работы: выявление особенностей процесса формирования предупреждения экологических рисков при транспортировке международных транзитных грузов через СМП.
Задачи
1. Дать теоретико-методологическое обоснование исследования экологических рисков при транспортировке международных транзитных грузов Северным морским путём
2. Описать эволюцию обсуждения политико-правовых вопросов,
касающихся экологических рисков при транспортировке
международных транзитных грузов через СМП.
3. Выявить особенности практики транспортировки международных транзитных грузов СМП.
Степень изученности
Научные работы.
• «О системе морской транспортировки СПГ из Арктики» Касаткин Р.Г.
• Комков Н. И., Селин В. С., Цукерман В. А. «Направления модернизации арктической морской транспортной системы» .
• Доклад «Международное сотрудничество в Арктике в 2013 году » Российского совета по международным делам.
• Харлампьева Н.К. «Арктическая морская транспортная система: международно-политический аспект» .
Аналитические работы международных организаций, министерств и ведомств.
• Arctic Marine Shipping Assessment Report, Арктический совет, 2009
• “Worldwide Analysis of In-Port Vessel Operational Lubricant," Arctic and Marine Oil Spill Program Technical Seminar of Environment Canada, 8 June 2010
Документы международных организаций министерств и ведомств.
• US National Strategy for the Arctic region, THE WHITE HOUSE, Washington, 2013
• Canadian Environmental Protection Act, Government of Canada, Ottawa, 1999
• «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) от 10 декабря 1982 года.
Методы исследования: в данной работе предлагается исследование на основе общенаучных методов работы, сравнительного анализа, эмпирико-аналитических методов прикладного исследования. При этом гипотетически-дедуктивная модель применяется как метод, показывающий начальный этап формирования политико-правового диалога о предупреждении экологических рисков при транспортировке международных транзитных грузов СМП.
Исследование формирования правовой базы, регламентирующей экологические риски в Арктике идёт от теоретического частного - понятийного аппарата основных терминов в международных документах, к практическому их использованию в удачных ледовых условиях навигаций 2011 - 2015 годов.
Практическая значимость: отдельные положения исследования, касающиеся риска при транспортировке транзитных грузов могут быть рассмотрены на примере национальных законодательств Российской Федерации, США, Канады и международного взаимодействия в рамках разработок юридической практики Европейского Союза. Такими примерами могу стать законы Канады о предотвращении загрязнения арктических вод, об освоении океанов и об установлении особо охраняемых районов арктических морей, закон Норвегии о защите окружающей среды на Шпицбергене, а также «Закон о Северном морском пути » N 132- ФЗ.
Гипотеза работы: выявить особенности эволюции политико-правового диалога о предупреждении экологических рисков при транспортировке международных транзитных грузов СМП.
Работа состоит из введения, 3 глав, 3 приложений, заключения.
Основным направлением в государственной политике Российской Федерации сегодня фактически определены роль и место в пространственном стратегическом планировании развитие территорий на Дальнем Востоке с нацеленностью на Азиатско- Тихоокеанский регион. При этом Арктическая зона Российской Федерации выступает как регион стратегического экономического развития, поставляющего большую часть потребляемых ресурсов в другие страны мира. Объединяющей трассой экономического развития является Северного морской путь, в этой связи для реализации геополитической и экономической миссии СМП как безопасного водного транзитного моста между Европой и Азией в данной работе рассмотрена эволюция политико-правового диалога между различными акторами международного взаимодействия. Начальный этап обсуждения экологических рисков при транспортировке международных транзитных грузов СМП является наиболее конкретной темой в системе мирохозяйственных связей.
Вывод по первой главе. Анализ понятийного аппарата показывает, что существуют следующие проблемы, обсуждаемые в рамках политико-правового диалога, касающихся Северного морского пути:
- акватория СМП достаточно чётко определена на всех уровнях законодательства и имеет некоторые расхождения только по площади покрытия, что связано с непосредственно масштабностью документов, например Полярный кодекс и «Закон о СМП». Однако остаётся неопределённым международный статус СМП, который частью заинтересованных стран, включая США, Южная Корея и некоторые страны ЕС, рассматривается как магистраль, а другим кругом в которую входят прибрежные государства, такие как Канада и Россия как территориальные воды, на которые должна распространятся юрисдикция прибрежных государств.
Понятие транзита также слабо определено в российском национальном законодательстве. Закона, который бы был нацелен на регламентацию транзита по территории страны нет, существует только Проект Федерального закона, который уже третий год находится на рассмотрении в Государственной думе РФ.
Эта ситуация существенно ухудшает условия транзита по территории России, так как другие законы описывают процедуру транзита частично, вызывая множество затруднений для грузополучателей и грузоотправителей, которые вынуждены ознакомиться с минимум пятью документами, перед тем, как направить груз транзитом через территорию России. В тоже время вопросы транзита по акватории СМП ещё менее затрагиваются законами РФ, что приводит к очень редкому их описанию.
Что касается понятия экологических рисков, то, как показывает практика формирования юридических основ в Российской Федерации и в Европейском Союзе, то оно больше всего связано с системой экологической безопасности оценкой возможного загрязнения, вероятности его наступления и тяжести. В Российской правовой базе существует понятие негативного воздействия на окружающую среду, по вероятности наступления которого и оценивается тяжесть экологического риска.
Большое внимание уделяется погодным рискам и связанным с этим техническими вопросами подготовки судна к тяжёлым условиям плавания. Особняком стоят риски от использования тяжелых видов дизельного топлива, которые могут будут изучены во второй части работы, в дискуссии, касаемо Полярного кодекса.
Касательно транзитных грузов - составлен перечень грузов, привезенных в последние пять лет и выделены более опасные. К ним относятся:
• отработанные ядерные отходы
• тяжёлые виды нефтепродуктов
• радиационные материалы
• военная техника и средства снабжения фронта.
По второй главе «Политико-правовые вопросы создания основ управления экологическими рисками транспортировки международных транзитных грузов».
На международном уровне выявлено, 13 конвенций и 4 региональных соглашения, применяемых в качестве основ управления экологическими рисками в Арктических водах. Первая «Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью» вступила в силу в 1954 году. Современное судоходство организуется согласно Полярному кодексу, вступившего в силу в январе 2017 года.
Эти договоры имеют различную направленность, но основным вектором их работы является предотвращение загрязнения морской среды различными выбросами с судов, в том числе и в воздух. На второй ступени защиты находится комфортное существование экипажа и его безопасность. Среди последних принятых документов наметилось увеличение заботы о предотвращении возможных на море, а также организация мер по накоплению средств для готовности к возможным происшествиям.
На национальном уровне управление экологическими рисками по большей части осуществляется тремя Федеральными законами, в том числе: «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», ФЗ «Об охране окружающей среды».
Исследование показало, что с учётом особенностей экологических проблем Арктической зоны Российской Федерации необходимо разработать дополнительные методики для определения ущерба в типичных ситуациях его причинения в условиях:
• разливов нефтепродуктов, нефти и других загрязняющих веществ в районах, покрытых льдом;
• загрязнения прибрежных территорий по причине разливов нефти с судов и нефтедобывающих платформ;
• несанкционированного размещения отходов в районах, покрытых льдом; уничтожении и повреждении почвенного слоя и растительного покрова тундры при движении транспортных средств, проведении земляных, строительных, геолого-разведочных и иных работ;
• повреждения любого вида сельскохозяйственных угодий, как оленьи пастбища.
Как показал проведенный анализ, действующее законодательство Российской Федерации в природоохранной сфере практически не учитывает природно-климатические и иные географические условия Арктической зоны Российской Федерации и возможные экологические угрозы. В связи с этим обсуждается разработка проекта федерального закона «Об особых режимах природопользования и охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации».
Остаются не реализованными применительно к особым условиям Арктической зоны Российской Федерации вытекающие из положений Конвенции ООН по морскому праву (статьи 194, 201, 207, 208, 210, 211, 221, 234) возможности РФ предусматривать все необходимые меры по предотвращению загрязнения морской среды всеми видами источников загрязнения (суда, разведочные и добычные устройства, захоронение отходов, деятельность на морском дне, выбросы в атмосферу, источники на суше) и при морских авариях.
Следует также отметить, что в других приарктических государствах есть как общие нормативные правовые акты природоохранного характера, содержащие отдельные положения относительно арктических районов, так и специальные законы, сфера действия которых ограничена арктическими районами. Такими примерами являются законы Канады о предотвращении загрязнения арктических вод, об освоении океанов и об установлении особо охраняемых районов арктических морей, закон Норвегии о защите окружающей среды на Шпицбергене и другие. Этот положительный опыт правоприменительной практики зарубежных государств может быть использован при подготовке российского законопроекта.
Большинство международных Конвенций и других управляющих документов приняты на уровне Организации Объединённых наций и отдельно Международной морской организации. На региональном уровне эту роль по большей части выполняет Арктический совет. В Российской Федерации непосредственным исполнителем законов, а также контролирующим органом выступает министерство транспорта РФ, в которое также входит Государственная морская спасательная служба. Отдельно воссозданная структура - Федеральное государственное казенное учреждение оо «Администрация Северного морского пути» занимается непосредственно организацией навигации и безопасной работы СМП, В целях работы организации - обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории СМП.
Вывод по третьей главе «Практика транспортировки международных транзитных грузов Северным морским путём».
По итогам 3 главы можно сделать вывод о том, что в законодательстве Российской Федерации не существует единого закона для защиты вод Арктики от возможного загрязнения в процессе транспортировки грузов транзитом. Вместе работа по созданию инфраструктуры, системы мониторинга ледовой обстановки и обеспечения связи с судами, системы Ликвидации аварийных разливов нефти ведётся и некоторые результаты мы уже можем наблюдать.
Очевидно, что тема экологической безопасности транспортировки международных транзитных грузов СМП не исчерпывается изложенным выше и будет в дальнейшем развиваться в сторону не углеродных грузов, поэтому она требует дальнейшего продолжения исследований по затронутой проблематике.
Таким образом, при использовании национальной морской трассы Российской Федерации - Северного морского пути «как наиболее подготовленной и организованной структуры в региональной и глобальной системе морского транзита с стратегическим значением, как составного элемента экономической системы Арктики, включающегося в глобальные процессы мирохозяйственной системы...., нацеливаясь на основных принципах международного экономического партнерства в XXI веке:
- принципе многостороннего участия государств, межгосударственных и негосударственных организаций, гражданского общества, деловых кругов и органов местного самоуправления в арктическом сотрудничестве;
- принципе приоритета защиты окружающей среды Арктики, в том числе морской окружающей среды» , стоит включиться в процесс формирования основ политико-правового обеспечения предотвращения экологических рисков при транспортировке международных грузов по СМП на региональном уровне в особых условиях холодного климата.
Научные работы.
1. Веселов И.А., Чуприян А.П. «О мерах МЧС России по обеспечению реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике и созданию системы специализированных аварийно-спасательных центров» // «Арктика. Экология и экономика» №1, 2011, стр. 48-51 [Текст] : статья. / печать «Академ-принт». — ISBN 2223-4594 — 500 экз.
2. Галгаш А. В. Жаркий А. П. Шептура В. Н. «Развитие инфокоммуникацинной инфраструктуры для формирования единого информационного пространства Арктической зоны России в интересах обеспечения военной безопасности государства и Обеспечение национальных интересов России в Арктике» [Текст]: Труды II Института военной истории. 2014. Т. 9. Кн. I. С. 74-81.
3. Иванов И.С. Международное сотрудничество в Арктике. Доклад 2013 / [А.В. Загорский, А.И. Глубоков, Е.Н. Хмелева]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: Спецкнига, 2013. — 56 с. — ISBN 978-5-91891-327-7
4. Касаткин Р.Г. Система морской транспортировки сжиженного природного газа из Арктики // Модернизация. Инновации. Развитие, стр. 4-11 [Текст] : диссертация. / печать «Издательство ЛКИ». — ISBN 978¬5-382-00939-1. 2008. — 100 экз.
5. Кефели И. Ф Транспортная геополитика Арктики в стратегии утверждения национальных интересов циркумполярных и других государств // Национальные интересы России и экономика морских коммуникаций в Арктике : мат. V Всерос. мор. науч.-иракт. конф., 29-30 мая 2014 г. / ред. кол.Козьменко С. К), и др. Мурманск : Изд-во МПУ, 2014. С. 43.
6. Комков Н. И., Селин В. С., Цукерман. В. А. Направления модернизации арктической морской транспортной системы // Модернизация. Инновации. Развитие, стр. 4-11 [Текст] : научно.-практич. журн. / печать ООО «Коломенская типография». — ISSN 2079-4665. 2014, № 4. — 1000 экз.
7. Котляр В. «Использование ледоколов в акватории Северного морского
пути для обеспечения безопасности мореплавания судов под иностранным флагом: правовые основы и сложившаяся практика», 2015 // Информационный портал «Pro-arctic» URL: http://pro-
arctic.ru/23/10/2015/legislation/18692.
8. Лукин Ф. Анализ деятельности Северного морского пути - Статья.: Вестник МГТУ, 2015 год, стр. 467-475.
9. Никитин А., Кузнецов В., Андреев Л., Золотков А., Меньшиков В. Щукин А. Ядерные делящиеся материалы [Текст]: [Доклад объединения Bellona] / Издатель объединение «Беллона» . — ISBN 978-5-905415-04-3 // URL:http://bellona.rU/assets/sites/4/2015/06/fil yad mat COLORinternet1.pdf(дата обращения 12.02.2016).
10. Пересыпкин В.И., Яковлев А.Н. Северный морской путь в проблеме международных транспортных коридоров // Транспорт Российской Федерации. - 2006. - № 3 - С. 29-36.
11. Подсветова Т.В. «Транспортная составляющая экономики Арктики», 2014 // Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г. стр. 552-555, URL: http://vestnik.mstu.edu.ru/v17_3_n58/552_555_podsve.pdf (дата обращения 15.11.2015).
12. Руфи Р., Хантингтон Г. Судоходство в Арктике — путь к российско-
американскому сотрудничеству /перевод с английского/ - Ст.:
Российский совет по международным делам, 2013 // URL:
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4805#top-content (доступ 13.05.2016)
13. Смирнов А. И. Мурманский коридор: / Рос.-норв. сотрудничество в Баренцевом регионе. — Мурманск: Изд.-полиграф. предпр. «Север», 1998. — С. 30-31.
14.Чумляков К.С. Стратегическая роль транспортных коридоров в развитии международных транзитных перевозок [Текст]: : информ.-аналит. журн. / Издательство Всероссийской академии внешней торговлиМинистерства экономического развития РФ
Российский внешнеэкономический вестник. — 2001 — . — Ст. : Стр. 62-67. — ISSN: 2072-8042 // URL:
http://elibrary.ru/contents.asp7issueidM442586 (дата обращения:
15.05.2016)
15. Харлампьева Н.К. Арктическая морская транспортная система: международно-политический аспект // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право». 2015. №1. С. 125-139.
Аналитические работы международных организаций, министерств и ведомств.
16. Arctic National Wildlife Refuge, 1002 Area, Petroleum Assessment, Including Economic Analysis. Fact Sheet [отчёт]: геологическое общество США, 2005 (USGS, 2005) // URL: http://pubs.usgs.gov/fs/fs-0028-01/fs-0028-01.htm (дата обращения 13.05.2016)
17. Арктический совет. Отчет по оценке арктического судоходства , 2009
P.144 / Arctic Marine Shipping Assessment Report [Текст]: Официальный сайт Арктического совета // URL:
http: //www.arctic. noaa.gov/detect/documents/AMSA_2009_Report_2nd_print.pdf (дата обращения 27.04.2016)
18. Byers M. Who Owns the Arctic? Understanding Sovereignty Disputes in the
North [Текст]: монография / учередитель «Douglas & McIntyre», 2013 // URL: http://w3.fmp.msu.ru/assets/files/vestnik/2011/2/BYERS_2_2011.pdf
(дата обращения 13.05.2016)
Документы международных организаций министерств и ведомств.
19. Dagmar S. Worldwide Analysis of In-Port Vessel Operational Lubricant
Discharges and Leakages [Текст]: [Arctic and Marine Oil Spill Program Technical Seminar of Environment, 8 June 2010, Halifax, Canada] // URL: http://thordonbearings.com/system/documents/documents/103/original/Analysis of In¬Port Vessel Operational Lubricant Discharges and Leakages.pdf?1281430521 (дата
обращения 27.04.2016)
Правовые документы
20. Канада. Законы. О предотвращении загрязнения пространств
арктических вод, примыкающих к континенту и островам Канадской Арктики / Arctic Waters Pollution Prevention Act, R.S.C., Ottawa, 1985, c. A-12 [Текст]: Justice Laws Website government of Canada // URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/A-12/FullT ext.html#h-1 (дата
обращения 17.05.2016).
21. Канада. Законы. Акт об Охране Окружающей Среды в Канаде /
Canadian Environmental Protection Act, Government of Canada, Ottawa, 1999, c. 33 // [Текст]: Justice Laws Website government of Canada // URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/c-15.31/page-2.html#docCont (дата
обращения 13.04.2016).
22. Международное региональное право. Полярный кодекс, 2014 /
International Code for Ships Operating in Polar Waters (PolarCode) [Текст]: International Maritime Organization (IMO) // URL:
http: //www.imo .org/en/MediaCentre/HotT opics/polar/Documents/POLAR%2 0CODE%20TEXT%20AS%20ADOPTED.pdf / (дата обращения
14.05.2016).
23. Международное право. Таможенная конвенция о международной
перевозке грузов с применением книжки МДП, под эгидой Европейской экономической комиссии ООН, Женева, 1975 г. [Текст]: ООН.— п. 86. — ГМГ «Лоджистикс» // URL:
http://www.gmglog.am/resources/useful_information (дата обращения
07.05.2016).
24. Международное право. Конвенция Организации Объединенных Наций
по морскому праву (UNCLOS) [Текст]: [заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982]. — Раздел 3, статья 18.— Консультант плюс, URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/ (дата
обращения 06.05.2016).
25. Международное право. Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур [Текст]: [В ред. Протокола от 26.06.1999] .— Консультант плюс,
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/ (дата обращения 13.05.2016)
26. Международное региональное право. Таможенный кодекс Таможенного
союза [Текст]: [принят Решением Межгосударственного Совета
ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009].— Глава 32, статья 215, пункт 3. — «Консультант Плюс» // URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186310#/ (дата
обращения 03.05.2016)
27. Международное региональное право. Соглашение о сотрудничестве в
сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике [Текст]: [Одобрено распоряжением Правительства Российской
Федерации от 13 мая 2013 г. N 769-р ]. — «Консультант Плюс» // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=556189(дата обращения 03.06.2016)
28. Международное региональное право. Экономическое и социальное
развитие, официальный отчёт [Текст]: [E/2015/39 E/ESCAP/71/42, ООН, 2015, P.20].— Официальный сайт Экономической и социальной
комиссии тихоокеанского регионального дома // URL: http://www.unescap.org/sites/default/files/E71_42E.pdf (дата обращения
18.04.2016)
29. Международное региональное право. Таможенный кодекс Таможенного
союза [Текст]: [принят Решением Межгосударственного Совета
ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009].— Глава 32, статья 215, пункт 3. — «Консультант Плюс» // URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186310#/ (дата
обращения 03.05.2016)
30. Норвегия. Законы. О защите окружающей среды на Шпицбергене, 2001
/ Act of 15 June 2001 No.79 Relating to the Protection of the Environment in Svalbard [Текст]: The Ministry of Climate and Environment's of Norway // URL: https: //www.regjeringen. no/en/dokumenter/svalbard-environmental-
protection-act/id173945/ (дата обращения 17.05.2016)
31. РФ. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории СМП [Текст] : [Федеральный закон вступил в силу 28 июля 2012 г. № 155-ФЗ]. — «Российская газета» // URL: http://rg.ru/2012/07/30/more-dok.html(дата обращения 06.05.2016).
32. РФ. Законы. О стратегии социально-экономического развития округа до
2020 года [Текст]: [Постановление Законодательного собрания ЯНАО от 14 декабря 2011 года, № 839]. — пункт 3.2 «Развитие экономического потенциала автономного округа». — Информационно-правовой ресурс «Кодекс» // URL: http://docs.cntd.ru/document/424064239 / (дата
обращения 13.04.2016).
33. РФ. Законы. Об исключительной экономической зоне Российской
Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ]. — «Консультант Плюс» // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 21357/ (дата обращения
13.05.2016)
34. РФ. Законы. О континентальном шельфе Российской Федерации [Текст]:
[Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ]. — «Консультант Плюс» // URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8560/(дата
обращения 17.05.2016)
35. РФ. Законы. О перечне морских портов РФ [Текст]: [Распоряжение Правительства от 14 октября 2003 г. N 1491-р]. — «Консультант Плюс» // URL: http:base.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения 08.05.2016).
36. РФ. Законы. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ [Текст]: [Федеральный закон вступил в силу 31.07.1998 № 155-ФЗ]. — Статья 14. «Плавание в акватории Северного морского пути». — Н1П1 «Гарант» // URL: http://base.garant.ru/12112602/(дата обращения 21.01.2016).
37. РФ. Законы. Об охране окружающей среды [Текст]: [Федеральный закон
вступил в силу 10.01.2002 № 7-ФЗ] . — Статья 1. «Основные понятия». — «Консультант Плюс» // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34823 / (дата обращения 12.04.2016)
38. РФ. Законы. Уголовный кодекс РФ [Текст]: [Федеральный закон вступил в силу 13.06.1996 N 63-ФЗ]. — статья 41. — «Консультант Плюс» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 // (дата обращения 12.04.2016).
39. РФ. Законы. Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности [Текст]: [Федеральный закон вступил в силу 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ]. — Статья 31. — «Консультант Плюс» // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc (дата
обращения 08.05.2016).
40. РФ. Законы. Транспортная стратегия Российской Федерации на период
до 2030 года [Текст]: [Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р] —
Министерство транспорта РФ // URL:
http: //www.mintrans. ru/documents/detail. php?ELEMENT_ID= 13008 (дата
обращения 17.05.2016).
41. РФ. Законы. О перевозках транзитных грузов через территорию РФ и
внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ [Текст]: [Проект федерального закона принят ГД ФС РФ № 315406-6 15 июля 2013 года]. — статья 3.— Право.ру // URL:
http://docs.pravo.ru/document/view/39737327/45898065/,(дата обращения 14.05.2016)
42. РФ. Законы. Основы государственной политики Российской Федерации
в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [Электронная база данных]: [федер. программа: утв. Президентом РФ 18.09.2008 N Пр-1969. : по состоянию на 2 апр. 2016 г.]. — Проф. юрид. системы «Техэксперт» // URL: http://docs.cntd.ru/document/902149373(дата обращения 12.12.2015)
43. РФ. Законы. О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года
перспективу [Текст]: [Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537]. — п. 86. 87. — Российская газета - Федеральный выпуск №4912 (88), // URL: http://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (дата обращения
07.05.2016)
44. США. Законы. Национальная стратегия по вопросам Арктики, 2013 / US
National Strategy for the Arctic region, The White house, Washington, 2013 P.12 [Текст]: Официальный сайт Белого дома, // URL:
https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/nat_arctic_strategy.pdf(дата обращения 06.04.2016)
Другие информационные источники
45. Денисенко Е. Плавучая техническая база "Имандра"c отработанным
ядерным топливом на борту задела списанную атомную подводную лодку в Кольском заливе [Текст] : Сетевое издание «РИА Новости» / учредитель МИА «Россия сегодня». — 2008. // URL:
http://ria.ru/incidents/20011221/39954.html
46. Игорь Мельник, Игорь Боделан «Накануне. Курсом к победе» // Фешкс, 2010, стр. 46
47. Кашка М. презентация «Создание регионального центра перегрузки ОЯТ на ФГУП «Атомфлот» // ФГУП «Атомфлот» URL: //www.iaea.org /3.7_Kashka_Atomflot_Regoinal_SNF_Centre_Rus.pdf (дата обращения 13.10.2015)
48. Лебе К. Метрополии морей /перевод с немецкого/ - М.: Прогресс, 1982. - С. 86.
49. Международная морская организация ИМО // Официальный сайт ИМО, URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/imo/ (дата обращения 13.05.2016)
50. Международное агентство по атомной энергии // Общая информация с официального сайта URL: http://www.un.org/ru/ga/iaea/ (дата обращения 13.05.2016).
51. Михаил Григорьев: Развитие Севморпути будет последовательным
[Текст]: [новость университета] . — Северный (Арктический)
федеральный университет имени М.В. Ломоносова . — 2015// URL: http://narfu.ru/life/news/university/218135/ (дата обращения 01.05.2016).
52. Министерство обороны Российской Федерации формирует единую
систему освещения обстановки и арктической зоне [Электронный ресурс] // RLGNUM. Информационное агентство. URL:
https://regnum.ru/news/polit/1899352.html (доступ 22.03.2016)
53. Навигационно-географический очерк трассы СМП. Электронный ресурс
ААНИИ, URL:
http: //www.aari.nw.ru/resources/a0011_12/manual_smp/general/smp_general.htm (дата обращения: 01.03.2016)
54. Норвежский центр спутникового наблюдения «Kongsberg satellite
services» // URL:
http://www.ksat.no/en/services%20ksat/vessel%20detection%20service%20- %20page/доступ 14.05.2016
55. Объем перевозок по Севморпути растёт [Электронный ресурс] // URL: http://www.rosatom.ru.joumalist (доступ 22.05.2016)
56. Отчёт Всемирного фонда дикой природы, грант № WWF 613/RU013206/1/GLM от 20.03.2015 года, стр. 5
57. Официальный сайт Информационного офиса СМП. Мурманск, Россия;
Киркенес, Норвегия // URL: http://www.arctic-lio.com/NSR/(дата
обращения 21.01.2016)
58. Официальный сайт Некоммерческого партнерства «Российский совет по
международным делам» // URL:
http: //russiancouncil .ru/common/upload/Arctic_Report_Rus .pdf (дата
обращения 13.04.2016), страница 38.
59. Официальный сайт экологического института Европейского союза, 2006
// URL:
http://ecologic.eu/sites/files/news/2015/efface_directive_2004_35_ec_on_environmental_liability.pdf (дата обращения 13.04.2016).
60. Презентация МЧС РФ «О создании системы комплексной безопасности
населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации», 2014 год // URL: http://www.mnov-
rosatom.ru/files/articles/6943c10edd7e37c08adba766634243b9.pdf (дата
обращения: 14.05.2016).
61. Пэрис К. Китайские контейнеровозы осваивают Северный морской путь [Текст] : ежед. америк. дел. газета The Wall Street Journal / учредитель News Corporation. — 2013, август № 185 (6). — 2,1 млн экз.
62. Сафонов Д. Ядерный караван [Текст] : ежед. дел. газета Известия. — 26.08.2001 // URL: http://izvestia.ru/news/250872#ixzz3wIMqj2HO (дата обращения 21.01.2016)
63. Северный морской путь: временная заморозка [Электронный ресурс] // URL: http:chinalogist.ru/articlcs/analitika(доступ 22.04.2016).
64. Система Международных дорожных перевозок // Общая информация, URL: https://www.iru.org/ru iru about tir(дата обращения 21.01.2016).
65. Таможня без границ [Текст]: Электронное издание «Наука и технологии
России» // URL:
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221 &d_no=32118#.V17lhruLTIU (дата обращения 13.05.2016).
66. ФГКУ Администрация Северного морского пути» [Текст]:
Официальный сайт, общая информация // URL:
http://www.nsra.ru/ru/celi_funktsii/ (дата обращения 13.05.2016).
Энциклопедия Института
Философии РАН [Текст]: информационно-справочный портал РАН / учредитель Российская академия наук // URL:
http://iph.ras.ru/elib/0794.html (дата обращения: 10.04.2016).