В структуру НК «Роснефть» входят семь крупных нефтеперерабатывающих предприятий. НПЗ Компании отличаются выгодным географическим положением, позволяющим эффективно реализовывать нефтепродукты на внутреннем и международном рынках. Кроме того, наличие собственных экспортных терминалов в Туапсе и Находке позволяет существенно повысить эффективность экспорта нефтепродуктов Компании в Европу и на привлекательный рынок Азии.
В 2012 г. экспорт нефтепродуктов составил 28,1 млн. т. Поставки на экспорт составили 53,6% от суммарных объемов реализации нефтепродуктов. В страны дальнего зарубежья было поставлено 98,8% всего экспорта нефтепродуктов. В структуре экспорта нефтепродуктов 32% приходится на дизельное топливо и судовое маловязкое топливо, 52% – на мазут и 12% – на прямогонный бензин.
Поставка основных объемов на экспорт осуществлялась с использованием железнодорожного транспорта. Трубопроводным транспортом был экспортирован 1,1 млн. т нефтепродуктов, остальные объемы были экспортирован морским транспортом.
НК «Роснефть» имеет ряд конкурентных преимуществ перед другими российскими нефтяными компаниями с точки зрения возможностей экспорта нефтепродуктов. Два НПЗ Компании расположены в непосредственной близости к экспортным рынкам. Компания также владеет собственными перевалочными мощностями в Туапсе и Находке, расположенными неподалеку от НПЗ Компании, что позволяет существенно повысить эффективность экспортных поставок.
В дипломной работе рассматривается перевозка нефтепродуктов НК «Роснефть» с нефтеналивного пирса ООО «РН-Находканефтепродукт» на экспорт в порт Циньхуандао (Китай) с годовым объемом 1,5 млн.
В дипломной работе была рассмотрена перевозка нефтепродуктов (бензина, мазута и дизельного топлива) на маршруте Находка – Фучжоу морским видом транспорта. Для расчёта эксплуатационных и экономических показателей перевозки на заданном маршруте были выбраны три танкера: «Вентспилс», входящий в состав флота ЗАО «Русская Экспертная и Морская Сюрвейерская Корпорация» - крупнейшего морского предприятия Дальнего Востока России, оказывающее услуги по перевозке нефтеналивных и рефрижераторных грузов по всему миру, и новые транспортные средства «Механик Антонов», построенном в декабре 2010 г. и проекта RST22M «Капитан Нагдалиев», сданного в эксплуатацию в марте 2011 г.
В дипломной работе рассчитано:
- количество груза на транспортных средствах;
- продолжительность кругового рейса;
- расходы транспортных средств за рейс;
- себестоимость перевозки одной тонны груза;
- срок окупаемости новых транспортных средств, при эксплуатации на данном маршруте
Проведён сравнительный анализ продолжительности рейса и себестоимости перевозки нефтепродуктов на танкерах, в результате которого можно сделать вывод о том, что большую часть рейса суда находятся на переходе между портами и наименьшая себестоимость перевозки у танкера «Вентспилс», за счет большей скорости движения судна. Большая провозоспособность у танкера «Капитан Нагдалиев». Если это судно ставить работать на заданный маршрут, то себестоимость перевозки одной тонны груза на 58 рублей (13 %) больше, чем у эксплуатирующегося «Венспилса» и срок окупаемости приобретения нового транспортного средства составит 10 лет.
Аксютин, Л. Р. Грузовой план судна: учебник для вузов / Л. Р. Аксютин. – Одесса : ЛАТСТАР, 1999. – 140 с.
2 Ветренко, Л. Д. Организация и технология перегрузочных про-цессов в морских портах / Л. Д. Ветренко, В. В. Ананькина, А. В. Степа-нец. – М.: Транспорт, 1989. – 270 с.
3 Винников, В. В. Экономика и эксплуатация морского транспорта. Экономика морских перевозок. Экономические расчеты на морском флоте: Задачи, ситуации, примеры: учеб. пособие для вузов водного транспорта. – 2-е изд. перераб. и доп. / В. В. Винников. – Одесса : ФЕНИКС, 2003. 262 с.
4 Винников, В. В. Экономические расчеты на морском флоте: учеб. пособие / В. В. Винников. – Одесса : РИЦ ХЭТК «Моряк», 1998. – 115 с.
5 Глотов, Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности человека на мор-ских судах: Справочник / Ю. Г. Глотов, В.А. Семченко, Т.Н. Солотуб и др. – М. : Транспорт, 2000. – 320 с.
6 Горюнов, Б.Ф. Морские порты и портовые сооружения / Б.Ф. Го-рюнов, Ф.М. Шихиев – М. : Транспорт, 1982. – 448 с.
7 Дацюк, Н. И. Экономика морского флота. Задачи и методы их решения: учеб.-метод. пособие / Н. И. Дацюк – Одесса: ЛАТСТАР, 2001. –106 с.
8 Единые комплексные нормы выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в морских портах. Часть 1. – М.: НИИ Труда, 1989. – 171 с.
9 Ломакина, Н.С. Технология и организация морских перевозок с заданным грузом и в заданном направлении: методическое указания / Н.С. Ломакина. – Комсомольск-на-Амуре : ГОУВПО “КнАГТУ”, 2004. – 24 с.
10 Морской флот: технико-экономические характеристики : Справочник. – СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2002. – Т. 1 – 2.
11 Надточий, Г. П. География морского судоходства / Г. П. Надто-чий – М.: Транспорт, 1985. – 400 с.
12 Плявин, Н. И. Морские перевозки наливных грузов / Н. И. Плявин, М. А. Шаповалов. - Москва : Транспорт, 1991. - 284 с.
13 Тарануха, Н. А. Разработка дипломного проекта: учебное посо-бие для студентов специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)» / Н. А. Тарануха, Н. А. Мытник, И. В. Каменских и др. – Комсомольск-на-Амуре : ГОУВПО «КнАГТУ», 2005. – 63 с.
14 РД ГОУВПО КнАГТУ 013-2012. Текстовые студенческие работы. Правила оформления – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2012. – 50 с.
15 Снопков, В. И. Технология перевозки грузов морем: учебник для вузов./ В. И. Снопков. – 3-е изд. перераб. и доп. – СПб. : АНО НПО «Мир и семья», 2001. – 560 с.
16 Нормативы на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в морских портах – М.; Л. : Транспорт, 1964. – 94с.
17 Сапаров, В. Е. Дипломный проект от А до Я: учеб. пособие / В. Е. Сапаров. – М. : СОЛОН-Пресс, 2004. – 224 с.
18 ГОСТ 1510 -1984. Порядок подготовки наливных судов к наливу неф-тепродуктов; Введен. - Москва. : Издательство стандартов, 1984. - 102 с.
19 ГОСТ 12.1.044 -1984. Условие транспортировки нефтепродук-тов; Введен. - Москва. : Издательство стандартов, 1984. - 102 с.
20 ГОСТ 305 -1982. Норма марок летнего, зимнего, арктического ди-зельного топлива; Введен. - Москва. : Издательство стандартов, 1982. - 102 с.
21 ТУ 38.401 -58-1-10 -1994. Норма экспортного дизельного топливо; Вве-ден. - Москва.: Издательство стандартов, 1994. - 120 с.