Реферат
Введение 5
1 Теоретические аспекты к изучению детских страхов дошкольников,
воспитывающихся в неполной семье 9
1.1. Понятие и специфика феномена «страх» 9
1.2. Особенности психического развития детей дошкольного возраста из
неполных семей 15
1.3. Возможности коррекции страхов у детей дошкольного возраста 20
2 Экспериментальное исследование страхов у детей дошкольного возраста
из неполных семей и их коррекция 25
2.1. Организация и методики исследования. Анализ результатов
исследования 25
2.2. Программа психокоррекции страхов у детей дошкольного возраста из
неполных семей 35
2.3. Анализ результатов повторного исследования 41
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А. Программа коррекции детских страхов «Буду смелым!» 52
Психологическая наука в настоящее время сосредоточена на проблеме увеличения числа тревожных детей. Этому можно дать много объяснений и найти много причин для этого явления, но, по мнению многих исследователей, таких как Д. Боулби, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, A. M. Прихожан, [36] наиболее важным фактором, вызывающим различные изменения и нарушения в эмоциональной сфере у дошкольников, по-прежнему остаются семейные проблемы или, скорее, семейные функциональные расстройства в разных проявлениях. В некоторой степени семейная дисфункция почти всегда приводит к психическим расстройствам и развитию ребенка.
Психологическая Я-концепция дошкольников, растущих в неполных семьях, выражается недостатком любви, тепла, доверительных отношений и эмоциональных привязанностей в семье. Данные признаки имеют разные проявления, например, напряжение, тревожность, беспокойство и склонность к регрессии во время контакта.
Многие практикующие психологи исследовали вопросы, имеющие отношение с особенностями эмоциональной сферы детей, но лишь немногие работы касались темы страха у детей. Одним из самых известных психологов, занимавшихся этим вопросом, является А. А. Захаров [16]. Его работы выявили особенности этого явления у детей дошкольного возраста, однако проблема детских страхов не была изучена полностью и должным образом.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах возможности коррекции страхов у дошкольников из неполных семей.
Объект исследования: страх как психологический феномен.
Предмет исследования: возможности коррекции страхов у дошкольников, воспитывающихся в неполной семье.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить литературу по специфике феномена «страх» в психологии; раскрыть особенности психического развития детей дошкольного возраста из неполных семей.
2. Провести экспериментальное исследование возможностей коррекции страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей, проанализировать результаты исследования.
3. Разработать и апробировать программу психокоррекции страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей.
Для проведения исследования мы использовали следующие группы методов:
1. теоретические: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования;
2. эмпирические методы: тестирование (психодиагностическая методика выявления детских страхов «Страхи в домиках», А. И. Захарова и М. Панфиловой; рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи»; проективная методика «Мои страхи» А. И. Захарова);
3. методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы стали положения, выдвинутые в работах российских учёных Л. C. Выготского, А. И. Захарова, К. Изарда, А. С. Спиваковской [10], исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Теории зарубежных авторов Ф. Перлза, К. Хорни, занимающихся проблемой страхов и их влиянием на формирующуюся личность ребёнка.
Экспериментальная база исследования представлена Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №37 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» г Ачинска, Красноярского края.
Выборка исследуемых - дошкольники подготовительной к школе группы, возраст испытуемых 6-7 лет, в количестве 10 человек.
1 этап (январь 2021 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, постановка цели, определения объекта, предмета исследования, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (февраль-апрель 2021 г.) - подбор диагностического инструментария для изучения возможностей коррекции страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей, диагностика страхов у дошкольников, разработка и апробация программы психокоррекции страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей.
3 этап (май 2021 г.) - повторная диагностика страхов у старших дошкольников, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования были представлены на II Всероссийской научнопрактической конференции «Современное дошкольное образование: теория и практика» (Чебоксары, 2021 г.).
По теме ВКР опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что предпринята попытка к структурированию диагностического инструментария по проблеме страхов в дошкольном возрасте, составлена программа психологической коррекции страхов детей дошкольного возраста из неполных семей, которая может быть применена в практической деятельности психологов и педагогов дошкольных образовательных организаций, специалистов психологических центров.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, 6 таблиц, 2-х рисунков, одного приложения. Объем работы составляет 61 страница.
Проблема страха является одной из самых актуальных в современной психологической науке. Страх - это основная эмоция, которую испытывают люди, и которая воспринимается как угроза личной безопасности. Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что страх - это феномен, который изучается различными науками, поэтому он не может быть изучен в одной плоскости. Понимание феноменологии этого понятия выявило некоторые основные признаки: тревожность, объект, субъективность, содержание страха, образность и т.д. Основными категориями страха по
А. И. Захарову являются: по природе - естественный страх, социальный страх, ситуативный страх, личностный страх, по степени реалистичности - реальный и воображаемый, по интенсивности - острый и хронический.
Проблема страха у детей дошкольного возраста все еще имеет место. Со страхами можно и нужно бороться, устранять причину и учить детей противостоянию: во-первых, нужно правильно различать страх как результат травмирующих факторов, например, семейной депривации у здоровых детей, и психопатологический страх; во-вторых, выявлять причины развития страха у детей дошкольного возраста; в-третьих, предупреждать развитие страха у детей вследствие семейной депривации и находить способы модификации уже развившейся реакции страха.
Негативные страхи можно заменить положительными эмоциями. Страхи можно распознать, сформулировав и обозначив их. Кроме того, за переживанием страха обычно следует образцовое поведение в других ситуациях, что положительно сказывается на психическом развитии ребенка. Делая индивидуальный выбор в пользу коррекции страхов каждого ребенка, мы можем добиться того, чтобы не было необъяснимых страхов, а только поддерживающий, понимающий, принимающий и переживающий путь к преодолению страхов и поддержке детской психики.
На базе ДОУ № 37 нами проведено экспериментальное исследование, мы рассмотрели, как справиться со страхами дошкольников из разных социальных семей. В исследование были включены 22 дошкольника. 11 дошкольников из неполных семей и 11 дошкольников из полных семей.
После тщательного изучения детских рисунков, их содержания и характеристик, были сделаны следующие выводы. Дети дошкольного возраста из неблагополучных семей боятся воспоминаний о прошлом, особенно событий, связанных с конфликтом родителей, таких как отсутствие, кошмары и темнота. Данные пилотного исследования показали, что дети из неполных семей испытывали больше страхов, чем дети из неполных семей.
Дети из неполных семей, как правило, рисуют меньшим количеством цветов и больше черного. Сильное давление кисти может привести к образованию отверстий в их рисунках. Линии могут ломаться, лица и фигуры могут быть неправильной формы, глаза могут быть плохо видны (большие круглые глазницы), рук может быть слишком много или, наоборот, пальцы могут быть слишком большими (это необходимо для развития социальных навыков), а на лицах при рисовании семей могут отсутствовать рты.
Разработать коррекционную программу для снижения страхов дошкольников из неполных семей. В программу включены игры и упражнения, которые помогут детям снизить эти страхи.
Цель занятий для детей - развить и укрепить их уверенность в себе, стандарты успеха, способность справляться с трудными ситуациями и неудачами, а также помочь и поддержать их в преодолении тревожности и страхов. Поэтому важно не только преодолеть страхи, но и достичь всех этих целей с помощью различных упражнений.
Сравнительный анализ поведенческих характеристик вмешательств для детей, растущих в благополучных семьях, и детей, растущих в неблагополучных семьях, позволил сделать следующие выводы
- Дети из неблагополучных семей подвергаются воздействию взрослых, и которые по-разному воспринимают поведение детей.
• Дети из неблагополучных семей очень чувствительны к оценкам взрослых - похвале или негативу, вниманию - в то время как дети из полных семей более терпимы к собственному поведению.
• Дети из неполных семей эмоционально неустойчивы. Они часто пытались взять на себя роль лидера, держали обиды, плакали, дрались, злились и хотели разных вещей в ролевых играх, в то время как дети из полных семей этого не делали.
• Между двумя группами детей существовали различия в том, чем они занимались во время программы. Дети в полных, социально благополучных семьях не испытывали недостатка внимания или игр. Хотя эти занятия обычно считались обычными играми, дети из неполных семей находили их более увлекательными.
Исследование показало, что конфликтные ситуации в семье оказывают значительное негативное влияние на поведение и эмоциональное выражение детей. Дети из неполных семей очень нуждаются во внимании и доброте взрослых.
Обобщая результаты исследований по диагностике рецидивирующих фобий у детей дошкольного возраста, был сделан вывод, что распространенность фобий статистически значимо снижена у детей из неблагополучных семей. Таким образом, оценив эффективность коррекции, был сделан вывод, что эти программы являются эффективным средством нормализации эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
1. Абакумова, Т.В. Философские аспекты феномена страха : автореф. дне... канд. филос. наук : 09.00.01 / Абакумова Татьяна Владимировна. - Якутск, 2000. - 18 с.
2. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребёнка / А. Адлер; пер. с англ. - Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2017. - 165 с.
3. Айке, Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления / Д. Айке // Энциклопедия глубинной психологии. - Москва : ЗАО МГ Менеджмент, 2014. - 215 с.
4. Антонова, Е. В. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами артпедагогики [Электронный ресурс] / Е. В. Антонова, О. А. Томашевская // Теория и практика образования в современном мире : сб. науч. тр. - Санкт-Петербург : Своё издательство, 2015. - С. 1-5. - Режим доступа: https://moluch.ru
5. Битнер, А. Д. Страхи дошкольников [Электронный ресурс] / А. Д. Битнер // Научные достижения и открытия современной молодёжи : сб. науч. тр. - Пенза, 2017. - С. 1035-1037. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
7. Боулби, Дж. О человеческой привязанности / Дж. Боулби // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - № 1. - С. 12-14.
8. Буянов, М. И. Ребёнок из неблагоприятной семьи / М. И. Буянов. - Москва : Просвещение, 1989. - 123 с.
9. Вараксина, А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии [Электронный ресурс] / А. В. Вараксина // Молодой учёный. - 2015. - № 21. - С. 700-703. - Режим доступа: https://elibrary.ru
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл : Эксмо, 2006. - 1134 с.
11. Г арбузов, В. И. Нервные и трудные дети / В. И. Г арбузов. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2006. - 351 с.
12. Гройсман, А. Л. Основы психологии художественного творчества : учеб. пособие / А. Л. Гройсман. - Москва : Когито-Центр, 2003. - 184 с.
13. Гуров Я. Р. Детские страхи [Электронный ресурс] / Я. Р. Гуров,
Е. А. Набатникова // Устойчивое развитие науки и образования : сб. науч. тр. - Воронеж, 2019. - № 8. - С. 61-68. - Режим доступа: https://elibrary.ru
14. Долгова, В. И. Модель психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет [Электронный ресурс] /
B. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, Н. Б. Погорелова // Научно-методический электронный журнал «Концепт» : сб. науч. тр. - Киров, 2016. - Т. 7. -
C. 151- 155. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru
15. Жарова, Т. А. Особенности проявления страхов и возможности их психологической коррекции у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т. А. Жарова, Ю. В. Овсянникова, М. А. Арсенова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации : сб. науч. тр. - Уфа, 2016. - № 10-2. - С. 82-85. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru...40