Введение 3
1 Теоретические основы формирования и распределения прибыли на
предприятии 6
1.1 Экономическое содержание, функции и виды прибыли 6
1.2 Направления и особенности формирования и распределения прибыли
предприятия 12
1.3 Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции 17
2 Анализ формирования и распределения прибыли на предприятии ИП «Ат-тал
Мария Анатольевна» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ИП «Ат-тал Мария
Анатольевна» 26
2.2 Формирование и распределение прибыли на ИП «Ат-тал Мария
Анатольевна» 42
2.3 Факторный анализ прибыли ИП «Ат-тал Мария Анатольевна» 49
3 Совершенствование формирования и распределения прибыли на ИП «Ат-тал
Мария Анатольевна» 54
3.1 Рекомендации по формированию и распределению прибыли на ИП «Ат-
тал Мария Анатольевна» 54
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предложенных
мероприятий 61
3.3 Формирование и распределение прибыли на «Ат-тал Мария Анатольевна»
в условиях пандемии 68
Заключение 77
Список использованной литературы 81
Приложение А 86
Приложение Б 88
Актуальность. Рыночные отношения, предусматривающие право на ведение самостоятельной хозяйственной деятельности и распоряжение результатами труда, в частности, в получении и распределении прибыли создают объективные экономические условия и вызывают необходимость применения рыночных методов управления деятельностью предприятий.
В современных условиях рыночной экономики главной целью деятельности субъектов хозяйствования является получение прибыли. Прибыль является одной из главных целей предпринимательской деятельности, особенно на начальных этапах жизненного цикла развития предприятия [36, с. 86].
Принципом деятельности как малого предприятия, так и промышленного гиганта является осуществление предпринимательской деятельности таким образом, чтобы полученные доходы превышали сумму расходов. Для промышленных предприятий наиболее значительную роль играют издержки производства. Понимание и контроль затрат и доходов жизненно важны для любого предпринимателя, и неспособность правильно понять эту область может привести к банкротству предприятия. Цены, которые предприятие устанавливает за свою продукцию и услуги, должны быть достаточными, чтобы покрыть все расходы по ведению бизнеса и получать прибыль.
Сегодня, в условиях всемирной изоляции, вызванного пандемией, многие предприятия, особенно сферы обслуживания, туризма приостанавливают свою деятельность так как не могут оптимизировать свою работу под влиянием внешних факторов. Предприятия не могут влиять на внешние факторы, но могут так оптимизировать свою деятельность, чтобы получать прибыть и работать более эффективно в сложившихся условиях. Поэтому очень важно для предпринимателей проводить анализ формирования, а также распределения прибыли.
Анализ последних исследований и публикаций. результаты исследования проблем доходов, расходов, формирования прибыли и использования изложены в научных трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов: Л. С. Васильева, Н. В. Войтоловского, Т. В. Кушнеренко, Ю. С. Нехайчука, В. П. Савчука, А.Д. Шеремета и других. Однако, существует ряд теоретических и практических проблем, которые все еще остаются нерешенными, кроме того, данная проблема, связанная с определением результата деятельности, требует также индивидуальных подходов к решению на уровне конкретного предприятия.
Актуальность указанных проблемных вопросов, их недостаточная теоретическая разработка и практическое значение обусловили выбор темы работы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение формирования и распределения прибыли на предприятии ИП «Ат-тал Мария Анатольевна».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить теоретические основы формирования и распределения прибыли на предприятии;
- проанализировать процесс формирования и распределения прибыли на ИП «Ат-тал Мария Анатольевна» и провести факторный анализ прибыли данного предприятия;
- предложить пути совершенствования формирования и распределения прибыли на предприятии.
Объектом работы выступает прибыль предприятия ИП «Ат-тал Мария Анатольевна».
Предметом являются процессы формирования и распределения прибыли на ИП «Ат-тал Мария Анатольевна».
Для написания данной работы в качестве информационных источников были использованы законодательные, нормативно-правовые документы государственных органов РФ, а также данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности ИП «Ат-тал Мария Анатольевна».
В данной работе используются следующие методы исследования: методы сравнительного, системного и статистического подходов к исследованию, методы табличного сравнения, группировки, графический и факторного анализа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Первая глава посвящена теоретическим аспектам понятия прибыли, ее функций, видов, особенностей формирования и распределения. Во второй главе работы проведен анализ финансовохозяйственной деятельности предприятия ИП «Ат-тал Мария Анатольевна», в частности показателей прибыльности. Третья глава посвящена выявлению путей эффективности формирования и распределения прибыли анализируемого предприятия.
В первой части работы сделан вывод о том, что современное предприятие ведет самостоятельную хозяйственную деятельность, может распоряжаться своим имуществом, а также активами, поэтому целесообразно классифицировать прибыль в зависимости от источников ее формирования на: прибыль от реализации, прибыль от продажи прочих активов и финансовый результат. Так, прибыль от реализации является разницей между выручкой и затратами на производство и реализацию и отражает эффект от использования имущества предприятия. Существование прибыли от реализации прочих активов может говорить о сокращении объемов ведения бизнеса или о перепрофилировании предприятия. Финансовый результат соответственно отображает эффективность использования имущества и капитала предприятия.
Рассмотренные нами теоретические и практические аспекты управления прибылью предприятием позволяют сделать следующие выводы. Прибыль является важнейшим финансовым категорией, отражает положительный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия, характеризующий эффективность производства и в конечном счете, свидетельствует об объеме и качестве произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Одновременно, прибыль влияет на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Он является источником не только обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и формирование бюджетных ресурсов государства. Рассмотрев системы и методы анализа прибыли, должны отметить, что процесс управления прибылью предприятия является сложной системой, основанной на определенном механизме.
Чистая прибыль предприятия формируется постепенно, в течение финансово-хозяйственного года от всех видов обычной и чрезвычайной деятельности.
Чистая прибыль (убыток) полученный предприятием является объектом распределения. Под его распределением понимают направление прибыли в бюджет и использования на предприятии и за его пределами.
Во второй части работы, рассмотрев и проанализировав основные показатели деятельности ИП «Ат-тал Мария Анатольевна» за 2017-2019 годы следует сделать вывод, что выручка от реализации, среднегодовая численность работников увеличилась на одного человека, что свидетельствует об увеличении штата сотрудников в связи с увеличением объемов продаж и расширением деятельности.
Увеличение среднегодовой численности основных фондов в отчетном периоде в ИП «Ат-тал Мария Анатольевна» свидетельствует об обновлении производственных мощностей, покупке более современного оборудования. А увеличение среднегодовой стоимости оборотных фондов говорит о наращивании темпов производства.
В части оборотных активов произошло уменьшение запасов незначительно, может быть свидетельством некого сокращения в производственной деятельности. Увеличение дебиторской задолженности, а также высокий уровень денежных средств свидетельствует о том, что значительно возрос уровень продаж и рост выучки также был обеспечен увеличением срока товарного кредита, который предоставляется покупателям.
Также в ИП «Ат-тал Мария Анатольевна» мы увидели увеличение нераспределенной прибыли предприятия, что свидетельствует, что прибыль остается в обороте предприятия, тем самым увеличивая его ресурсы.
По долгосрочным обязательствам видим значительное снижение, что говорит о грамотной политике предприятия в части оплаты кредитов и долгов.
Увеличение кредиторской задолженности свидетельствует о том, что у предприятия возникли обязательства перед контрагентами, которые необходимо погасить.
По результатам хозяйственной деятельности ИП «Ат-тал Мария Анатольевна» следующие выводы: выручка от реализации имеет тенденцию к увеличению, себестоимость продаж увеличивается, что связано с увеличением спроса и расширением деятельности предприятия; в связи с ростом выручки от реализации и умеренным увеличением себестоимости на предприятии происходит вполне ожидаемый рост валовой прибыли. Так, чистая прибыль увеличилась на 1071 тыс. руб., что говорит о том, что предприятие работает эффективно - покрывает свои затраты и приносит прибыль.
...
1. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"
2. Ануфриев, В. Е. Бухгалтерский учет основных средств, капитала и прибыли: учебное пособие. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2016. - 112 с.
3. Арабян, К.К. Проблема расчета уровня существенности как критерия достоверности финансовой отчетности. /К.К. Арабян// Аудит и финансовый анализ. 2016. -№ 3. С. 240-244.
4. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ /В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. - Москва: Дело-Сервис, 2016. - 152 с.
5. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Шаг за шагом: учеб.- практ. пособие / В.П. Астахов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 457 с.
6. Астринский, Д. Экономический анализ финансового положения предприятия / Д. Астринский // Экономист. - 2018. - №12. - С.53-59.
7. Богдашкин, Ю.Н. Процесс формирования аудиторских программ. / Ю.Н. Богдашкин // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Экономика». - 2017. - № 16. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2017. - С. 312 - 319.
8. Васильева, Л. С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КноРус, 2017. - 880 с.
9. Великая, Е.Г. Индикаторы оценки эффективности организации / Е.Г. Великая, В.В. Чурко В.В // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - № 2. - С. 57-61.
10. Голиков, О.И., Адушева, А.Ю. Практические аспекты разработки положения об аудиторской тайне экономического субъекта, оказывающего аудиторские услуги // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. № 2. - С. 79-84.
11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.-М.: Издательство "Финпресс", 2016. - 324 с.
12. Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: практикум: учебное пособие для студ. учрежд. СПО / О.В.Губина, В.Е.Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРАМ, 2017.
13. Дементьев В.В., Щербаков А.П. Прибыль и экономический рост / В.В. Дементьев, А.П. Щербаков // ТЕИКА ECONOMICUS. - 2017 - Том 15 №3. - С 75 - 91.
14. Дробат, С.Т. Планирование доходов и расходов в торговле / С.Т. Дробат // Международный студенческий научный вестник. - 2017. -№ 9. -С. 263
15. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник. 2-е изд. / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2017. — 432 с.
... всего 53 источников