Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СООТНОШЕНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №172746

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Подходы к исследованию уровня притязаний в психологии и педагогике. .7
1.2. Понятие самооценки в психологических и педагогических исследованиях 16
1.3. Особенности самооценки и уровня притязаний в старшем подростковом возрасте 20
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 25
2.1. Организация и методы эмпирического исследования уровня притязаний и самооценки 25
2.2. Результаты эмпирического исследования уровня притязаний в старшем подростковом возрасте 30
2.3. Коррекционно-развивающая программа по повышению самооценки и уровня притязаний в старшем подростковом возрасте 43
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Актуальность проблемы. В организации педагогического процесса одной из основных проблем является процесс изучения соотношения самооценки и уровня притязаний в старшем подростковом возрасте. В данном эмпирическом исследовании рассмотрено психолого-педагогическое содержание и практическое единство данных феноменов личности на основании субъектно-деятельностного учения С. Рубинштейна и рефлексивно-деятельностного метода Е. Кузьминой.
Полученные выводы указывают на структурность сознания, неотъемлемой частью которого является самооценка, как инструмент постижения мира и поиска себя в этом мире; высокая и умеренная самооценка является первостепенной характеристикой личности и влияет на ее непосредственное развитие; самооценка и уровень притязаний линейно зависят от успеха результатов деятельности личности и точно повторяет ее динамику, имеют сильное влияние на дальнейшие действия.
Понятие «пубертатность» является основой протекания подросткового возраста - становления зрелой личностью, также сопровождающийся половым созреванием при продолжающемся физическом росте.
Австрийский и американский психолог Ш. Бюлер выделяет психическую и физическую пубертатность. Первая сочленена с созреванием исключительной биологической потребности в дополнении.
Собственно, в данном жизненном явлении, исходя из позиции Ш. Бюлера, лежит начало тех переживаний, которые репрезентативны для подросткового возраста. Созревание проходит при постоянном присутствии внешнего и внутреннего возбуждения, которые тревожат и рассеивают состояние самоудовлетворенности, безмятежности и спокойствия, являются двигателем поиска и сближения с человеком другого пола. У мальчиков физическая пубертатность протекает в среднем между 14-16 годами, у девочек между 13-15 годами [8].
В изучении данного периода жизненного цикла принимали участие Д.И. Фельдштейн, Т.В. Драгунова, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Л.И. Божович.
Главенствующую роль в становлении личности каждого индивида занимает трудный и сложный подростковый возраст: увеличивается объем деятельности, изменяется род деятельности, качественно меняется характер, формируются нравственные представления, появляется понимание осознанности поведения.
Проблемой самооценки и уровня притязаний личности занимались такие авторы как Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, У. Джемс, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, Х. Хекхаузен, И.И. Чеснокова, Ф. Хоппе.
Ученик К. Левина Ф. Хоппе в многочисленных заданиях, разнящихся содержанием и многообразностью, выделил закономерную особенность: динамика уровня притязаний повторяет результат деятельности. Однако, была выявлена одна особенность - практически полное отсутствие изменений при единичных положительных или отрицательных результатах того или иного события. Для образования устойчивой динамики изменения требуется многократное систематическое повторение одного типа успешных, или же наоборот, неблагоприятных результатов.
Таким образом, проблема изучения соотношения самооценки и уровня притязаний в старшем подростковом возрасте, является в настоящее время актуальной, этой проблемой занимается множество ученых, и по множеству направлений идет поиск средств повышения самооценки и уровня притязаний, и в психологии, и в педагогике. Именно поэтому мы поставили следующую цель нашего исследования.
Цель исследования - выявить соотношение самооценки и уровня притязаний в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования - самооценка и уровень притязаний в старшем подростковом возрасте.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование проблемы соотношения самооценки и уровня притязаний в старшем подростковом возрасте, позволило определить, что самооценка - это компонент самосознания, включает знания о себе, оценку своих способностей, нравственных качеств и поступков, места среди других людей.
Самооценка - важный регулятор поведения личности, от нее зависит критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания о себе, второй - его отношение к себе. Различают общую и частную самооценку. Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности, может разделяться на: устойчивую адекватную самооценку, неадекватную пониженную самооценку, неадекватную повышенную самооценку, неустойчивую самооценку.
Уровень притязаний - это знания собственного потенциального уровня достижимой цели. В психологии под уровнем притязаний понимается желаемый уровень самооценки личности, который сформируется при успешном результате выполнения той или иной задачи (уровень Я-образа).
Уровень притязаний характеризуют:
1) уровень сложности, который предстоит достигнут и преодолеть, справиться с ним (идеальная цель);
2) планирование дифференцированных шагов на пути к конечному результату (уровень притязаний в данный момент);
3) желаемый уровень самооценки (уровень Я).
Уровень притязаний личности формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. При этом решающим фактором становления уровня притязаний является переживание человеком результатов своей деятельности. Оценка индивидом степени успешности или неуспешности собственных действий не связана жестко с конкретным результатом.
Если человек достигает намеченной цели или превышает ее, действие рассматривается как успех, если исполнение не достигает цели - расценивается как неудача. Из этого следует, что один и тот же результат может быть и успешным, и неуспешным - в зависимости от уровня притязаний настоящего момента. Переживание успеха (или неуспеха), которое возникает у человека вследствие достижения (или недостижения) цели, корректирует сложность и объемность дифференцированных шагов, на которые было разделено выполнение комплексной задачи. Если индивид успешно выполняет жизненные задания, то уровень притязаний является величиной, растущей либо статичной. После неудачи - статичной либо снижающейся. Характер роста, противоположный результату никогда не наблюдается.
Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована, так как на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Самооценка подростка складывается под влиянием сравнения себя со сверстниками, собственно суждений сверстников и оценок взрослых. С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе.
Результаты проведенного исследования проблемы соотношения самооценки и уровня притязаний в старшем подростковом возрасте, что у подростков с высоким уровнем самооценки наиболее преобладает высокий уровень притязаний.
Для среднего уровня самооценки характерно преобладание высокого и среднего уровня притязаний....


1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности / Под ред. Н.А. Логиновой. СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 286-327.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
3. Батурин Н.А., Курганский Н.А. Уровень притязаний как метод исследования личности // Диагностика психологических состояний в норме и патологии / Под ред. Ф.И. Случевского. Л.: Медицина, 1980. С. 140-148.
4. Бернс Р. «Я» - концепция и воспитание. М.: Академия, 2011. 216 с.
5. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. Учебное пособие. М.: МГУ, 1985. 102 с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. 304 с.
7. Бурамбаева Д.А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности // Концепт. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-adekvatnoy-samootsenki-mladshih-podrostkov-kak-faktor-psihologicheskoy-bezopasnosti- lichnosti (дата обращения:11.05.2022).
8. Винтин И.А., Кутеева В.П., Мухадинов В.Р. Исследование личности и коллектива в педагогической практике. С.: ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2010. 120 c.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Книга по Требованию, 2012. 374 с.
10. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценка // Вестник томского государственного педагогического университета. vestnik.tspu.edu.ru. 2009. № 1 (79) С. 73-76. URL: https://vestnik. tspu.edu.ru/archive.html?year=2009&issue=1&article_id=1202 (дата обращения: 18.04.2022).
11. Гербачевский В.К. Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально-типическими характеристиками эмоциональности и интеллекта: автореферат дисс. ... канд. педагог. наук. СПб., 1970. 16 c.
12. Горбунова Н.В. Тестирование как метод педагогического контроля и эмпирический метод реализации психолого-педагогических исследования // Проблемы современного педагогического образования. gpa.cfuv.ru. 2020. № 67-2. С. 40-42. URL: ййрз://’№№№.дра.с£иу.ги/айасЬтеп1з/агйс1е/4601/Выпуск %2067%20часть%202,%202020%20год.рй£ (дата обращения: 07.05.2022).
13. Дембо Т.В. Гнев как динамическая проблема // Динамическая психология / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2001. 76 с.
14. Ермолаева Е.Л. Самооценка и ее место в жизни человека // Современные научные исследования и инновации. web.snauka.ru. 2017. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/82496(дата обращения: 11.05.2022).
15. Зейгарник Б.В., Николаева В.В., Филонов Л.Б. Исследование уровня притязаний // Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева и Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 216-219....(39)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ