Введение 3
1 Теоретические основы управления и развития спортивного потенциала
региона 5
1.1 Формирование спортивного потенциала региона 5
1.2 Составляющие спортивного потенциала региона 11
1.3 Управление развитием спортивного потенциала региона 15
2 Анализ и развитие спортивного потенциала г. Санкт-Петербург 22
2.1 Анализ деятельности и полномочий комитета по физической культуре и
спорту г. Санкт-Петербург 22
2.2 Анализ развития спортивного потенциала г. Санкт-Петербург 28
2.3 Анализ обеспечения реализации мер по осуществлению государственной
политики и управления в сфере физической культуре и спорта г. Санкт - Петербурга 43
3 Совершенствование развития спортивного потенциала г. Санкт-Петербург 54
3.1 Проблемы и направления развития спортивного потенциала г. Санкт-
Петербурга 54
3.2 Разработка программы развития корпоративного спорта, как направление
развития спортивного потенциала г. Санкт-Петербург 59
3.3 Развитие спортивных мероприятий туристской направленности, как
направление развития спортивного потенциала г. Санкт-Петербург 63
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложения 76
Актуальность выбранной темы заключается в том, что физическая культура и спорт на сегодняшний день являются основой для развития спортивного потенциала региона. Развитие сферы физической культуры и спорта является одной из приоритетных задач государства, направленной на популяризацию здорового образа жизни. Развитие физической культуры и спорта способствует общему увеличению продолжительности жизни, формируя здоровые привычки населения, что положительно сказывается на трудовых ресурсах региона (повышает трудоспособность населения, повышая производительность труда) и ведет к его экономическому развитию.
Развитие физической культуры и спорта лежит в основе спортивного потенциала региона, который формируется под воздействием ряда факторов как внешних, так и внутренних. Спорт является одним из мощных механизмов борьбы с асоциальными явлениями, при этом в мире наблюдается устойчивая тенденция роста социальной роли физической культуры и спорта. Спортивный потенциал региона как результат развития физической культуры и спорта консолидирует и сплачивает общество; создает условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья людей; формирует базу для развития спорта высших достижений и повышения конкурентоспособности региона.
Цель работы заключается в разработке мероприятий по развитию спортивного потенциала г. Санкт-Петербург.
Задачи работы:
1) изучить теоретические основы формирования спортивного потенциала региона;
2) проанализировать деятельность по развитию спортивного потенциала г. Санкт-Петербург;
3) разработать рекомендации по развитию спортивного потенциала г. Санкт-Петербург;
Объект исследования - город Санкт-Петербург.
Предмет исследования - развитие спортивного потенциала города Санкт-Петербург.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования спортивного потенциала, который представляет собой выраженные в количественных показателях ресурсы рассматриваемой территории и связанные с ними возможности, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей населения в физической культуре и спорте. Кроме того, выявлены основные составляющие потенциала региона (материально-техническая база; кадровый состав; финансовая составляющая; результативность), на которые оказывают влияние факторы внешней среды.
Во второй главе проводится анализ и развитие текущего состояния спортивного потенциала г. Санкт-Петербург и выявляются проблемы в управлении развитием спортивного потенциала г. Санкт-Петербург (неудовлетворенность жителей города условиями для занятий физической культурой и спортом; снижение числа тренеров в организациях, осуществляющих спортивную подготовку; снижение финансирования расходов на развитие физической культуры и спорта)...
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.
В результате изучения научной литературы было выявлено, что спортивный потенциал региона представляет собой совокупность ресурсов (спортивная инфраструктура, тренерский состав и состав спортсменов, спортивное и активное население региона и финансовые ресурсы), которая обеспечивает возможность удовлетворения потребности в физической культуре и спорте и способствует повышению конкурентоспособности региона.
В качестве основных компонентов спортивного потенциала региона были рассмотрены следующие: материально-техническая база; кадровый состав; финансовая составляющая; результативность.
Особенностью управления является тот факт, что на развитие спортивного потенциала региона оказывают влияние ряд факторов внешней среды. При этом факторы косвенного воздействия формируют условия развития сферы физической культуры и спорта (правовые, политические, включая политику региональной власти и концепцию развития региона; экономические и социальные), а факторы прямого воздействия включают потребителей; конкурентную среду; поставщиков и контактные аудитории.
Проведенный анализ показал, что спортивный потенциал Санкт- Петербурга складывается из спортивной инфраструктуры (показывает положительный рост), численности занимающихся (показывает стабильный рост) и тренеров (в 2023 году отмечено снижение показателя на 10,9 %), а также финансовых ресурсов (сокращение практически вдвое). Спортивные федерации представлены олимпийскими (311 отделений) и неолимпийскими (71 отделение) видами спорта.
Анализ развития спортивного потенциала позволил сделать вывод, что данное направление курирует Комитет по физической культуре и спорту, деятельность которого направлена на формирование спортивного потенциала города. Данная деятельность Комитета реализуется по трем основным направлениям: развитие физической культуры и массового спорта; создание условий для подготовки спортивного резерва и спортсменов спорта высших достижений; формирование материально-технической базы для развития физической культуры и спорта.
Несмотря на положительную динамику, выражающуюся в росте целевых показателей развития физической культуры и спорта, были выявлены три основные проблемы: неудовлетворенность жителей города условиями для занятий физической культурой и спортом (удаленность спортивных объектов для занятий физической культурой и спортом от места жительства и неравномерность их распределения на территории города; неудовлетворительное состояние спортивных площадок, в том числе с тренажерами); снижение числа тренеров в организациях, осуществляющих спортивную подготовку; снижение финансирования расходов на развитие физической культуры и спорта.
Для решения проблемы неудовлетворенности жителей города условиями для занятий физической культурой и спортом было предложено формирование уличных спортивных кластеров, которые будут располагаться в районах, где существует недостаток доступных спортивных площадок. Данная рекомендация позволит расширить доступ населения к спортивным площадкам, увеличить круг общения, создать условия для занятий спортом.
Для решения проблемы снижения числа тренеров было предложено усилить их финансовую заинтересованность в работе за счет введения премии для тренеров, осуществляющих подготовку спортсменов, занявших 1 -3 места на соревнованиях не ниже городского уровня, а также получивших звания «КМС», «МС» и «МСМК». Данная рекомендация позволит повысить материальную заинтересованность тренеров в результатах их работы; улучшить условия по оплате труда с целью привлечения новых кадров.
Для решения проблемы снижения финансирования расходов на развитие физической культуры и спорта было рекомендовано пополнить бюджет за счет оптимизации загрузки спортивных сооружений для проведения массовых мероприятий. Реализация данной рекомендации позволит увеличить поступления в бюджет за счет оплаты аренды спортивных сооружений для проведения массовых мероприятий.
Также в рамках развития спортивного потенциала г. Санкт-Петербург было рекомендовано развивать корпоративный спорт. Для этого предложено проведение периодических мероприятий среди трудящихся организаций города. Развитие данного сектора спорта позволит решить ряд задач: популяризовать занятия физической культурой и спортом; «загрузить» спортивные объекты и за счет этого увеличить поступления в бюджет; привлечь бизнес в вопросы развития массового спорта в регионе и тем самым создать благоприятные условия для развития спортивного потенциала.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 04.10.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9004937. - Загл. с экрана.
2. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 902075039. - Загл. с экрана.
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 565341150. - Загл. с экрана.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р (ред. от 29.04.2023) «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на периода до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 566430492. - Загл. с экрана.
5. Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 № 1661 (ред. от 15.12.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 608851173. - Загл. с экрана.
6. Закон Санкт-Петербурга от 14.12.2009 № 532-105 (ред. от 15.03.2024) «Об основах политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 891822509. - Загл. с экрана.
7. Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 (ред. от 21.12.2022) «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 551979680. - Загл. с экрана.
8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 498 (ред. от 14.02.2024) «Об утверждении государственной программы Санкт- Петербурга «Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 822403599. - Загл. с экрана.
9. Айвазова Е.С., Селиванов О.И., Дорофеева Е.Н. Нормативно-правовое регулирование в области физической культуры и спорта // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2021. - № 4. - С. 167-172.
10. Аналитический вестник № 15. Физкультура и спорт в Санкт-
Петербурге. - СПб.: Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр. - 2023. - 17 с.
11. Андросова, Г.А. Критерии эффективности государственного управления отраслью физической культуры и спорта // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4. № 2. - С. 128-133.
12. Бакуняева Д.С. Психологические факторы профессиональной
успешности в спорте высших достижений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-professional
noy-uspeshnosti-v-sporte-vysshih-dostizheniy/viewer. - Загл. с экрана.
13. Бобровский Е.А. О развитии массового спорта в России // Карельский научный журнал. - 2019. - № 1 (26). - С. 60-63.
14. Болозин А. А., Ковалев В. В., Шаронов А. А. Массовый спорт как средство формирования патриотических ценностей молодежи // Педагогические исследования. - 2022. - Вып. 4. - С. 62-76.
15. Бровашова О.Ю. Студенческий спорт, массовый спорт и спорт высших достижений // Наука-2020. - 2020. - № 2. - С. 46...46