Реферат
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ
КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ 9
1.1. Основные направления и виды деятельности учреждения культуры 9
1.1.1. SWOT-анализ деятельности учреждения культуры 16
1.2. Социальная общность «старшее поколение»: основные характеристики
(социальный статус старшего поколения) 20
1.2.1. Анализ культурно-досуговых запросов и интересов людей старшего
поколения в г. Красноярске 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
ПО СОДЕЙСТВИЮ ДОСУГОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ 33
2.1. Сущность досуговых практик, их характерные черты и функции 33
2.1.1 Анализ деятельности учреждения культуры «Городской дворец
культуры» и ГУНБ КК в сфере организации досуга людей старшего поколения 44
2.1.2. Экспертное интервью 49
2.2. Социально-культурный проект как средство повышения досуговой
активности представителей старшего поколения 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 81
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 102
Актуальность темы определяется, в первую очередь, стабильным ростом в России числа людей третьего возраста. Проблема демографического старения населения представляет собой новый социальный феномен, с которым общество столкнулось во второй половине XX в. Рост доли лиц третьего возраста в составе населения серьезно влияет на экономические, политические, социальные и духовно-нравственные изменения. Старшее поколение России является значимым ресурсом экономического развития страны. Существуют проблемы, которые решаются на основании таких документов как: «Федеральная служба государственной статистики», национальный проект «Культура».
В настоящее время, старшее поколение сталкивается с определенными трудностями, которые связаны с получением образования, трудовой и досуговой изоляцией, а также малообеспеченностью и другое. В настоящее время, научные исследования показывают ключевой трудностью, данной категорий граждан, остается проблема социальной активности. В связи с этим, актуальным является вопрос изучения современных досуговых практик для старшего поколения. Опираясь на Всемирную организацию общественных мнений (ВЦИОМ), следует сказать, что большая часть данной категории граждан закончили трудовую деятельность.
Решение проблемы социокультурного развития людей «третьего возраста» в современном социальном контексте необходимо искать в сфере досуга. Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте в большинстве случаев изменяется структура жизнедеятельности. Из-за раннего прекращения трудовой деятельности, из неё могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы. Всё это приводит к значительному увеличению объёма свободного времени. Культурно-досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности способна оптимизировать жизнедеятельность людей «третьего возраста», стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности. Поэтому реализация развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности людей «третьего возраста» является актуальной проблемой социального развития. Досуг играет особо важную роль в жизни людей «третьего возраста», особенно, если их участие в профессиональной трудовой деятельности затруднено. Особый интерес в этом плане представляет поиск путей активизации своего социального поведения в связи с осознанием изменившейся роли людей «третьего возраста», которые в настоящее время стали более активными и деятельными.
Вследствие чего актуальны современные досуговые практики в учреждениях культуры для старшего поколения, которые недостаточно активно используются в учреждениях культуры для представителей старшего поколения.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в настоящее время, современные досуговые практики больше направлены на молодежь, чем на старшее поколение. Для этого необходимо создать и реализовать новые современные, доступные досуговые практики, которые будут пользоваться спросом у старшего поколения
Степень научной разработанности проблемы:
Исследовательская работа опирается на труды ученых-теоретиков, специализирующихся в области теории и технологии социально-культурной деятельности М.А. Ариарского, Е.И Григорьевой, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Г.Н. Новиковой, Т.Г. Киселовой и Ю.Д. Красильников, Н.Н. Ярошенко.
Тема досуговых практик исследована в трудах И.А. Купцовой, А.Я. Беляцкой, С.В. Павлова, А.В. Даниловой.
Особенности старшего поколения были рассмотрены в трудах О.А. Никитина, Е.В. Щанина, А. В. Качкин, М. Э. Елютиной и др.
Общие научные теоретические сведения о психологии и статусе пожилого человека в своих трудах составили: Краснова О.В., Лидерс А.Г., Шапиро В.Д., Тульчинский М.М., Тишкина Е.И и Назарова М.М., Грошев И.В. и Корчагин Е.П.
Таким образом, проблеме организации досуга для лиц старшего поколения, посвящено достаточно большое количество работ, однако проблема современных досуговых практик на данный момент малоизучена, в связи, с чем определяется новизна темы исследовательской работы.
Одной из нерешенных проблем является проблема организации современных досуговых практик для старшего поколения в учреждениях культуры не только города Красноярска, но и всей страны.
В качестве объекта исследования выступает деятельность учреждений культуры современные досуговые практики старшего поколения.
Предметом является досуговые практики старшего поколения. категория граждан старшее поколение.
Цель работы: определить особенности организации современных досуговых практик в системе деятельности учреждений культуры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специфику учреждений культуры и их деятельность;
2. Выявить основные особенности «старшего поколения»;
3. Определить досуговые предпочтения старшего поколения;
4. Раскрыть сущность досуговых практик;
5. Выявить современные досуговые практики для старшего поколения, разобрать проект по итогам исследования.
Теоретико-методологической основой исследования
Методологические основы исследования составляют: системный подход, рассматривающий современные досуговые практики как систему, включающую субъектов, цели, результаты и функции досуговых практик. Структурно-функциональный подход, в рамках которого рассматриваются структурные компоненты досуговых практик и особенности процесса их функционирования. Социокультурный подход, в котором личность выступает как совокупность ценностей и норм. Идеи социально-культурной деятельности старшего поколения, обосновывающие важность включения в социально- культурную жизнь. Концепции, разработанные зарубежными и отечественными учеными в области социологии и психологии особенности старшего поколения, позволившие выявить причины формирования досуговых потребностей и их виды, и формы. Теории досуга, определяющие досуг как сознательная преднамеренная деятельность человека в условиях свободного времени.
Для решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: анализ, обобщение методологической и методической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: наблюдение, метод экспертного интервью.
Статистические: методы качественной обработки данных.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование досуговых практик в учреждениях культуры, создают новые, качественные условия социально-культурной активности для людей старшего поколения.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования: в результате исследования был проанализирован и
систематизирован теоретический материал в области современных досуговых практик, выявлены особенности и предпочтения досуговых практик старшего поколения, а также потенциал современных досуговых практик старшего поколения. Результаты исследования могут быть применены в практике работы культурно-досуговых учреждений для повышения эффективности работы современных досуговых практик со старшим поколением.
Структура и объем работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, проекта, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В ходе написания выпускной квалификационной работы мы провели комплексный анализ литературы в области досуга и досуговых практик, выяснили, что досуговые практики - это регулярные виды активности в системе досугового времени, которые направленные на восстановление сил, а также реализации творческих способностей личности. Досуговые практик выполняют важные функции в жизни человека, они могут удовлетворять первичные, а также культурные социальные потребности. С изменением времени, досуговые практики имеют свойство, видоизменятся в зависимости от времени. Появляются новые формы и способы. Как мы выяснили, досуговые практики тесно связаны с культурой, она играет важную роль в реализации досуга человека.
Группа третий возраст играет важную роль в обществе. Организации практик для данной категории лиц немало важна, так как после окончания трудовой деятельности люди погружаются в быт, в семью, начинают замыкаться в себе. Именно поэтому необходимо поддерживать интерес к досуговым практикам, повышать социально-культурную активность через проектную деятельность и иные формы досуга. Старшее поколение не всегда знает, как правильно организовать свой досуг, а также снижается роль в самореализации. Говоря о роли социальной активности старшего поколения, она предотвращает чувство одиночества и повышает творческую активность личности. Социально-культурные учреждения помогают реализовывать досуговые практики не только для детей и молодежи, но и для старшего поколения. Они активно ведут свою досуговую деятельность, создавая новые программы, для повышения интереса граждан.
В рамках исследования мы проводили социологическое исследование и экспертное интервью, с помощью которого мы выяснили потребности и интересы старшего поколения, для будущей организации досугового времени. Данная категория лиц предпочитает общение со своими сверстниками в рамках досугового времени, занятиями творчества, а также участие в концертнозрелищных мероприятиях. В рамках экспертного интервью, эксперты дали оценку досуговым практикам, так как они играют большую роль в жизни человека. Они уточнили, что для такой категории граждан как старшее поколение необходимо создавать новые формы досуга, реализовывать их не только в рамках учреждения. Так как данная категория граждан грает важную роль в жизни общества. С помощью досуговых практик, у личности раскрывается творческий потенциал, повышается социальная активность.
Делая вывод по вышесказанному, роль досуговых практик для старшего поколения определяется тем, что:
1. Творческая деятельность содействует духовному развитию личности, что обуславливает собой формирование норм и ценностей и взглядов на общество;
2. Организация и проведение досуговых практик для старшего поколения способствует реализации творческой деятельности, личностной самореализации, социально-культурной активности;
3. Творческая деятельность является важным фактором в формировании творческой и социально-культурной активности в рамках проектной деятельности.
Предполагается, что использование досуговых практик в учреждениях культуры, создают новые, качественные условия социально-культурной активности, для людей старшего поколения при проведении проектной деятельности, которая способствует новым условиям. Это означает, что гипотеза исследования, в которой мы предполагали, что применение проектной деятельности в системе организации досуговых практик старшего поколения будет способствовать созданию новых условий для реализации досуга и социально-культурной активности, подтвердилась.
1. Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» от 15.04.1998 г. № 64-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Распоряжение правительства Российской Федерации «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» от 29.02.2016 № 326-р (с изм. 30.03.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Распоряжение правительства Российской Федерации «Стратегия действия в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» от 5 февраля 2016 г. № 164-р // СПС «КонсультантПлюс».
4. Приказ Минкультуры России "О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно- досугового типа и библиотек" от 01.09.2011 № 906 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Положение о клубном формировании муниципального автономного учреждения «Правобережный городской дворец культуры» от 09.01.2019 №10 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Устав муниципального автономного учреждения «Правобережный городской дворец культуры» [Текст]: утверждено приказом главного управления культуры администрации города Красноярска от 15.04.2021. // Министерство культуры Красноярского края. — 2021. — №46. — С. 2-4. — URL: http://pravdk.ru/sites/default/files/Устав.pdf (дата обращения: 30.04.2022).
7. Аванесова. Г. А Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учебное пособие / Г. А. Аванесова. - Москва: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
8. Айтматов Ч. Красное яблоко / Ч. Айтматов // Культура и жизнь. - 1990. - №1. - С. 88-94.
9. Анализ современной практики организации досуговой деятельности молодежи в России и за рубежом: сайт / Студенческая библиотека. — Москва: Studexpo, 2022 —.URL: https://studexpo.net (дата обращения 30.04.2022)
10. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - Москва: Академия, 2014. - 192 с.
11. Бирюкова А.В. Структура и ценности свободного времени российской молодежи / А. В. Бирюкова // Сорокинские чтения. — 2010. — С. 175-177.
12. Бирюкова А.В. Структура и ценности свободного времени российской молодежи // Сорокинские чтения: матер. VI Всерос. науч. конф. Москва, 2010.
13. Бодрин А. В. Особенности досуговой деятельности пожилых людей / А. В. Бодрин, Л. А. Таболько. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 739-741.
14. Бутонова Н. В Досуговые практики в современной культуре / Н. В. Бутонова // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2012. - №1. - С. 201-210.
15. Грибкова Г.И. Проектная деятельность в социально-культурной сфере: становление и развитие / Г.И. Грибкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-2. - С. 147-154...70