Введение
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ В МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ И СРЕДСТВА ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ 6
1.1. Свобода в мировой философии и в философии экзистенциализма 6
1.2. Модернизм как культурное направление 20 века 11
1.4. Стилистические средства выражения философских понятий 13
ГЛАВА 2 ПРОЯВЛЕНИЕ МОТИВА СВОБОДЫ В ПЬЕСАХ А. КАМЮ «КАЛИГУЛА» И Ж.-П. САРТРА «МУХИ» 19
2.1. Понятие свободы в пьесе А. Камю «Калигула» 19
2.2. Понятие свободы в пьесе Ж.-П. Сартра «Мухи» 27
2.3. Использование стилистических средств для проявления мотива свободы в
пьесе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Двадцатый век — одна из самых абсурдно пугающих эпох. Ни на один век не выпадало столько ужасающих событий, искалечивших судьбы отдельных людей, семей, народов. Но двадцатый век — век модернизма — одного из самых многогранных и обширных культурных направлений. В начале этого столетия культура пережила свое второе рождение, и в данном случае сложность времени лишь обуславливает качество литературы. Авторы пишут на такие темы, затрагивать которые еще недавно никто бы не осмелился.
Альбер Камю (1913-1960) — французский автор, философ, один из основоположников экзистенциализма. Как и у других экзистенциалистов, в его творчестве одно из центральных мест занимает человек, его личность, сознание, влияние на него различных внешних факторов, таких как общество, события, происходящие в его жизни, отражающиеся определенным образом на его характере и психике. Рассмотрение всего этого невозможно без тончайшего психологизма, анализа личности, множества деталей, в которых находит отражение малейшее изменение духовного мира героя под влиянием событий, происходящих в произведении. Одним из мотивов, присутствующих в творчестве Альбера Камю является мотив свободы, которому посвящена данная работа. Он занимает центральное место в творчестве многих зарубежных и отечественных авторов разных периодов литературно-исторического процесса. Писатели затрагивали эту тему в своих произведениях, а их герои пытались осмыслить, что же такое свобода. Одним из таких произведений является пьеса «Калигула» (1937).
Жан-Поль Сартр (1905-1980) в культуре XX века - один из крупнейших философов и писателей. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что его творчество оказало достаточно глубокое влияние на мировоззрение людей. Сартр был не просто философом и драматургом, он создал теорию атеистического экзистенциализма и особый вид философского романа. Для Сартра главное - найти собственный путь в познании бытия.
Философия Сартра выражается через его драматические произведения. Именно на своих героях он ставит свои философские опыты и проверяет свои концепции. У Сартра в центре всего находится человек и его условия существования. Основной вопрос в жизни для человека по Сартру - это вопрос Свободы. По сути свобода — это краеугольный камень всей его философии. Именно свобода личности по мнению философа влияет как на отношение человека к миру, так и к другим людям. Свобода, понимание свободы, отношение к свободе формирует мировоззрение человека, его поведение, эстетику существования.
Творчество Альбера Камю и Жан-Поля Сартра всегда привлекало внимание исследователей. Написано много работ, в которых рассматриваются их произведения. В таких работах как «Грани «несчастного» сознания» (1973) С. Великовского, «Античная история в «трагедии абсурда» А. Камю «Калигула»» (1998) О.Г. Зубович, «Абсурд как один из аспектов философии А. Камю на примере анализа пьесы «Калигула» и повести «Посторонний»» (2003). Ю.С. Супранович исследуется абсурд в произведениях Камю. Вопросы теоретического характера рассматриваются в работах В.В. Шервашидзе «Экзистенциалистический роман (А. Камю, А. Мальро) и романтическая поэтика» (1989), О.Г. Зубович «Жанровое своеобразие пьесы «Недоразумение» А. Камю» (2002).
Актуальность и новизна представленной выпускной квалификационной работы обусловлены тем, что мотив свободы относится к числу вечных тем, которые актуальны во все времена. За последние годы не было написано научных работ, в которых бы изучался мотив свободы в пьесах данных писателей. Эта тема недостаточно исследована и достойна более глубокого изучения. Сам по себе вопрос о свободе человека, ответственности за свой выбор не перестает быть актуальным. Проблема выбора, свободы и ответственности словно решается каждый раз заново. Так как человек проверяется теми предлагаемыми обстоятельствами, в которых оказывается, нам представляется интересным понять, в какие философские концепции авторы помещают своих героев.
Цель данной работы: выявление общих черт в понимании свободы героями пьес «Калигула» А.Камю и «Мухи» Жан-Поля Сартра.
Задачи исследования можно сформировать следующим образом:
1. Проанализировать понятие свободы в философии экзистенциализма.
2. Рассмотреть, какие стилистические средства используются для реализации ключевых мотивов и репрезентации философских понятий в художественных произведениях.
3. Изучить специфику понимания мотива свободы.
Объект исследования - мотив свободы в пьесах «Калигула» А.Камю и «Мухи» Жан-Поля Сартра.
Предмет - средства выражения мотива свободы в этих пьесах.
В работе использовались такие методы исследования, как литературоведческий и стилистический анализ художественного текста, культурно-исторический метод.
Материалы данной работы можно будет использовать при подготовке уроков по мировой художественной культуре в школе на внеклассных занятиях с целью расширения кругозора учащихся, а также в курсах лекций по дисциплинам «история мировой литературы», «история французской литературы», «история французского языка» в ВУЗе.
Экзистенциализм как литературное направление занимает одно из центральных мест в литературе двадцатого века. Его философия ярко отражается в творчестве Альбера Камю. Как один из основателей экзистенциальной литературы, он оставил огромное наследие в виде своих пьес, повестей, романов.
Пьеса «Калигула» (1937) была написана в сложное для мировой истории время, что повлияло на общий настрой произведения. В пьесе ярко выражается мотив свободы, что как нельзя кстати во время Второй Мировой войны, когда большая часть планеты была охвачена сражениями, а понятие свободы было для людей недостижимым идеалом. В произведении герои стремятся к свободе, но проблема состоит в том, что их представление о ней носит искаженный характер в силу их психологического состояния. Альбер Камю показывает разное понимание свободы через нескольких героев. Общим знаменателем выступает то, что свобода для каждого из них - это возможность выбора. Каждый человек стремится к своему идеалу свободы, порой пытаясь убежать от самого себя и не осознавая, что то, к чему от стремится может иметь слишком высокую цену.
Таким образом, мотив свободы ярко прослеживается в творчестве Альбера Камю, отражая его взгляд на мироустройство и личность человека.
Проявление мотива свободы в пьесе Сартра «Мухи» (1943) было исследовано как с точки зрения философии и восприятия свободы в разные эпохи, так и с точки зрения экзистенциализма. По Сартру, свобода — это сущность поведения человека. Человек всегда свободен. Более того, человек сам избирает свою свободу, у которой нет ни причин, ни следствий. Свобода не определяет действия, она и есть действие, и человек такой, каким себя, свободно, выбирает. Нужно понимать, что свобода не может быть результатом или достижением. Она в самом стремлении к свободе. Внешние обстоятельства не могут этому помешать. Это отношение субъекта к ситуации.
Своей концепцией Сартр показывает, что даже пленник всегда свободен в своем выборе, в своем решении освободиться, бежать, в своем «проекте». И это неизбежность для человека — человек приговорен к свободе. Именно благодаря свободе и возникают препятствия, а благодаря им она предстает собой. Свобода есть выбор, но ее не выбирают. Выводом из сартровской концепции является тезис: задача заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Во всех случаях действие свободно и представляет собой выбор себя самого и вместе с тем открытие мира.
Герой пьесы «Мухи» в какой-то момент прозрел и понял, что он свободен сам по себе. Он познал ту великую тайну, которую Юпитер и цари скрывают от людей. Все люди - изначально свободны. Свобода - это природа человека, она не может быть или не быть. Она есть изначально. Поэтому Юпитер не может напрямую вмешаться в ход событий. Человек если и подчинён, то лишь собственной свободе, он сам определяет свой путь и ответственность так же, как и меру ответственности. Как только Орест ощутил всё это, он сразу почувствовал груз ответственности, с которым он имеет право царить в Аргосе. Теперь он не может не действовать. Он вынужден совершить акт мести.
Свобода проявляется в решении взвалить на себя вину и взять ответственность. Орест становится для себя и палачом и судьёй, и во всех случаях это его выбор. Он неожиданно осознаёт, что изначально свободен и это понимание помогает ему принять решения.
1. Андреев Л.Г. Жан Поль Сартр. Свободное сознание и XX. - М., Моск. Рабочий., 1994. - 337-342 с.
2. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр : свобод. сознание и ХХ век / Л.Г. Андреев. - М. : Geleos, 2004 - 413 с.
3. Арутюнова Н., Журинская М. Теория метафоры. — М.: Прогресс, 2010.-512 с.
4. Бажан М. Нелегкий путь // Люди, книги, даты. - М., 1968. - С. 75-96.
5. Бердяев Н.А., Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи. - Философия свободного духа - М.: Республика, 1994, 318 с.
6. Бердяев Н.А., Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480 с.
7. Беликовский С. Наваждения «праведности» : [о пьесах А. Камю] // Театр.
- 1973. - № 8. - С. 108-121.
8. Беликовский С.И. Грани «несчастного» сознания. Театр. Проза. Филос. эссеистика, эстетика. А. Камю / С.И. Беликовский. - М. : Искусство, 1973. - 239 с.
9. Виноградов Б.Б. Проблема авторства и теория стилей. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. — 616-621 с.
10. Гаджиев К.С., Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993. №2. С.33 - 46.
11. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. — М.: Либроком, 2014. — 371-376 с.
12. Гертых Б., Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. №1. С.87 - 102.
13. Гишунина Н. Пьеса Ж.-П. Сартра "Мухи" как модель экзистенциальной драмы // Балт. филол. курьер. - Калининград, 2000. - № 1. - С. 160-164.
14. Дмитриева Н.Ю. Миф об Оресте в «Мухах» Ж.-П. Сартра // Лит. и миф...
- Казань, 2004. - С. 280-282.
15. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. - М., "Искусство", 1990, 398 с.
16. Долинин К.А. Стилистика французского языка. - М.: Просвещение, 1987. - 303 с.
17. Дунаева Е. «Мухи» Жан-Поля Сартра : очерк // Спектакли двадцатого века. - М., 2004. - С. 177-181.
18.Зубович О.Г. Жанровое своеобразие пьесы «Недоразумение» А. Камю // Филология в системе современного образования. - М., 2002. - Вып. 5. - С. 94-99.
19. Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула // М.:Neoclassic,АСТ,Москва, 2014. - 291-384 с.
20. Кандалинцева Л.Е. Проблема свободы и выбора во французском экзистенциализме : (Ж.П. Сартр, А. Камю) // Философия и общество = Philosophy a. society. - 2001. - № 2. - С. 97-107.
21. Колпакова А.В. Человек - всемогущее ничто: "разжеванный" мир Жан- Поля Сартра // Социокультурные исследования, 1997. - Новосибирск, 1997. - С. 214-218.
22. Краснухина Е.К. О смысле конечного существования : (проблема смерти в экзистенциализме М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра) // Вестн. Ленингр. ун¬та. Сер. 6, История КПСС, науч. коммунизм, философия, право. - 1991. - Вып. 1. - С. 12-18.
23. Кузьмина Т.А. Человеческое бытие как "ничто" (Ж.-П. Сартр) // Буржуазная философская антропология XX века. - М., 1986. - С. 65-72.
24. Лучинский Ю.Б. Философский комплекс Ореста : Фундаментальный проект в пьесе Ж.-П. Сартра "Мухи" // Понимание менталитета и текста. - Тверь, 1995. - С. 67-76.
25. Муравьев Ю.А. Сартр : культурная реинкарнация : (истина, свобода, экзистенция) // Философия. Культура. Философия культуры. - М., 2004. - С. 7-48.
26. Никола М.И. Миф об Атридах в культуре XX века // Дискуссионные проблемы российской истории. - Арзамас, 1998. - С. 508-510.
27. Оливье. Т. Альбер Камю, жизнь : Фрагменты книги / пер. с фр. М. Аннинская // Иностр. лит. - 2000. - № 4. - C. 178-211.
28. Рыкунов В.М. Свет и тень философии Сартра // Вестн. Моск. ун-та. Сер.
7, Философия. - 1990. - № 6. - С. 45-54.
29. Сартр Ж.-П. Слова. Мухи. Почтительная потаскушка. За закрытыми дверями: сборник // М:. АСТ, Москва, 2017. - 128-219 с.
30. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм. // Сумерки богов. - М., Политиздат, 1989. - С. 319-344.
31. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под реж. М.Н. Кожиной. — М:. "Флинта", "Наука, 2003.
32. Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире : критика концепций фр. экзистенциализма / под ред. Михайлова А.А. ; АН БССР, Ин-т философии и права. - Минск : Наука и техника, 1987. - 158 с.
33. Шерванидзе В.В. Ранняя драматургия А Камю : [о пьесах «Калигула» и «Недоразумение»] // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. - 1988. - № 1. - С. 28-34.
34. Ясперс К., Цель - свобода // Новое время. 1990. №5. С.34-37, № 6. С.40-43
35. Bally C. Traite de stylistique frangaise. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://ru.scribd.com/document/256047155/Charles-Bally-Traite-de-stylistique-francaise-vol-1 -pdf
36. Phillippe J. La nostalgie du style ? Reflexions sur I’ecriture philosophique de Jean-Paul Sartre. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //www. cairn. info/revue-rue-descartes-2005-1 -page-45. htm
37. Postuvkova S. Les elements existentialistes dans les pieces de Jean-Paul Sartre Les Mouches et Huis Clos. Duben, 2009.
38.Sartre J.-P. Huis clos, suivi de Les mouches. Gallimard, 2000.
39.Schaeffer J.-M. La stylistique litteraire et son objet. [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://commonweb.unifr.ch/artsdean/pub/gestens/f/as/files/4740/43523 103849.pdf
40.Stefano L. Les Mouches de Jean-Paul Sartre : resume.http://salon- litteraire.linternaute.com/fr/resume-d-oeuvre/content/1848967-les-mouches-de-
j ean-paul-sartre-resume