Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические основы управления маркетингом
на предприятиях санаторно-курортной сферы 7
1.1 Понятие, сущность и основные функции маркетинга как системы
управления 7
1.2 Методы и модели маркетинговых исследований на предприятиях
санаторно-курортной сферы 14
Глава 2 Анализ и оценка управления маркетингом в ООО Санаторно оздоровительный комплекс Золотой колос 23
2.1 Анализ финансово-экономической деятельности санатория 23
2.2 Оценка действующего управления маркетингом в ООО Санаторно
курортный комплекс Золотой колос 29
Глава 3 Мероприятия по совершенствованию системы управления маркетингом на предприятиях санаторно-курортной сферы 34
Заключение 48
Список использованной литературы 60
Приложение 62
Включение предприятий санаторно-курортной сферы в рыночные отношения создает особую необходимость использования в управленческой деятельности санаторно-курортных предприятий системы маркетинга.
Маркетинг в данной сфере направлен на удовлетворение спроса клиентов путем создания востребованных конкурентоспособных предложений санаторно-оздоровительных услуг, на увеличение продаж путевок с помощью современных методов продвижения и увеличение прибыли. Спрос
потребителей на качественные санаторно-курортным услуги формирует команда службы маркетинга. Она исследует потребности потенциальных клиентов, конкурентов, конъюнктуры рынка, элементы внутренней среды организации, к которым относятся персонал санаторно-курортной организации, хозяйственная деятельность, финансы, медицинское оборудование, инвентарь и др.
К основным функциям маркетинга в сфере санаторно-курортного бизнеса можно отнести:
- изучение рынка сбыта санаторно-курортных услуг;
- ценообразование услуг;
- разработка предложений услуг;
- стимулирование спроса и сбыта;
- продвижение услуг.
Цели санаторно-курортного маркетинга:
- сохранение и упрочение своих позиций на рынке санаторно-курортных услуг (стратегия выживания);
- проникновение на новые рынки сбыта санаторно-курортных услуг (стратегия роста);
- получение сверхвысоких прибылей (стратегия «снятия сливок»);
- диверсификация бизнеса - формирование новых услуг;
- социальная цель (миссия) - оздоровление населения.
Главная цель санаторно-курортного маркетинга
соответствия между предложением рекреационной организации и спросом клиентов. Получение прибыли может быть достигнуто путем политики гибких и динамичных цен. Сезонность, количество купленных одной организацией путевок, корпоративных продаж, постоянных клиентов и др. должны влиять на цены за оказываемые санаторно-оздоровительные услуги. Цены за оказываемые санаторно-курортными организациями услуги не должны зависеть только от себестоимости и нормы прибыльности...
Система управления санаторно-курортного комплекса подвергается регулярной критике, которая обычно оперирует следующими специфическими требованиями:
- санаторно-курортный комплекс регулярно теряет свою долю в мировом рынке данных услуг из-за не энергичных продаж, низкой производительности, высоких цен и чрезмерной привязанности к внутреннему рынку;
- санаторно-курортный комплекс излишне фрагментарен во многих направлениях; для удовлетворения существующего спроса, а также для эффективного обслуживания внутреннего рынка затрат, требуется активное иностранное участие (например, в системе авиадоставок, использования компьютеров);
- менеджмент санаторно-курортного комплекса не до конца осознал необходимость обязательного обучения предпринимательству в данной сфере.
Ясно, что важность этих требований будет изменяться из года в год, от одного периода к другому. Учитывая данные требования, корпоративные объединения и компании, отраслевые группы и местные правительства предпринимают соответствующие меры. Общественное мнение разделяет необходимость применения исправительных мер и выступает в поддержку определенного риска, что может помочь решить основные проблемы менеджмента санаторно-курортного комплекса, в том числе маркетингового.
На протяжении ряда лет предприятия санаторно-курортного комплекса (с участием других компонентов туристских связей страны) не понимали, что они должны управлять своим бизнесом, а не он руководить ими. Маркетинговый менеджмент понимает свою рабочую задачу, как решение проблем по мере их возникновения, а не в предвосхищении проблем, следуя им навстречу и готовясь решать их заранее...