ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ И
ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
1.1 Понятие и основные принципы «зеленой» экономики
1.2. Роль финансовых инструментов в зарубежных странах и в России
1.3. Критерии оценки «зелености» финансовых инструментов
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА «ЗЕЛЕНЫХ»
ФИНАНСОВ В РОССИИ
2.1. Объем размещения финансовых инструментов зеленой экономики в
России
2.2. Актуальное состояние ESG-сферы в регионах и предприятиях
природопользования
Основные способы публикации данных о «зеленых» инструментах и инициативах:
2.3 Проблемы развития финансовых инструментов зеленой экономики
3. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Предложения по решению основных проблем и барьеров финансовых
инструментов зеленой экономики
3.2. Пути реализации мероприятий, направленных на решение основных
экономических проблем в секторе зеленой экономики
3.3. Перспективы российских предприятий природопользования после
внедрения принципов устойчивого развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследуемой темы обусловлена возрастающей необходимостью перехода к устойчивым моделям экономического роста в условиях глобальных экологических вызовов. Изменение климата, загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов требуют разработки и внедрения решений, направленных на минимизацию экологического ущерба и адаптацию экономики к «зеленым» стандартам.
На международной арене «зеленое» финансирование активно развивается, стимулируя инвесторов вкладываться в проекты, способствующие снижению углеродного следа и сохранению биосферы. В таких странах, как США, Канада, ЕС и Китай, создаются благоприятные условия для «зеленых» инвестиций, развиваются специализированные финансовые инструменты - зеленые облигации, экологические кредиты, ESG-фонды и другие.
Российская Федерация активно развивает зеленую экономику не смотря на все экономические и геополитические трудности, которые появились за последние несколько лет. В частности, вектор развития данного направления затормозился в связи с введений рекордного количества санкций.
Развитие и использование «зеленых» финансовых инструментов в стране укрепит предпосылки для устойчивого развития как во внутреннем контуре, так и на международной арене.
В рамках данной выпускной-квалификационной работы целями стали анализ существующих финансовых инструментов «зеленой» экономики в России, оценка перспектив дальнейшего внедрения в текущих экономических реалиях, а также проблемы и варианты их решения.
Актуальность развития сектора устойчивого развития для России остается высокой:
1. Экономические аспекты:
- Необходимость создания непрерывности производства предприятий природопользования.
- Стимулирование импортозамещения высокотехнологичной продукции в условиях введения рекордного количества санкций и геополитической неопределенности.
- Пост новых каналов экспорта товаров для экспортеров.
- Создание и стабилизация новых логистических цепочек поставок.
2. Социальные вопросы:
- Уменьшение количество релокации населения (особенно в наиболее востребованных отраслях).
3. Вероятные исходы при отказе от устойчивого развития:
- Увеличение давление на рынок капитала.
- Рост давление на товарный рынок.
- Давление на рынок углерода.
Активное внедрение принципов устойчивого развития позволит достичь:
- Стабилизации предприятия природопользования из сектора реальной экономики.
- Стабилизации структурных элементов финансовой системы.
- Перераспределение финансовых потоков.
Задачи ВКР:
1. Структурировать теоретические основы как «зеленой» экономики в целом, так и известных финансовых инструментов «зеленой» экономики.
2. Провести анализ текущего состояние «зеленых» финансовых инструментов в России.
3. Определить ключевые проблемы, препятствующие их активному внедрению на российском рынке.
4. Обозначить наиболее перспективные направления для решения текущих проблем.
Объекты ВКР: финансовый сектор России.
Предмет ВКР: финансовые инструменты «зеленой» экономики.
Методология ВКР:
- анализ нормативно-правовой базы;
- изучение научных публикаций;
- использование статистических и сравнительных методов;
- изучение зарубежного опыта;
Структура ВКР:
Первая глава: теоретические основы и классификация финансовых инструментов «зеленой» экономики.
Вторая глава: анализ текущего состояния российского рынка «зеленых» финансовых инструментов.
Третья глава: оценка проблематики изучаемых вопросов, а также способы их преодоления.
ВКР носит как теоретический, так и прикладной характер
Работа способствует развитию теории «зеленой» экономики, углубляя понимание роли финансовых инструментов в устойчивом развитии. Выявленные барьеры и проблемы позволяют нам сформулировать комплексный подход к изучению специфики «зеленого» финансирования в контексте российской экономики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для государственных органов, бизнеса и инвесторов по стимулированию «зеленых» проектов. Полученные данные могут быть использованы при создании стратегий устойчивого развития, разработке нормативных правовых актов и внедрении инновационных финансовых продуктов.
Рекомендации по развитию «зеленых» финансов в России:
1. Создание единой нормативно-правовой базы.
2. Принятие федерального закона о «зеленом» финансировании.
3. Утверждение обязательных стандартов отчетности ESG для компаний с государственным участием.
Финансовая поддержка:
1. Введение налоговых льгот для инвесторов в «зеленые» проекты.
2. Разработка субсидий для стартапов в области возобновляемой энергетики и зеленого строительства.
Образовательные инициативы:
1. Организация образовательных программ для бизнеса и финансовых институтов по устойчивому финансированию.
2. Повышение осведомленности общественности о важности «зеленой» экономики.
Международная интеграция:
Сотрудничество с международными финансовыми институтами для привлечения инвестиций. Например, со странами БРИКС.
Российский рынок отстает в сегменте развития финансовых инструментов зеленой экономики от западных стран (США, ЕС), Китая, однако занимает лидерские позиции среди большинства стран БРИКС, ЕСБ и некоторых других.
Основные силы необходимо сфокусировать на внедрение платежей за выделение углекислого газа, создании нормативно-правовой базы, создании надзорных и регулирующих органов, а также на внедрении субсидий и различных льгот как для эмитентов (регионы и отдельные компании), так и для инвесторов. В частности, можно рассмотреть внедрение льготной налоговой ставки на доход от облигаций сектора устойчивого развития.
Особенно стоит обратить внимание на скорейшем внедрении цены 1 тонну углекислого газа при деятельности предприятий природопользования.
Это позволит достичь сразу несколько целей:
1. Дополнительные поступления в бюджета. С учетом текущей картины дефицита бюджета будет весьма актуально.
2. Мотивация компаний создавать выпуски облигаций, которые будут направлены на развитие проектов ESG.
3. Создание льготных налоговых ставок на цену за 1 тонну углекислого газа для компаний, которые будут участвовать в развитии рынка финансовых инструментов сектора устойчивого развития.
Также сейчас у России есть все шансы занять лидерские позиции по внедрению цифровых технологий в сектор устойчивого развития на государственном уровне. С учетом того, что из -за введения рекордного количества санкций со стороны западных стран многие каналы обмена информацией (в том числе финансовой) стали невозможны, внедрение и использование цифровых технологий позволит еще больше адаптировать отечественную финансовую систему к текущим реалиями, а также создаст предпосылки для инвестирования сектор устойчивого развития молодых инвесторов, которые предпочитают использование цифровых технологий для инвестирования в криптовалюту.
Кроме этого внедрение цифровых технологий позволит в перспективе снизить трансакционные издержки, что создать финансовую выгоду для всех участников рынка.
Отдельно стоит учитывать ситуацию с инфляцией и ключевой ставкой в стране, так как это основополагающие барьеры, снизившись приток инвестиций в финансовые инструменты зеленой экономики в 2024 году более чем на 50% в соответствии с 2023 годом. Основной причиной стало то, что альтернативные инструменты традиционной экономики предлагали гораздо большую доходность, чем аналогичные инструменты зеленой экономики.
Важным аспектом также остается создание нормативно -правовой базы, в том числе создание Федерального закона. Данный шаг повысит уверенность участников финансовых рынках в финансовых инструментах зеленой экономики.
Результаты магистерской диссертации подчеркивает необходимость разработки финансовых инструментов «зеленой» экономики для обеспечения устойчивого развития в России.
Кроме этого регионам необходимо расширить инициативу по созданию муниципальных облигаций сектора устойчивого развития. Отдельные регионы (в частности, Москва и Калининград) уже выпустили соответствующие облигации, однако более 90% оставшихся субъектов необходимо нарастить усилия.
Также в рамках развития сектора устойчивого развития стоит задуматься о создании льготной ставке по зеленой ипотеке. С учетом того, что летом 2024 года льготные ипотека была прекращена, а текущая рыночная ипотечная ставка чрезвычайна высока, введение льготной ставки по зеленой ипотеке значительно превысит приток денежных средств в этот сегмент, чтобы будет способствовать повсеместносному развитий сектора устойчивого развития.
Создание благоприятных условий для их реализации не только помогает решать экологические проблемы, но и открывает новые возможности для экономического роста. Реализация предложенных рекомендаций станет важным шагом на пути интеграции России в глобальные процессы устойчивого развития.