ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЛАКА 7
1.1. Физика образования облаков 7
1.1.1. Кучевообразные облака 8
1.1.2. Волнистые облака 9
1.1.3. Слоистообразные облака 10
1.2. Влияние низкой облачности на полеты 12
1.3. Методы прогноза низких облаков 16
1.3.1. Прогноз высоты нижней границы облачности по формулам . 17
1.3.2. Прогноз высоты нижней границы облачности по методу
Е.И. Гоголевой 18
1.3.3. Прогноз высоты нижней границы облачности по методу
главного авиаметеорологический центра 20
1.3.4. Прогноз низкой облачности по методу З.А.Спарышкиной 23
2. ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ЕГО ОБРАБОТКИ 24
2.1. Характеристика исходного материала 24
2.2. Методы обработки исходных данных 26
2.3. Физико-географическая характеристика исследуемого района 26
3. АНАЛИЗ НИЗКОЙ ОБЛАЧНОСТИ НА АЭРОДРОМЕ ПУЛКОВО 31
3.1. Г одовой ход низкой облачности 31
3.2. Суточный ход низкой облачности 40
3.3. Оценка влияния низких облаков на полеты 44
3.4. Проблема высотного строительства СПБ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Распределение облачности, ее годовой и суточный ход, повторяемость различных высот ее нижней границы все еще остаются изучены не в полной мере. Причина в отсутствии подробных данных об облачности на станциях и, в частности - недоступность для анализа данных, которые существуют. С другой стороны, данные о низкой облачности и ее характеристиках необходимы для изучения и моделирования процессов пограничного слоя, для проверки численных моделей; а также для предоставления метеорологической информации авиации и разработки методов прогнозирования авиационной погоды.
Выполнение взлета, полета, посадки, пилотирования самолетов и вертолетов затруднено при низкой облачности. Высота облачности - это довольно сложное метеорологическое условие погоды, прямо или косвенно влияющее на полеты и посадку самолетов. Рассматривалась облачность ниже 300 метров на территории аэропорта Пулково. Изучение этого элементов имеет большое практическое значение, так как дает возможность подсчитать время, в течение которого приостанавливается работа на данном аэродроме.
Высота облачности в большей мере определяет возможность производства взлета и посадки самолетов. В целях обеспечения безопасности и регулярности полетов для каждого аэродрома устанавливаются обязательные для этого аэродрома величины элементов погоды минимально допустимые при взлете и посадке. Эти минимальные условия определяются многими факторами, например, такими как: типом воздушного судна, бортовым и наземным оборудованием, рельефом местности и имеющимися препятствиями в районе аэродрома и многими другими. Нижняя граница облаков и дальность видимости определяют тот минимум погодных условий, при которых возможны взлет и посадка самолетов. С облаками связаны грозы - наиболее опасное для авиации метеорологическое явление.
Выявлялись сложные условия различной степени по низкой облачности, а также определялась повторяемость этих параметров погоды, затрудняющих или исключающих взлет и посадку самолетов на аэродроме Пулково.
Актуальность исследования обусловлена тем, что нижняя граница высоты облачности является важным комплексным метеорологическим элементом и его оценка имеет огромное значение при обеспечении безопасности полетов, особенно при взлете и посадке воздушного судна на аэродроме Пулково.
Объект - величина нижней границы высоты облачности, оценка ее как фактора безопасности полетов.
Предмет исследования - повторяемости годовых и суточных ходов нижней границы высоты облаков.
Цель исследований - анализ данных параметров нижней границы высоты облачности за период с 2013 по 2017 гг. для повышения эффективности метеорологического обеспечения полетов в аэропорту Пулково.
Определены следующие задачи:
1) Провести анализ годового и суточного ходов повторяемости высоты нижней границы облачности за период с 2013 по 2017 гг.;
2) Провести комплексный анализ нижней границы облачности;
3) Определить повторяемость исследуемого параметра погоды, затрудняющего или исключающего взлет и посадку самолетов на аэродроме Пулково.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматриваются физика образования низкой облачности, влияние низкой облачности на полеты и методы ее прогнозирования.
Во второй главе рассматриваются исходные материалы, методы их обработки и физико-географические данные аэродрома Пулково и общая климатическая характеристика территории.
В третьей главе проведен анализ годового и суточного хода повторяемости высоты нижней границы облачности и рассмотрена повторяемость нижней границы облачности на аэродроме в годовом и суточном ходе. В заключении обобщены результаты исследований и проведены выводы.
Информационным обеспечением и методическими основами проводимых исследований для выполнения работы являются: научная литература, методические указания, научные статьи, материалы метеорологических наблюдений.
Общий объем представленной работы составляет 53 страниц, 10 таблиц и 14 рисунков. Список использованных источников включает 21 наименование.
Выполнение взлета, полета, посадки, пилотирования самолетов и вертолетов существенно затрудняется при низкой облачности. Высота облачности довольно сложное метеорологическое условие погоды, прямо или косвенно влияющее на деятельность авиации.
Определялась повторяемость этого параметров ВНГО, затрудняющего взлет и посадку самолетов на аэродроме Пулково.
В результате обработки и анализа материалов полученные за период 2013-2017 год, сформированы следующие выводы:
1) За рассматриваемый период в районе аэродрома Пулково зафиксировано 10856 случаев со значениями ВНГО ниже 300 метров, 4281 случаев со значениями ВНГО ниже 200 метров и 1357 случаев - ниже 100 метров.
2) Проанализированы данные о наиболее низких облаках (вертикальная видимость <300 метров), влияющих на условия взлета и посадки воздушных судов;
3) Получены количественные характеристики суточного и годового хода повторяемости низкой облачности, продолжительности эпизодов ее существования;
В годовом ходе повторяемость ВНГО имеет два максимума: ноябрь (53.42% - ниже 300 метров) и январь (49.44% - ниже 300 метров), т.е. осеннезимний период. Аналогично для ВНГО ниже 200 и 100 метров.
Минимум повторяемости высоты облаков ниже 300 (6.56%),
200 (2.08%) и 100 метров (0.36%) приходится на июнь.
Максимум повторяемости в суточном ходе приходится на утренние и послеобеденные часы, и в 09 часов составляет: ВНГО ниже 300 метров - 1.26 %, ниже 200 метров - 0.54%, ниже 100 метров - 0.19%.
4) Достаточно большое значение повторяемости высоты нижней границы облаков приводит к тому, что строительство небоскребов на северо- западе Российской Федерации нецелесообразно. Его следует запретить или строго ограничить.
1. АМЦ «Пулково» | ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета". [Электронный ресурс] URL: http://www.aviamet-szf.ru/?page_id=18 (дата обращения 12.04.2018)
2. Архив погоды в Пулково (аэропорт), METAR. [Электронный ресурс] URL: https://rp5.ru/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2_%D0 %BF%D0%BE%D0%B3 %D0%BE%D0%B4%D1 %8B_%D0%B2_%D0% 9F%D1 %83 %D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE_(%D0%B0 %D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82),_ME TAR (дата обращения 28.12.2017)
3. Астафьева Н.С., Канищева Е.С., Никонова И.О. Перспективы строительства и эксплуатации небоскребов в 21 веке // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. № 1(5). 2015.
4. Атлас облаков / Д.П.Беспалов, А.М.Девяткин, Ю.А.Довгалюк и др.
- СПб.:Гидрометеоиздат,2006. - 248с.
5. Аэропорт Пулково (Санкт-Петербург). [Электронный ресурс] URL: https://pulkovoairport.ru (дата обращения 14.01.2017)
6. Баранов А.М. Погода и полеты самолетов и вертолетов / А.М.Баранов, П.Д.Астапенко, И.М.Шварев - Ленинград.:Гидрометеоиздат, 1980.
- 280 с.
Гидрометеоиздат, 1991. - 232 с.
7. Богаткин О.Г. Авиационные прогнозы погоды. - 2-е изд., стереотипное.
- СПб.:БВХ-Петербург, 2010. - 288 с.: ил. - (Учебное пособие)
8. Богаткин О.Г. Информационно-справочная книга авиационного метеоролога. - Санкт-Петербург: 2010. -220 с.
9. Богаткин О.Г. Основы авиационной метеорологии.Учебник. — СПб.: Изд. РГГМУ, 2009. - 339 с.
10. Высший класс: Как живут и работают на вершине небоскребов в
Петербурге. [Электронный ресурс] URL: http://www.the village.ru/village/people/experience/255259-skyscraper (дата обращения 28.04.2018)
11.Заболотников Г.В. Влияние облачности и видимости на деятельность авиации: метод. Пособие / Заболотников Г.В.;
РГГМУ. - Санкт-Петербург, 2006. - 28 с.
1. Ландсберг Г.Е. Климат города / Г.Е. Ландсберг. - Л.: Гидрометеоиздат, 1983. - 247 с.
2. Лахта Центр - официальный сайт многофункционального комплекса в
Санкт-Петербурге. [Электронный ресурс]
URL: Ы1^://1акЫа.сеп1ег/ги/аЬои1/ЮщрЬ/(дата обращения 15.04.2018)
3. Матвеев. Л.Т. Курс общей метеорологии - Физика атмосферы. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1984. - 752 с.
4. Мейсон Б.Дж. Физика облаков / Перевод с английского
Г.Т.Никандровой, В.С. Протопопова. - Л.: Гидрометеоиздат,
1961. - 544 с.
... всего 20 источников