Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский Сад № 365» г. Нижний Новгород.
Выборка: 20 человек (10 мальчиков, 10 девочек, возраст испытуемых 6-7лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕТСКИЕ СТРАХИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА 8
1.1 Страх как одна из базовых эмоций человека и его виды 8
1.2 Причины возникновения детских страхов13
1.3. Особенности коррекционной работы по преодолению детских страхов 18
Выводы по первому разделу 23
2. ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРОВОЦИРУЮЩИЙ ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ 24
2.1.Стили и тактики семейного воспитания 24
2.2. Роли ребенка в семье 26
2.3. Родительская любовь 27
Выводы по второму разделу 32
3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ 33
3.1 Констатирующий этап исследования - изучение уровня проявления страхов у детей 33
3.2 Формирующий этап исследования – практическая работа по коррекции уровня детских страхов 50
3.3 Контрольный этап исследования – оценка эффективности работы по снижению уровня страхов у детей 54
Выводы по третьему разделу 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность исследования. Эмоциональное развитие ребенка отражается в богатстве и разнообразии испытываемых им чувств. Дети могут испытывать различные эмоции: радость, плакать, чувствовать страх, печаль и тревогу. Тем не менее, глубина и интенсивность этих эмоций варьируются у разных детей, что обусловлено физиологическими, психологическими и социальными факторами. В каждом возрастном этапе проявляются так называемые нормативные страхи, которые возникают как результат развития интеллекта и воображения. При благоприятных условиях жизни ребенка такие страхи постепенно проходят: дети их «перерастают». Однако бывают ситуации, когда страхи накапливаются, увеличиваясь подобно снежному кому, мешая личностному развитию ребенка и приводя к адаптационным, невротическим и другим проблемам в будущем.
По мнению психологов, основная часть причин кроется в семейных отношениях, включая такие аспекты, как излишняя снисходительность, непоследовательность в воспитании, негативное или чрезмерно требовательное отношение к ребенку, что вызывает у него тревогу и впоследствии формирует враждебность к окружающему миру. Психика ребенка отличается повышенной чувствительностью, ранимостью и неспособностью противостоять неблагоприятным внешним влияниям.
Страхи возникают в результате продолжительных неразрешённых переживаний или серьёзных психических потрясений, часто на фоне значительного перенапряжения нервной системы ребёнка. В связи с этим такие страхи требуют особого внимания со стороны педагогов, психологов и родителей, поскольку их наличие делает ребёнка напряжённым и замкнутым, проявляющим пассивность и эмоциональную изоляцию. В связи с этим становится крайне важно крайне важно своевременно выявлять невротические страхи у детей на ранних стадиях.
В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи.
Исходя из этого, актуальность темы обусловливается необходимостью более глубокого изучения проблемы возникновения страхов дошкольников и поиска наиболее эффективных путей се решения.
Страх, как одну из основных эмоций человека, подробно рассматривал немецкий психолог Э. Мейман. Он считал, что страх нужно рассматривать через призму индивидуальных особенностей ребенка. A. В. Запорожец выдвигал теоретические основы возникновения страхов в детском возрасте, которые строились в основном на изучении и анализе тех объектов или явлений, которые вызвали эту эмоцию. A. И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов.
Исследователи, включая А.И. Захарова, И.В. Дубровину, В.И. Гарбузова и Е.Б. Ковалева, провели ряд специальных экспериментальных исследований, которые были посвящены выявлению страхов у детей дошкольного возраста.
Такие отечественные учёные, как В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина и А.С. Спиваковская, которые уделяют значительное внимание изучению проблем детской психологии, отмечают тревожную тенденцию: увеличивается число детей, подверженных различным страхам. Их исследования показывают, что в современном обществе всё больше детей сталкиваются с эмоциональными трудностями, которые выражаются в виде страхов. Это может быть связано с различными факторами, включая семейные обстоятельства, социальное окружение и влияние технологий. Понимание причин изучаемого явления важно для разработки эффективных методов поддержки и помощи детям в преодолении их страхов и улучшении их психологического благополучия.
Таким образом, несмотря на важность исследования причин возникновения страхов у детей и поиска эффективных способов их преодоления, данная проблема остаётся недостаточно изученной. Исходя из этого, актуальность темы обусловливается необходимостью более глубокого изучения проблемы возникновения страхов дошкольников и поиска наиболее эффективных путей се решения.
Объект исследования: детские страхи как проявление эмоциональной сферы ребенка.
Предмет исследования: особенности нарушений семейных отношений как провоцирующего фактора возникновения детских страхов.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень проявления страхов может быть понижен, если:
выявлены причины возникновения страхов;
изучены основные аспекты детско-родительских отношений и их роль в возникновении детских страхов;
определены основные направления и формы профилактической и коррекционной работы по снижению уровня детских страхов;
выявлены возможности родителей в снижении уровня детских страхов.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно – экспериментальным путем проверить влияние нарушения семейных отношений на возникновение детских страхов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить и обобщить виды и причины возникновения детских страхов.
3. Выявить роль семейных отношений в возникновении детских страхов.
4. Рассмотреть особенности коррекционной работы по определению детских страхов.
5. Провести опытно – экспериментальную работу по исследуемой проблеме.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение;
-эмпирические: тест на выявление тревожности детей дошкольного возраста «Страхи в домиках» А.И. Захарова в модификации М.А. Панфиловой; тест «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен; тест для определения особенности страхов ребенка «Нарисуй свой страх»;
Понятийно-категориальная основа исследования:
Страх – это аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Тревога – это эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.
Детско-родительские отношения – это совокупность не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимодействие их членов.
Экспериментальная база исследования: работа выполнена на базе МБДОУ «Детский Сад № 365» г. Нижний Новгород при непосредственном участии воспитателей группы, психолога и родителей детей, которые принимали участие в исследовании.
Структура работы. Дипломная работа включает в себя введение, три раздела основной части, выводы по разделам, заключение, список использованных источников и приложения.
Анализ психологической литературы в сфере психологии выявил, что страхи играют значительную роль в эмоциональном развитии детей, создавая серьезные препятствия на их пути. Формирование личности наиболее активно происходит в детском возрасте до поступления в школу. Одной из главных причин страхов у детей является нарушение их отношений с родителями. Такая ситуация возникает в основном из-за недостаточного понимания родителями психологических особенностей своих детей и неэффективных методов и подходов к их воспитанию.
Глубина чувств, которые переживают дети, имеет значительное значение для их эмоционального развития. Они способны выражать различные эмоции, такие как радость, грусть, страх и тревога, в разной степени интенсивности. Эмоциональные состояния детей зависят от различных факторов, включая физиологические, психологические и социальные аспекты. Вопросы страха, с которыми сталкиваются дети в разные периоды своего развития, могут меняться в зависимости от их умственного роста и воображения. При благоприятных условиях эти страхи обычно исчезают по мере взросления, однако в случае накопления страхов, могут возникнуть проблемы с адаптацией и психическим здоровьем детей.
Для современных дошкольников невротические отклонения являются результатом различных факторов: нестабильность в жизни, социальные проблемы, трудности в воспитании, как в семье, так и в детском саду. Чтобы предотвратить возникновение таких отклонений, нужно применять комплекс мероприятий. Однако, первостепенно важно своевременно определять изменения в поведении ребенка, его тревожность, нехватку психологической защиты, что негативно сказывается на его благополучии и создает проблемы в повседневной жизни.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Роль страха в повседневной жизни детей не следует недооценивать - он помогает избегать опрометчивых поступков, но одновременно может стать препятствием для развития личности, подавляя творческий потенциал и приводя к появлению неуверенности и тревожности.
Для предотвращения страхов у детей необходимо обеспечить формирование у них оптимизма, самоуверенности и независимости, что будет способствовать справляться с неблагоприятными событиями из детства. Ребенок должен иметь адекватное восприятие реальных угроз, причем информация должна быть представлена в соответствии с его возрастом. Методы уменьшения страха и его контроля основаны на принципах обучения исследований.
Для преодоления страхов у детей используются разнообразные методы терапии, улучшения взаимоотношений между детьми и родителями, а также проведение групповых занятий. Важность активной работы по коррекции детских страхов объясняется тем, что страх сам по себе способен негативно влиять на развитие различных сторон личности ребёнка.
Доказательства, полученные в ходе нашего экспериментального исследования, подтвердили правильность нашей гипотезы. Важно, что создание благоприятной атмосферы для эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, увеличение знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, разнообразные методы воспитания детей, а также комплексное применение инструментов и подходов для коррекции психологических и педагогических аспектов существенно улучшают отношения между детьми и родителями, а также снижают уровень страхов у детей.
1. Астахова И. В. Страхи и фобии в структуре явлений «Тревожного ряда» личности // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2012. №9. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-i-fobii-v-strukture-yavleniy-trevozhnogo-ryada-lichnosti (дата обращения: 09.10.2024).
2. Бавина, Т.В. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада : практическое пособие / Т. В. Бавина, Е. И. Агаркова. - Москва : Изд-во АРКТИ, 2008. - 61 с.
3. Бобрышова Е.И. Эмоциональный мир ребёнка // Ребёнок в детском саду. 2004. №4
4. Бондаренко, Т. А. Проблема страха как психологического явления / Т. А. Бондаренко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2021. – Т. 2, № 13-2. – С. 33-36.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 160 с
6. Гарбузов, В.И. Воспитание ребенка в семье : советы психотерапевта / В. И. Гарбузов. - Санкт-Петербург : Изд-во КАРО, 2015. - 295 с.
7. Гаспарова, Е. М. Страх у дошкольников / Е. М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 4. – С. 75-80.
8. Даль В.И. Толковый словарь– URL: https://gufo.me/dict/dal (дата обращения: 08.10.2024)
9. Дубровина, И.В. Психология : Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2. изд., стер. - Москва : Academia, 2001. - 460 с.
10. Емалетдинов Б. М. Вклад И. П. Павлова в развитие психологии // Вестник Башкирск. ун-та. 2009. №4..- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-i-p-pavlova-v-razvitie-psihologii (дата обращения: 09.10.2024).
11. Запорожец, В.В. Избранные психологические труды : в 2 т.– URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007908200 (дата обращения: 10.10.2024)
12. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / А. И. Захаров. - 2-е изд., доп. - Москва : Просвещение, 1993. - 191 с.
13. Изард К. Эмоции человека (доп. и перераб.). СПб., 2000. – 123 с.
14. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста [Электронный ресурс]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001724214 (дата обращения: 09.10.2024).
15. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - 5-е изд., стер. - Москва : Смысл : Academia, 2010. - 509 с.
16. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. - Воронеж, 2017
17. Невская С.С. Януш Корчак - учитель учителей // Народное образование. 2017. №1-2 (1460). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yanush-korchak-uchitel-uchiteley (дата обращения: 13.11.2024).
18. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учебник для вузов / Р. В. Овчарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 465 с.
19. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства : Учеб. пособие / Р. В. Овчарова. - Москва : Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. - 317 с.
20. Осипова, А.А. Общая психокоррекция : Учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / А.А. Осипова. - Москва : Сфера, 2000. - 508 с.
21. Основы психологии семьи и семейного консультирования 2004
22. Пасечник, Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте : [пособие] / Л. В. Пасечник. - Москва : Творч. центр Сфера, 2007. – 110 с.
23. Прохоров, А. О. Концептуальная модель ментальных механизмов саморегуляции психических состояний / А. О. Прохоров // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования : Материалы научной конференции, Москва, 27–28 апреля 2021 года. – Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. – С. 37-43.
24. Ремеева, А. Ф. Специфика страхов детей из неблагополучных семей и их коррекция(продолжение) / А. Ф. Ремеева, Ю. З. Колотова // Психология и право. – 2012. – № 2. – С. 44-54.
25. Степанов, С.С. Ступени развития сознания: мыслить и развиваться / С. С. Степанов. - Москва : URSS, 2011. - 351 с.
26. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Электронный ресурс]. – URL: https://ebooks.grsu.by/sergeyko_edu/1-13-3-eksperimentalnaya-pedagogika-i-ee-napravleniya.htm (дата обращения: 10.11.2024)
27. Фрейд, З. Психоанализ на каждый день. Т.5 / З. Фрейд. - М.: Пальмира, 2018. - 431 c.
28. Целуйко, В.М. Психосоциальная работа с семьей : монография / В. М. Целуйко, А. В. Василенко. - Волгоград : ГОУ ДПО ВИМПСР, 2007. - 278 с.
29. Экспериментальная педагогика и ее направления [Электронный ресурс]. – URL: https://ebooks.grsu.by/sergeyko_edu/1-13-3-eksperimentalnaya-pedagogika-i-ee-napravleniya.htm (дата обращения: 10.10.2024)
30. Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.
Интернет – источники
31. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/01/25/metodika-vyyavleniya-detskih-strahov-strahi-v
32. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/10/test-trevozhnosti-vyberi-nuzhnoe-litso-r-temmpl-m-dorki-v-amen
33. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/05/26/metodika-dlya-diagnostiki-strahov-u-doshkolnikov
34. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/20/korrektsionnaya-programma-po-preodoleniyu-strakhov-u-detey-starshego-0
35. «Стили воспитания в семье» https://studfile.net/preview/6204927/page:7/
36. Глушко И. Возрастные страхи дошкольников http://irinapsy.ru/archives/128
37. Родительская любовь как психологический феномен https://studfile.net/preview/7052452/page:7/
38. Типы родительской любви по А.В Спиваковской https://studfile.net/preview/5834441/page:2/