Сокращения 3
Введение 4
1 Явления погоды, ухудшающие видимость 5
1.1 Туман 5
1.2 Ливневые осадки 6
1.3 Метель 8
2 Влияние явлений погоды, ухудшающих видимость
деятельность авиации 10
2.1 Минимумы погоды 10
3 Исследование явлений погоды, ухудшающих видимость
на аэродроме Когалым за период с 2018 по 2020 год 12
3.1 Физико-географическое положение аэродрома Когалым 12
3.2 Анализ количества случаев и повторяемости явлений,
ухудшающих видимость на аэродроме Когалым за период с 2018 по 2020 год 13
3.3 Анализ синоптических ситуаций на аэродроме Когалым, при ухудшении видимости при различных явлениях погоды 28
Заключение 45
Список использованной литературы
Явления погоды, ухудшающие видимость представляют собой одну из наиболее важных проблем во многих экономических сферах работы человека, от состояния погоды и качества информации о ней нередко зависят жизнь и здоровье людей. На сегодняшний день данная тема является актуальной для рассмотрения, так как происходит множество несчастных случаев из-за плохой видимости при полетах. Воздушный транспорт - одна из наиболее зависимых от погоды отрасль экономики. Для обеспечения нормальной работы требуется самая полная, детальная информация о погоде, как фактически наблюдающейся, так и ожидаемой по прогнозу. Важнейшим критерием при взлете и посадке самолета является дальность видимости, так как она оказывает влияние на работу аэропорта и на безопасность вышеописанных операций.
Исходный материал для данной работы был получен из журнала фактической погоды АВ-6 АМСГ Когалым. Которые были представлены в виде файлов Excel за период с 2018 по 2020 гг. Также использовался архив приземных карта погоды с сайта Гидрометцентра России.
Целью работы является исследование явлений, ухудшающих видимость на аэродроме Когалым за период с 2018 по 2020 гг.
Для выполнения поставленной цели, было необходимо решить следующие задачи:
• Определить годовой ход явлений, ухудшающих видимость за период 2018-2020 гг.
• Определить повторяемость различных явлений, ухудшающих видимость на аэродроме Когалым за период 2018-2020 гг.
• Провести типизацию синоптических ситуаций при ухудшении видимости на аэродроме Когалым.
В данной работе проведены исследования явлений, ухудшающих видимость на аэродроме Когалым за период 2018-2020 гг.
Все поставленные задачи были выполнены:
• Проведя анализ годового хода явлений, ухудшающих видимость можно сказать, что за период с 2018 по 2020 год было 226 случаев явлений, ухудшающих видимость на аэродроме Когалым, из этих 226 случаев больше всего преобладает ливневой снег (98 случаев), туман (86 случаев), низовая метель (26 случаев). А также, что больше всего случаев ливневого снега было в марте (23 случая), больше всего случаев тумана было в октябре (23 случая), больше всего случаев низовой метели было в марте (7 случаев). Кроме того, что за весь период исследований было 5 случая грозы с дождем и ливневого дождя, 2 случая низовой песчаной метели, 9 случаев дыма.
• Проведя аназлиз повторяемости явлений, ухудшающих видимость, можно сказать,что за период с 2018 по 2020 год преобладают ливневой снег (98 случаев или 43 %), туман (86 случаев или 38 %), низовая метель (26 случаев или 12 %). А также представлены такие случае, как гроза с дождем и ливневой дождь (5 случаев или 2 %), низовая песчаная метель (2 случай или 1 %) и дым (9 случаев или 4 %)
• Анализ повторяемости синоптических ситуаций показал, что при ухудшении видимости на аэродроме Когалым, всего было 73 синоптические ситуации, из них преобладает ось ложбин (16 случаев или 22 %), теплый сектор (13 случаев или 18 %), малоградиентное поле (12 случаев или 16 %). Кроме того, представлены такие синоптические ситуации, как центр циклона (11 случаев или 15 %), центр антициклона (8 случаев или 11 %), тыловая часть циклона (7 случаев или 10 %) и ось гребня (6 случаев или 8 %).
• Анализ повторяемости синоптических ситуаций показал, что при ухудшении видимость в ливневом снеге на аэродроме Когалым, всего было 40 синоптические ситуации, из них преобладает ось ложбин (10 случаев или 25 %), тыловая часть циклона (8 случаев или 20 %), центр циклона (7 случаев или 18 %). Кроме того, представлены такие синоптические ситуации, как малоградиентное поле (6 случаев или 15 %), центр антициклона (4 случаев или 10 %), фронт окклюзии (2 случаев или 5 %) и теплый сектор (3 случаев или 7 %).
• Анализ повторяемости синоптических ситуаций показал, что при
ухудшении видимость в тумане на аэродроме Когалым, всего было 33 синоптические ситуации, из них преобладает ось ложбин (7 случаев или 21 %), теплый сектор (7 случаев или 21 %), центр циклона (7 случаев или 21 %). Кроме того, представлены такие синоптические ситуации, как малоградиентное поле (4 случаев или 12 %), центр антициклона (2 случая или 7 %), ось гребня (6 случаев или 18 %).