1. Введение 3
2. Основные сведения о взаимодействии света с веществом. Типы спектров 4
3. Невозможность классического описания атомарных и молекулярных спектров 7
4. Опыты Резерфорда 8
5. Теория Бора (Вывод боровских орбит, уровней энергии, формулы Бальмера) 9
6. Эксперименты по изучению спектра атома водорода 14
7. Выводы 16
8. Литература 21
Приложение (Методическое описание лабораторной работы «Изучение спектра атома водорода») 22
Целью работы является:Отработка методики эксперимента по изучение спектра водородной лампы.
Задачи:
- Рассмотреть классификацию спектров;
- Изучить основные опыты, лежащие в основе теории взаимодействия света с веществом;
- Теорию Бора и вывод из постулатов Бора формулы Бальмера.
- Разработать методическое описание для лабораторной работы.
Актуальность работы
Лабораторная работа «определение спектра водородной лампы» является одной из наиболее распространенных работ из лабораторного практикума университетского курса физики. В 2015-2016 учебном году кафедра физики ТувГУ закупила новое лабораторное оборудование, в том числе и оборудование для данной лабораторной работы. Для того, чтобы данная лабораторная работа вошла в учебный план кафедры физики необходимо адаптировать методическое описание выполнения этой работы не только к возможностям кафедры физики ТувГУ, но и уровню подготовки студентов ТувГУ.
Новизна работы заключается в том, что:
1. Методическое описание для выполнения лабораторной работы, присланное вместе с новым оборудованием, закупленным кафедрой физики ТувГУ в 2015-2016 учебном году не адаптировано к условиям кафедры физики ТувГУ
2. При запуске оборудования выяснилось, что спектроскоп, который идет в комплекте оборудования для данной лабораторной работы имеет низкую разрешающую способность и поэтому измерение спектра водородной лампы проводится с крайне низкой точностью. Было принято решение заменить, входящий в комплект поставки, спектроскоп на монохроматор УМ-2.
1. Замена спектроскопа, идущего в комплекте поставки с оборудованием для лабораторной работы «Изучение спектра водородной лампы», монохроматором УМ-2 позволяет значительно повысить точность измерений;
2. Показано, что лабораторная работа на новом оборудовании позволяет доказать справедливость теории Бора;
3. При наличии методического описания, адаптированного к условиям кафедры физики ТувГУ данная лабораторная работа может быть включена в учебный план кафедры физики для самостоятельной подготовки студентов к выполнению работы под присмотром преподавателя.
1. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 204.
2. Иродов И.Е., Квантовая физика. Основные законы., М.2002
3. Савельев И.В. Курс общей физики. М.1982, Т.3
4. Шпольский Э.В., Атомная физика T.1,T.2
5. Г.Я. Мякишев. Оптика квантовая физика.., М.2002
6. Широков Ю.М., Юдин Н.П. Ядерная физика (2-е изд.). М.: Наука, 1980
7. Борн, М. Атомная физика. — М.: "Мир", 1965. — С. 389
8. Т.И. Трофимова. Курс физики (13-е изд.). М.: Издательский центр «Академия», 2009г - С.386
9. Лабораторный практикум по физике, под ред. К. А. Барсукова, М.1988.
10. Курс физики, под редакцией Лозовского В. Н., С-Пб 2001.
11. Ракобольская И.В. Ядерная физика. М.: Изд-во МГУ, 1971
12. Фабрикант В.А. Курс физики. Том 3. Атомная физика. Ядерная физика (2-е издание). М.: ГИФМЛ, 1963
13. Собельман И.И. Введение в теорию атомных спектров. М.: ГИФМЛ, 1963
14. Соколов А.А., Тернов И.М. Квантовая механика и атомная физика. М.: Просвещение, 1970
15 .http://topreferat.znate.ru
16. http://rudocs.exdat.com
17. http://ru.convdocs.org