Введение 3
1. Характеристика районов добычи углеводородного сырья на территории
Крайнего Севера РФ 5
1.1 Ненецкий автономный округ 7
1.2 Север Республики Коми 9
1.3 Ямало-Ненецкий автономный округ 10
1.4 Север Красноярского края 12
1.5 Шельф арктических морей 13
2. Экологические риски, возникающие при транспортировке углеводородного
сырья 17
2.1 Потери углеводородного сырья при транспортировке 17
2.2 Способы транспортировки углеводородного сырья и его потери в
аварийных ситуациях при транспортировке 23
2.3 Особенности транспортировки углеводородного сырья в районах
Крайнего Севера 34
3. Методы ликвидации нефтяных разливов 38
3.1 Мероприятия, проводимые на суше 38
3.2 Устранение аварийных разливов в акваториях 42
4. Возможные направления повышения эффективности экологической
безопасности при транспортировке углеводородного сырья 47
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Нефть и газ являются важнейшими полезными ископаемыми, оказывающими влияние на экономику и политику России. Их химические свойства позволяют отнести их к наиболее опасным загрязнителям, негативно воздействующим на все компоненты окружающей среды. Одним из наиболее экологически опасных видов деятельности является транспортировка углеводородного сырья.
Транспортировка углеводородного сырья оказывает существенное воздействие на состояние окружающей среды. Нефтяное загрязнение характеризуется быстротой распространения в окружающей среде, трудноустранимостью, длительностью влияния на природные объекты, переходом по экологической цепи.
Большинство нефтегазовых месторождений России расположены на территории распространения многолетней мерзлоты - криолитозоны. Ее площадь составляет почти 65% площади всей страны. Особенностью криолитозоны является распространение многолетнемерзлых пород, и их наличие, как следствие, определяет повышенную уязвимость экосистем и их долгое восстановление при прокладке и эксплуатации транспортных систем, а также при загрязнении нефтепродуктами.
Актуальность темы обусловлена тем, что развитие нефтегазового комплекса России непременно связано с освоением северных районов. В связи с этим необходимо будет уделять особое внимание к развитию экологической стратегии, учитывая крайнюю уязвимость территорий. Воздействию на мерзлотные процессы посвящено очень мало работ. Материал в основном выпускался с 80-ых по 2000-е года и изложен в монографиях, научной и учебной литературе с рекомендательным характером, в сборниках с проведенных конференций и носит общий характер, и обычно выделена для этого совсем небольшая часть. Поэтому эта тема недостаточно разработана. Рассмотрение вопросов в работе носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом работы является транспортировка углеводородного сырья в районах Крайнего Севера.
Предметом работы являются экологические проблемы, возникающие при транспортировке углеводородного сырья в районах Крайнего Севера.
Целью работы является рассмотрение экологических проблем при транспортировке углеводородного сырья в районах Крайнего Севера, а также возможные пути их решения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- охарактеризовать нефтегазовый комплекс районов Крайнего Севера;
- оценить влияние климатических особенностей на транспортные системы Крайнего Севера;
- выявить экологические риски, возникающие при транспортировке углеводородного сырья при нормальных передачах и авариях;
- рассмотреть и выявить способы ликвидации последствий аварийных ситуаций при транспортировке в районах Крайнего Севера;
- дать рекомендации по повышению эффективности экологической безопасности при транспортировке углеводородного сырья.
Материалом для написания выпускной квалификационной работы послужили опубликованные источники, экологические отчеты,
государственные доклады, официальные сайты, сведения международных и российских форумов и совещаний, касающихся работы нефтегазового комплекса РФ, а также информация, полученная во время прохождения производственной практики в ООО «Транснефть-Восток».
деятельности.
В работе рассмотрены экологические проблемы при транспортировке углеводородного сырья в районах Крайнего Севера и пути их решения.
Особые трудности при транспортировке углеводородов наблюдаются в северных районах, где развиты многолетнемерзлые породы. Из существующих способов транспортировки (трубопроводный, морской и железнодорожный) наибольшую опасность представляет трубопроводный вид транспорта, поэтому он был рассмотрен более подробно, в частности, были затронуты опасности, возникающие на нем при нормальных передачах сырья. Это коррозии труб, их просадка, плановые утечки газа, несанкционированные врезки и т.д., а для подводных труб - угроза экзарации. Также было установлено, что на территории с распространением ММП следует использовать надземный вид прокладки трубы, чтобы смягчать тепловое воздействие на мерзлые породы.
Описаны наиболее тяжелые аварии на транспорте и причины, по которым они случились. К наиболее распространенным аварийным ситуациям относятся пожары и нефтеразливы на суше и в акваториях морей, которые невозможно полностью убрать с места разлива, а последствия критические: ухудшается экология местности, умирают животные и птицы, страдают люди.
В третьей главе рассматривались методы ликвидации аварийных разливов. Была рассмотрена рекультивация нарушенных земель, а также способы ликвидации разливов на море в арктических условиях.
В завершение были даны рекомендации по повышению эффективности экологической безопасности при транспортировке углеводородного сырья в районах Крайнего Севера.
Одна из самых главных экологических проблем при транспортировке углеводородного сырья - это перенос загрязняющих веществ в подземные и поверхностные воды и дальнейшая транспортировка их в крупные акватории. Для северных районов опасность нефтеразливов заключается в наличии большого количества водотоков, по которым загрязнения поступают в Северный-Ледовитый океан. Если не применять мер по экологической безопасности при эксплуатации транспортных систем, не допускающих аварийных ситуаций, то в скором времени северные российские акватории, а затем и мировой океан будет загрязнен опасными веществами, наличие которых безусловно повлияет на питьевое водоснабжение планеты, а также рыбохозяйственную деятельность.
Потепление вечной мерзлоты может вызвать массовое разрушение трубопроводов, построенных с сохранением мерзлоты в основании. Это свидетельствует о необходимости и целесообразности разработки детального прогноза, а также введения в действующие нормативные документы, регламентирующие проектирование, строительство и эксплуатацию транспорта, требования учета прогнозного состояния вечной мерзлоты.
Комплекс экологических проблем при транспортировке углеводородного сырья в районах Крайнего Севера в сочетании со специфичными климатическими условиями требует усовершенствования технологического процесса на всех этапах развития транспортных путей на этой территории, фундаментальных исследований особенностей природных процессов и условий жизни коренного населения при планировании новых проектов, так как северные территории обладают повышенной уязвимостью и после аварийных разливов их восстановление протекает очень медленно.
Таким образом, совершенствуя экологическую безопасность, а также следуя основным требованиям при планировке, строительстве и эксплуатации транспорта можно будет избежать нежелательных процессов в мерзлоте и ряд других осложнений и аварий.
1. Анисимова Н.П., Каменский Р.М., Макаров В.Н., Фельдман Г.М.
Экологические аспекты освоения криолитозоны [Текст] : М.:
ВСЕГИНГЕО. -1991.-С.94-101.
2. Баулин В.В. Многолетнемерзлые породы нефтегазовых районов СССР [Текст] : М.: Недра.-1985.-С. 176.
3. Боровков В.А. Особенности эксплуатации подземных газопроводов в условиях Крайнего Севера [Текст] : информ.-аналит. журн. / Газовая промышленно сть .-1999. -№2. -С. 30-31.
4. Брызгало В.А., Иванов В.В., Шевнина Е.В. Изменчивость стока
растворенных веществ в бассейне р. Печора в условиях интенсивного антропогенного воздействия [Текст] : информ.-аналит. журн. /
Экологическая химия.- СПБ: ТЕЗА.-2000.-С.180.
5. Брыксин В.Н., Степанова С.Г., Спиридонов В.В., Цуриков А.С.
Экспериментальное изучение теплового взаимодействия действующих систем газопроводов Медвежье-Надым-Пунга с внешней средой [Текст] : М.: ВНИИСТ.-1982.-С.56-80.
6. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов [Текст]: М.: Иноктаво.- 2005.- С. 368.
7. Галиев М.А. Экологическая оценка загрязнителей окружающей среды при транспортировке нефти [Текст] : информ.-аналит. журн. / Нефтяная промышленность.-2000.-№2.-С.9-11.
8. Горальчук М.И. Геокриологические и гидрогеологические проблемы освоения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции [Текст] : М.: МГП Геоинформарк.-1992.-С. 58.
9. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Коми в 2014 году» [Текст] : Сыктывкар.-2014.
10. Додин Д.А. Устойчивое развитие Арктики (проблемы и перспективы) [Текст]: - М.: СПБ.: Наука, 2005.-С.283
11.Захарова М.И. Анализ риска аварий резервуаров и газопроводов в условиях Севера [Текст] : информ.-аналит. журн. / Безопасность труда в промышленности. -2015. -№2. -С.54-64.
1. Иванов И.П., Норова Л.П. Инженерная геология при строительстве линейных объектов [Текст] : М.: СПБ.-2012.-С.94-95.
2. Климат территории нефтегазовых месторождений на полуостровах Ямал и Тазовский [Текст] : специализированный справочник под ред. Ц.А.Швера.-М.: Гидрометеоиздат.-1991.-С. 220.
3. Коррозия. Территории «НЕФТЕГАЗ» [Текст] : информ.-аналит. журн. /2013, июнь, №2- 25 экз.
4. Котомин А.Б. Рациональное недропользование и освоение морских минеральных и энергетических ресурсов арктического континентального шельфа [Текст] : М.: Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина Кольского научного центра РАН.-2005.-С. 34-37.
... всего 32 источника