Введение 3
Глава 1. Исследования физического развития детей 7 - 8 лет 4
1.1 Особенности физического развития детей 7 - 8 лет 5
1.2 Влияние активной двигательной деятельности на здоровье и развитие ребенка 8
1.3. Психологические особенности детей в возрасте 7 - 8 лет 11
1.4. Преемственность между детским садом и школой 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Организация и методы исследования 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Методы исследования 24
Глава 3. Экспериментальное обоснование эффективности комплекса мероприятий по социализации детей 7 - 8 лет 26
3.1. Выявление эффективности занятий физической культурой 26
3.2. Экспериментальное обоснование эффективности комплекса мероприятий по адаптации обучающихся 38
Заключение 51
Библиографический список 52
Приложение А 58
Приложение Б 62
Приложение В 64
Приложение Г 70
Физическое развитие детей является одним из ключевых аспектов их общего развития, оказывающего влияние на множество аспектов жизни и успешную адаптацию в обществе. Особенно важным периодом в развитии детей является возраст от 7 до 8 лет, когда они находятся на стыке двух важных этапов своей жизни: детского сада и начальной школы [31].
Переход из детского сада в школу — это значимый этап в жизни ребенка, который требует особого внимания со стороны педагогов, родителей и общества в целом. Этот переход не только представляет собой перемещение из одной образовательной среды в другую, но и переход на новый уровень физического, эмоционального и социального развития [34].
Одним из важнейших аспектов, который стоит учитывать при организации преемственности между детским садом и школой, является физическое развитие детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в физической активности, моторике, координации движений и росте организма. Этот период является оптимальным для формирования здорового образа жизни, важных привычек и знаний о заботе о своем теле [14].
На этом этапе дети повышают уровень моторики, координации и физической выносливости через игры, спорт и физические занятия. Это может повлиять на готовность ребенка к обучению в школе, поскольку физически активные дети часто обладают лучшей концентрацией, способностью справляться со стрессом и лучшим здоровьем в целом. Поэтому совместная работа детских садов и школ по развитию физических навыков важна для более гармоничного перехода ребенка от дошкольного к школьному образованию.
Исследование влияния физического развития на преемственность между детским садом и школой представляет большой интерес для специалистов в области образования, педагогов, родителей и всех, кто заботится о здоровье и будущем наших детей. Анализ этой темы поможет сформировать более гуманные и адаптивные методы обучения, способствующие гармоничному развитию каждого ребенка и его успешной адаптации в будущей жизни [13].
Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: социализация обучающихся 1-го класса средствами физической культуры и спорта.
Цель исследования - влияние физического развития детей 7-8 лет на эффективность системы преемственности между детским садом и школой, с целью оптимизации педагогических методов и условий обучения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать текущие подходы к оценке физического развития детей в возрасте 7-8 лет.
2. Изучить особенности адаптации детей с разным уровнем физического развития в образовательном процессе.
3. Выявить эффективность предложенного комплекса мероприятий, направленного на адаптацию детей с различным физическим развитием в системе преемственности «детский сад - школа».
Гипотеза: мы предположили, что предложенный нами комплекс мероприятий позволит обучающимся 1-го класса быстрее адаптироваться к новой для них среде.
Научная новизна: впервые в образовательный процесс в общеобразовательной школе был применен комплекс мероприятий, направленный на адаптацию обучающихся 7-8 лет.
Практическая значимость: предложенный нами комплекс мероприятий позволяет ускорить адаптацию обучающихся 7-8 лет.
В ходе исследования вопроса о влиянии физического развития детей 7-8 лет в контексте преемственности обучения между детским садом и начальной школой были получены следующие выводы и результаты.
Исследование позволило подтвердить важность организации плавного перехода детей из детского сада в начальную школу с учетом их физического развития. Процесс преемственности в области физической культуры оказывает значительное влияние на адаптацию и успешную интеграцию детей в новую образовательную среду.
Систематическое взаимодействие между детским садом и начальной школой, в том числе согласование учебных программ и методов обучения, оказывает положительное воздействие на физическое развитие детей. Обучение в условиях преемственности способствует более эффективному формированию физических навыков и здоровых привычек. Кроме того, участие родителей в образовательном процессе и их поддержка в вопросах физической культуры оказывают существенное воздействие на достижение положительных результатов в физическом развитии детей 7-8 лет.
Итоги педагогического эксперимента показали, что внедрение комплекса мероприятий по адаптации детей к обучению в 1-м классе общеобразовательной школы положительно повлияло на изучаемое явление. По окончанию педагогического эксперимента в экспериментальной группе у 5 первоклассников осталась неполная адаптация, а у 10 учеников прошла полная адаптация к процессу обучения. А в контрольной группе диагностировано, что у 5 человек до сих пор идет дезадаптация, а у 10 человек неполная адаптация. Кроме того, разница в величинах прироста показателей в контрольной и экспериментальной группах составила более 30% в пользу последней.
1. Акишева А.К., Кульмагамбетова Ж.А. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста // Наука и реальность/Science &Reality. 2021. №1 (5). С. 118 - 122.
2. Байбородова Л.В., Пономарева В.М. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе подготовки детей к обучению в школе // Ярославский педагогический вестник. 2014. №3. Т. 11. С. 13 - 19.
3. Баранников В.В., Баранцев С.А., Березин А.В., Малыхина М.В. Возрастные особенности развития организма детей и подростков (для тренеров-преподавателей ДЮСШ, СДЮШОР): учебное пособие. Комитет физической культуры и спорта города Москвы. ГУ «МГЦСМ и МБО Москомспорта.: Москва. 2005. 35 с.
4. Бахвалова Е. С. Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 436 - 438.
5. Бережнова Е.Н. Двигательная активность детей как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников // Вестник науки. №6 (15). Т. 2. 2019. С. 118 - 126.
6. Буканова А. А. Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1181 - 1184.
7. Валентир Е. А. Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа» // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация. 2016. С. 100 - 102.
8. Владимирова С.В. Самосознание ребенка в дошкольном возрасте // Глобус. 2020. С. 46 - 49.
9. Власенко С.В., Корягина О.В., Карпова В.О. Роль развивающих игр в обучении младших школьников // Наука и реальность/Science &Reality. 2021. №4 (8). С. 139 - 144.
10. Гайнанова А.С. Влияние уровня подготовки дошкольников на успешное обучение в школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. С. 88 - 93.
11. Галеева Е.В., Топченюк О.В., Манзырева Е.С. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №2(15). С. 132 - 136.
12. Ермилова Е. Я. Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2013. № 9 (56). С. 363 - 365.
13. Жукова О.Г. Система работы дошкольных образовательных учреждений и начальной школы по обеспечению преемственности в развитии практических умений и творческих способностей детей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. С. 68 - 85.
14. Зюрин Э.А., Петрук Е.Н., Абдюков И.И. Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием как фактор реализации комплекса ГТО в образовательной организации в системе непрерывного образования ребенка // Вестник спортивной науки. 2017. С. 49 - 54.
15. Изотова Е.Г Взаимосвязь социально-психологической адаптации и успеваемости в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. С. 428 - 431....(48)