Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие направлений деятельности в сфере оказания дополнительных образовательных услуг иностранным гражданам (Государственном университете управления)

Работа №172779

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - ФГБОУ ВО «Государственном университете управления»
Проведен анализ данных по 2022 год включительно.

ВВЕДЕНИЕ 3
I ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ 7
1.1. Дополнительные образовательные программы: понятие и виды 7
1.2. Нормативно-правовая база в сфере дополнительного образования 15
1.3 Политика государства в сфере оказания дополнительных образовательных услуг иностранным гражданам 24
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУУ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ УСЛУГ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ 30
2.1. Иностранные граждане в ГУУ: численность студентов и динамика приема на программы бакалавриата и магистратуры 30
2.2. Оценка оказания дополнительных образовательных и иных услуг иностранным гражданам в ГУУ 43
2.3. Проблемы деятельности ГУУ в сфере оказания дополнительных образовательных и иных услуг иностранным гражданам 48
III РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУУ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ УСЛУГ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ 51
3.1. Создание организационных условий для расширения контингента слушателей – иностранных граждан на программах довузовской подготовки 51
3.2. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для иностранных граждан 56
3.3. Формирование квалифицированного профессорско-преподавательского состава в Государственном университете для обучения иностранных граждан 64
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 73

На современном этапе образование является не только средством передачи подрастающему поколению социально-исторического опыта. Образование становится сферой культурного производства, отраслью экономики, фактором социально-экономического развития государства.
Право на образование закреплено в Конституции РФ. Это право является неотъемлемым правом гражданина РФ.
Законодательство Российской Федерации также предусматривает возможность получения образования и для иностранных граждан. Они могут поступать в государственные образовательные учреждения на бюджетные места, а те, кто не проходит по конкурсу на бюджетные места, могут обучаться на платной основе в государственных и негосударственных образовательных учреждениях – как на основных программах высшего образования, так и на дополнительных. Актуальность предоставления дополнительных образовательных услуг для иностранных граждан обоснована:
1) политикой РФ, которая направлена на расширение и укрепление межнациональных, межкультурных связей, распространение русского языка и, в целом, русской культуры;
2) изменениями в миграционном законодательстве РФ и законодательстве об образовании, а именно введением сдачи обязательного комплексного экзамена для иностранных граждан, желающих жить и работать в России.
Актуальность именно для ГУУ обуславливается тем, что одним из критериев эффективности вуза является количество обучающихся в нем иностранных студентов, его взаимодействие с зарубежными странами. В программе «Приоритет-2030», одной из целей обозначено повышение качества программ дополнительного образования для иностранных студентов и расширение экспорта образовательных услуг.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка основных направлений развития ГУУ в сфере оказания дополнительных образовательных и иных услуг иностранным гражданам.
Исходя из поставленной цели, нами определены следующие задачи:
-Изучить понятие и виды дополнительного образования и дополнительных образовательных программ;
-Проанализировать динамику приема иностранных студентов в ГУУ;
-Оценить реализацию дополнительных образовательных и иных услуг, предоставляемых ГУУ иностранным гражданам;
-Сформулировать основные проблемы деятельности ГУУ в сфере оказания дополнительных образовательных и иных услуг для иностранных гражданина на основе проведенного анализа;
-Предложить основные направления развития ГУУ в сфере оказания дополнительных образовательных и иных услуг иностранным гражданам.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является Государственный университет управления.
Предмет исследования – деятельность ГУУ в сфере оказания дополнительных образовательных услуг иностранным гражданам.
Методологическую основу исследования составили как общие, так и специальные методы. Среди общих методов исследования были использованы сравнение, наблюдение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция и метод изучения нормативно-правовых актов и документов так далее. Из специальных - системный, стратегический, структурный анализы, а также методы экспертных оценок, графические, статистические и экономико-математические методы.
Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды, раскрывающие познавательную активность как значимое личностное интегративное качество (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Д.Н. Богоявленский, И.Я.Лернер, А.В.Пищова, И.Ф.Харламов, М.Н.Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);
- концепции развития личности в условиях информатизации образования (А.И. Башмаков, Н.А. Борисенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, Н.В. Гречушкина, Б.С. Гершунский, М.Г. Гилярова, Г.Г. Граник, Г.И. Кирилова, Е.Ю. Левина, А.А. Никитин, Е.С. Полат, И.В. Роберт, и др.);
- теория личностного подхода к формированию познавательной активности обучающихся, в том числе в дополнительном образовании (Б.Г.Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.П. Аристова, Ш.А. Амонашвили, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);
- теория деятельностного подхода к процессу формирования познавательной активности обучающихся (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Ф. Харламов и др.);
- концепция информационно-средового подхода к проблеме активизации познавательной активности обучающихся в условиях информационно-образовательной среды образовательной организации, в том числе дополнительного образования (Г.И. Кирилова, И.В. Роберт и др.).
Информационную базу выпускной квалификационной работы составляют данные отчетности по работе института непрерывного образования ГУУ, научно-методическая литература, периодические издания, материалы, расположенные в сети Интернет.
Научная новизна работы заключается в разработке конкретных направлений развития дополнительного образовательных и иных услуг для иностранных граждан в ГУУ и их обосновании.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и предложения по развитию дополнительных образовательных и иных услуг для иностранных граждан в ГУУ могут быть использованы в дальнейшем на практике для повышения качества реализации данных услуг в ГУУ.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении дано обоснование темы и актуальность исследования. Определены: цель исследования, задачи, объект, предмет исследования. Показана степень научной разработанности темы и теоретико-методологические основы.
В первом разделе данного исследования сформулированы основные теоретико-методические основы дополнительных образовательных программ, в частности было рассмотрена нормативно-правовая база в сфере дополнительного образования понятие, органы государственной власти, регулирующие дополнительное образование в РФ.
Во второй главе данной работы произведен анализ деятельности ФГОБУ ВО «Государственного университета управления» в сфере оказания дополнительных образовательных и иных услуг иностранным гражданам, а также рассмотрены численность иностранных студентов и динамика приема на программы бакалавриата и магистратуры, произведена оценка оказания дополнительных образовательных и иных услуг иностранным гражданам в ГУУ.
В заключительном разделе ВКР сформулированы основные направления по развитию деятельности ФГБОУ ВО ГУУ в сфере оказания дополнительных образовательных и иных услуг иностранным гражданам.
В заключении были сделаны основные выводы, касающиеся темы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанного исследования была достигнута цель, поставленная в начале выпускной квалификационной работы, а именно, были разработаны основные направления развития ГУУ в сфере оказания дополнительных образовательных и иных услуг иностранным гражданам.
В соответствии с целью были выполнены поставленные задачи.
Были изучены теоретические аспекты, касающиеся дополнительного образования и дополнительных образовательных программ. Было выявлено, что:
- дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
- дополнительная образовательная программа – это нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, а именно его ценностно-целевое обоснование, содержание, организацию, порядок взаимодействия всех его участников и результативность.
Далее была исследована нормативно-правовая база, регулирующая сферу дополнительного образования в РФ, а также те законы и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют получение образования в Российской Федерации иностранными гражданами.
Были рассмотрены основные органы государственной власти, которые регулируют дополнительное образование в РФ, в том числе и для иностранных граждан и изучена политика государства в сфере оказания дополнительных образовательных услуг иностранным гражданам. Оказалось, что на сегодняшний день государственная политика в области образования и международных отношений направлена на укрепление позиций русского языка и русской культуры в мире, на увеличение экспорта образовательных услуг, поддержку соотечественников, проживающих за рубежом и привлечение иностранных студентов в вузы РФ.
Во второй части выпускной квалификационной работы были выявлены тенденции, связанные с поступлением на программы основного профессионального образования иностранных студентов в ГУУ. Исследование показало, что количество иностранных студентов в ГУУ с каждым годом увеличивается. Проводились опросы, касающиеся их предпочтений в области дополнительного образования.
Были проанализирована деятельность ГУУ в сфере оказания дополнительных образовательных и иных услуг иностранным гражданам. Полномочия по оказанию данных услуг в ГУУ возложены на его структурное подразделение – институт непрерывного образования. Его специалистами ведется активная работа по привлечению слушателей курсов дополнительного образования, созданию и организации новых курсов, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Дополнительные образовательные и иные услуги для иностранных граждан представлены программами: «Русский язык как иностранный», «Русский язык для делового общения», «Русский язык и литература в зеркале национальной культуры», «Русский мир и русский человек в языке и культуре», «Подготовительные курсы для иностранных граждан (предвузовское обучение)», «Подготовка комплексному экзамену» и различного вида тестированиями. Было проанализировано количество слушателей программ, структура их гражданства, успешность сдачи тестирований, а также привлеченные университетом в результате реализации программ и других услуг финансовые средства.
В результате анализа были выявлены проблемы, присущие деятельности ГУУ в сфере оказания дополнительных образовательных и иных услуг иностранным гражданам. Это:
-увеличение в 2023 – 2024 учебном году количества слушателей подготовительных курсов для иностранных граждан вследствие одобренной Министерством науки и высшего образования РФ квоте на 50 человек, а также предположительном количестве 10 – 15 человек, желающих обучаться на платной основе. Как следствие – резкое увеличение объемов как учебной нагрузки на преподавателей, так и нагрузки непосредственно на сотрудников отделения дополнительных образовательных программ для иностранных граждан;
-недостаточное для обучения в ГУУ знание русского языка иностранными студентами;
-проблема языкового, культурного, психологического барьера между преподавателями ГУУ и иностранными студентами и слушателями дополнительных образовательных программ.
Решение вышеперечисленных проблем создаст условия для более эффективной деятельности института непрерывного образования ГУУ в сфере оказания услуг дополнительного образования для иностранных граждан и повысит имидж университета в целом.
В связи с этим в третьей части выпускной квалификационной работы были предложены основные направления развития ГУУ в сфере оказания дополнительных образовательных и иных услуг иностранным гражданам, а именно:
-создание организационных условий для расширения контингента слушателей – иностранных граждан на программах довузовской подготовки (создание подготовительного отделения для иностранных граждан);
-формирование квалифицированного профессорско-преподавательского состава в ГУУ для обучения иностранных граждан (создание системы повышения квалификации для преподавателей ГУУ, работающих с иностранными студентами и слушателями);
-расширение спектра дополнительных образовательных услуг для иностранных граждан (создание онлайн-школы на русском языке для иностранных абитуриентов ГУУ в форме дополнительной образовательной программы).
В результате реализации предложенных мероприятий ожидается:
-повышение качества организации обучения иностранных граждан на программах довузовской подготовки;
-повышение компетентности преподавателей ГУУ в сфере реализации программ высшего профессионального и дополнительного образования для иностранных граждан;
-увеличение потока подготовленных к поступлению в ГУУ иностранных абитуриентов.



1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2.Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 05.03.2023).
4.Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/ (дата обращения: 05.03.2023).
4. Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» » [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/ (дата обращения: 05.03.2023).
5. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
6. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/documents/oiv/pr пю 499 01 07 2013 r13.pdf (дата обращения: 26.05.2023).
7. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования: Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2021 № 3759-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308 (дата обращения: 28.04.2023);
8.Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года»: 11.10.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ги/01415213^ 10112017 12 (дата обращения: 03.04.2023).
9.Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/ (дата обращения: 03.04.2023).
10. Стратегия интернационализации ГУУ. Утверждена Постановлением Ученого совета ГУУ от 25.11.2021 (протокол № 10).
11. Оценка степени удовлетворенности студентов качеством обучения в ФГБОУ ВО «ГУУ» по результатам анкетирования // Центр оценочных средств и организации тестирования ГУУ. Москва, 2023 год.
12. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2019. - 176 стр.
14. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. – Москва : ТЕИС, 2023. -134 с.
15. Барабанова С.В., Белков А.В., Иванов В.Г. Дополнительное и непрерывное образование в России: Болонский контекст. - М.: ФГУ "ФЦОЗ", 2010, Т. 5 Вып. 2. – 154 с.
16. Герман. М.В. Непрерывное образование: эволюция развития, объективная реальность. – Томск : ТГУ, 2022. – 167 с.
17. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студентов пед. колледжей. – Иркутск : Владос, 2018. – 349 с.
18. Кожуховская Л. С., Акуленко А. Н. Культурная и социально-психологическая адаптация иностранных студентов. - Минск : РИВШ, 2009. - 69 с.
19. Мухаметшин Ф.А. Современная общественная дипломатия: российское измерение. –М.: Эгвес, 2020. – 258 стр.
20.Максаев А. А. К вопросу о сущности дефиниции «образовательный маркетинг» / А. А. Максаев, Т. С. Попова // Экономика устойчивого развития. - 2019. - № 3 (39). - С. 215-218.
21. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс] / А. Марей. Режим доступа: https:// www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения: 12.04.2023).
22.Марон, А. Е. Педагог в пространстве дистанционного обучения: новые возможности / А. Е. Марон, Л. В. Резинкина, Е. Г. Королева // Человек и образование. - 2020. - № 3 (64). - С. 22-26.
23. Микрюков, А. А. Актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций в области сквозных цифровых технологий (нейротехнологии) / А. А. Микрюков // Инновации и инвестиции. - 2020. -№ 11. - С. 120-125.
24.Миронов, В. В. Платон и современная пещера Big Data / В. В. Миронов // Вестник СпбГУ. Философия и конфликтолория. - 2019. - Т. 35. Вып. 1. - С. 4-24.
25.Михненко, О. Е. Сквозные цифровые компетенции и цифровые трансформации образовательного процесса / О. Е. Михненко, В. С. Чикаревский // Цифровая трансформация в экономике транспортного комплекса, МОСКВА, 20 декабря 2020 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2021. - С. 214-220. - EDNITAYYM.
26.Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления [Электронный ресурс] / под ред М. С. Шклярук. - Москва: РАНХГиС, 2020. - 43 с. - Режим доступа: http s: //hr.cdto .ranepa.ru/cm (дата обращения: 28.03.2023)

27. Монахова, Л. Ю. Цифровая трансформация образовательного пространства - реальность современности / Л. Ю. Монахова, В. П. Топоровский // Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога: Материалы региональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 03 июня 2020 года. -Санкт-Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», 2020. - С. 45-50.
28. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику: монография / А. В. Мудрик. - Москва: Институт практической психологии, 1997. - 368 с.
30. Мякинина, С. Б. Сквозные компетенции финского образования: финский опыт, российские реалии, сравнительный анализ / С. Б. Мякинина // Школа будущего. - 2019. - № 3. - С. 72-87.
31. Наумова Т.Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования. –М.: МГУ, 2009. – 49 с.
32. Новиков А.М. Методология образования.- М.: Эгвес, 2002. - 320 с.
Некрасов, В. Н. Инновация, информатизация, цифровизация: соотношения и особенности правовой регламентации / В. Н. Некрасов // Вопросы российского и международного права. - 2018. - Том 8. № 11А. - С. 137-143.
33. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. - Москва, 2007. -С. 452.
34. Никитина, Н. И. Моделирование процесса реализации квалиметрического подхода в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы / Н. И. Никитина, Е. В. Комарова, Т. Э. Галкина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. - № 1(14). - С. 54-64.
35. Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113.
36. Новик, И. Б. Гносеологические аспекты моделирования / И. Б. Новик // Природа моделей и модели природы / под ред. Д. М. Гвишиани. - Москва: Мысль, 1986. - С. 56-64.
37.Новиков, А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - Москва: СИНТЕГ, 2020. - 668 с.
38. Новиков, А. М. Методология научных исследований / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - Москва: Либроком, 2021. - С. 195-196.
39.Рукина Н.М. Дополнительное образование взрослых как фактор профессионального развития личности/ Н.М.Рукина // Педагогика и психология//Самара: СамНЦ РАН. –2019. 302 с.
40.Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей // Вестник образования. — 2023. — № 15 (январь). — с. 11;
41. Экспорт образования: промежуточные итоги и перспективы // Аккредитация в образовании. Электронный журнал об образовании. – № 2 (78) 2015 год.
42.Риановости: География миграции в Россию [Электронный ресурс] URL : http://ria.ru/radio/20150219/1048639142.html (дата обращения -19.04.2023);
43.Сайт Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству [Электронный ресурс] URL : http://rs.gov.ru/about#деятельность-россотрудничества (дата обращения -15.03.2023).
44.Сайт Министерства науки и высшего образования РФ [Электронный ресурс] URLhttps://yandex.ru/search/?text=%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8+%D1%80%D1%84+&lr=105574 (дата обращения -19.04.2023).
45.Сайт Государственного университета управления [Электронный ресурс] URL https://guu.ru/(дата обращения -30.05.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ