ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ..…………………………..… 6
1.1. История возникновения Лего ………….……………………….… 6
1.2. Особенности конструктивной деятельности ребенка……….…... 7
1.3. Особенности детского конструирования ……………………..….. 8
1.4. Творчество - элемент воспитания и обучения детей …………… 13
1.5. Новые возможности деятельности с Лего ………………………. 14
1.6. Формы и методы обучения конструированию предметов ……... 19
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ….……………….. 24
2.1. Разностороннее восприятие мира ……..………… ……............… 24
2.1.1 Совместное построение общей конструкции …………………...…. 24
2.1.2 Соединение разнотипных элементов …………………..………..….. 24
2.1.3 Лего–техникс ……………………………………………..………...… 25
2.2. Решения проблем через моделирование объектов и ситуаций …….... 25
2.2.1. Разрешение конфликтов …………………………..…...…………...... 25
2.2.2. Моделирование жизненных ситуаций …………………………....…. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………........... 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………..….… 28
Жизнь человека коротка. И, поэтому, как мы сформируем мировоззрение ребенка, насколько хорошо научим быстро моделировать и оценивать ситуации с разных точек зрения, использовать имеющиеся вокруг возможности, настолько счастливыми и успешными они будут.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные ещё в школе, помогали детям в их дальнейшей жизни? Одна из основных задач развития как умственных, так и творческих способностей детей – активизация восприимчивости к наглядному моделированию. Каждый ребенок – это прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Задачи, заложенные природой очень быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции. При этом он проявляет любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Государственные стандарты предполагают использование новых педагогических технологий в образовательном процессе. Они ориентируют педагогов на создание условий для разностороннего развития личности обучающегося путём системно-деятельностного подхода. Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать, у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Конструирование из лего – конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Обучающиеся легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств воспитанника. Поэтому Федеральные государственные требования предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей школьного возраста более успешным. Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании обучающихся, а результатом образовательной деятельности в настоящее время уже считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом формируются в процессе интеграции. В то же время педагоги, не перестают искать интересные детям и одновременно несложные способы развития вышеперечисленных качеств. Обучающихся трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Педагоги стремятся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши обучающиеся живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Одним из таких современных методов считается совместная интеграционная деятельность: Лего – конструирование.
Средний возраст детей – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития ребенка среднего возраста. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе все шире используются лего-технологии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов лего позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.
Для эффективной работы с детьми среднего возраста, необходимо создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать на все органы чувств ребенка, сочетающие в себе возможности мощного влияния, как на эмоциональную, так и на логическую сферу.
Объект исследования: дополнительное образование детей.
Предмет исследования: формирование творческих способностей обучающихся в дополнительном образовании.
Цель работы: выявить условия формирование творческих способностей обучающихся в дополнительном образовании посредством Лего–конструирования.
Задачи работы:
1. Определить возможность использования Лего–конструирования для разностороннего восприятия мира.
2. Определить возможность использования Лего–конструирования для решения проблем через моделирование объектов и ситуаций.
В ходе проделанной работы, была достигнута цель - найдены полезные особенности использования Лего–конструирования для расширения мировоззрения ребенка.
Решены задачи:
1. Была определена возможность использования Лего–конструирования для разностороннего восприятия мира.
2. Была определена возможность использования Лего–конструирования для решения проблем через моделирование объектов и ситуаций.
Жизнь человека коротка. И, поэтому, как мы сформируем мировоззрение ребенка, насколько хорошо научим быстро моделировать и оценивать ситуации с разных точек зрения, использовать имеющиеся вокруг возможности, настолько успешной и счастливой будет у него жизнь.
1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
2. Богоявленская Д.Б. психология творческих способностей. М.: академия, 2017. – 352с.
3. Волкова С.И. «Конструирование», — М: «Просвещение», 2009. – 425с.
4. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей среднего возраста //Дошкольное воспитание, 2010 №4. С 45-51.
5. Душебаева Л. Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста / Л. Душебаева // Вестник ТОГИРРО. – 2016. – № 1. – С. 123-129.
6. Дьяченко О. М. «Творчество детей в работе с различными материалами». М.: Педобщество России. 2016 – 399с.
7. Злаказов А. С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие / А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 164 с.
8. Комарова Л. Г. Строим из Лего / Л.Г. Комарова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 184 с.
9. Куцакова Л.В «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 6-7 лет на учебный год» Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО.2014–321 с.
10. Кушниренко, Н. Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников / Н. Кушниренко // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6-0. – С. 542.
11. Лиштван З.В Конструирование. М.: Просвещение, 2015. – 299с.
12. Лусс Т.В Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 104с.
13. Мамрова, В. Н. Лего-конструирование в детском саду: Методическое пособие / В.Н. Мамрова. – Челябинск, 2014. – 27 с.
14. Мельникова О.В. Лего- конструирование. – Волгоград: Учитель-2013-51 с.
15. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А Всесторонее воспитание детей в игре.//Игра дошкольника/ Под редакцией Новоселовой С. Л. М.:Просвещение, 2008. – 315с.
16. Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование / Л.А. Парамонова. – М.: Карапуз, 2017. – 154 с.
17. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2015. – 284 с.
18. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: Лекции 1-4 / Л.А. Парамонова. – М.: Педагог. Ун-т «Первое сентября», 2013. – 54 с.
19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»
20. Специальная психология: Учебное пособие для студентов Высших педагогических учебных заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под редакцией В.И. Лубовского. – 2-е изд. Испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 464с.
21. Топоркова А.С. Организация работы по лего-конструированию — «Воспитатель», №6 2015. С 96 – 109.
22. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Народная асвета, 2007. – 368с.
23. Урунтаева Г.А. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2009. – с 452
24. Усова Л.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитание дошкольника// Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2009. – с 95.
25. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2013. – 243 с.