Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности прибрежных экосистем акватории современного морского порта (на примере порта Усть-Луга)

Работа №172598

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

природопользование

Объем работы85
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Прибрежные экосистемы акваторий морских портов 6
1.1. Современный морской порт, как природно-техногенная система 6
1.1.1. Особенности работы порта и организации портового хозяйства .... 6
1.1.2. Особенности размещения и функционирования портов в связи с
естественными объектами и процессами 7
1.2. Факторы, влияющие на состояние и развитие прибрежных экосистем
современного морского порта 12
1.2.1. Общие причины и характер воздействия портового хозяйств ана
окружающую среду 12
1.2.2. Воздействие порта на прибрежные экосистемы 14
1.3. Особенности прибрежных экосистем акваторий современных морских
портов 16
1.3.1. Особенности динамики и эволюции экосистем в зоне
непосредственного влияния порта на окружающую среду 16
1.3.2. Принципы стабилизации прибрежных экосистем портов и
припортовых акваторий 21
2. Факторы формирования и функционирования прибрежных экосистем
морского порта Усть-Луга 24
2.1.Особенности естественной среды морского порта Усть-Луга 24
2.1.1. Географическое положение 24
2.1.2 Геологическое строение, рельеф, характер грунтов 31
2.1.3 Климатические особенности 36
2.1.4. Гидрографические, гидрологические и гидрохимические
особенности 41
2.1.5. Прочие особенности 44
2.2. Виды непосредственных воздействий на водную среду в порту 47
2.2.1. Механические воздействия 47
2.2.2. Химические воздействия 48
2.2.3 Прочие воздействия 49
2.3. Опосредованные и накопленные воздействия на водную среду порта 50
2.3.1. Последствия строительства 50
2.3.2 Антропогенные воздействия на воды реки Луга 51
2.3.3. Прочие воздействия 53
3. Современное состояние и тенденции изменения прибрежных экосистем морского порта Усть-Луга 55
3.1. Уровень сохранности естественных экосистем 55
3.2. Антропогенные прибрежные экосистемы Усть-Лужского порта 66
3.3. Сравнение состояния прибрежных экосистем порта и части Лужской
губы за его пределами 68
3.4. Прогноз развития экосистем порта 74
Заключение 80
Список использованных источников 82


Воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду в настоящее время становится все более интенсивным и многогранным, распространяется на все большие территории и все сильнее изменяет их. Одним из направлений хозяйственной системы, оказывающим выраженное воздействие на окружающую среду, является работа транспортной системы, в том числе морского транспорта и портовых комплексов, как мест концентрации его деятельности. Порты, являясь большими по размерам и объемам перевалки грузов и сложными по структуре деятельности антропогенными транспортными объектами на границе сред: суши и моря, оказывают комплексное воздействие на различные компоненты окружающей среды и ландшафтную систему в целом территории их расположения и примыкающей акватории. Ввиду бухтового расположения портов, и, соответственно, занятия ими в заметной мере обособленного от основного водного массива акваторий, уникальные свойства прибрежных участков которых (определенный режим температуры, солености, содержания кислорода и пр.) используют в своих жизненных циклах многие биологические виды соответствующих водоемов, экологическое воздействие портов может выходить далеко за пределы мест их локализации и распространяться на морской бассейн в целом или значительную его часть. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение характера воздействия на окружающую среду крупных морских портовых комплексов, особенно недавно возникших, между деятельностью которых и режимом существования биоты морского бассейна еще не установилось равновесие, не наступило приспособление биологических систем к изменившимся условиям обитания видов в конкретном месте. На Российской Балтике одним из таки портовых комплексов является порт Усть-Луга в юго-восточной части Лужской губы, активное развитие и эксплуатация которого началась в первое десятилетие текущего столетия.
Целью настоящей работы является рассмотрение экологического воздействия современного крупного портового комплекса на прибрежные экосистемы прилегающих акваторий на примере порта Усть-Луга Ленинградской области.
В задачи исследования входит:
• Характеристика прибрежных экосистем акваторий морских портов, как природно-техногенных комплексов;
• Рассмотрение факторов формирования и функционирования прибрежной экосистемы портового комплекса порта Усть-Луга
• Проведение собственных исследований гидрохимического режима акватории...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные портовые комплексы являются антропогенными объектами, создающими высокие нагрузки на окружающую среду и характеризующимися повышенной экологической опасностью. Особенно высоки экологические риски от деятельности крупных
многофункциональных портов, которые возникли сравнительно недавно, т. е. имеют историю всего в несколько десятилетий и продолжают активно расширяться. Для российского побережья Балтийского моря таким портом является Усть-Луга, который расположен в Лужской губе на южном побережье Финского залива. На сегодняшний день это крупнейший по своему грузообороту российский порт на Балтийском море, причем, его развитие не закончено, планируется его дальнейшее расширение и развитие на базе портового комплекса крупного промышленного кластера, включающего предприятия химической промышленности (газохимический завод), энергетики и ряда других промышленных объектов. Активное расширение портового комплекса пришлось на первые два десятилетия текущего столетия.
Порт Усть-Луга располагается в юго-восточной части Лужской губы — залива второго порядка (части Финского залива) Балтийского моря. Лужская губа глубоко вдается в побережье, поэтому в определенной мере обособлена от вод Финского залива и процессов в них. Она характеризуется выраженными особенностями водного режима, которые обусловлены конфигурацией побережья, рельефом дна, влиянием впадения реки Луга и других рек и рядом иных факторов. Как следствие, она является акваторией, с которой связаны важные этапы (такие, как размножение) жизненных циклов многих водных организмов Финского залива, прежде всего, промысловых рыб. Длительное время данная акватория находилась вне зоны активного хозяйственного освоения, благодаря чему сохраняла заметную экологическую устойчивость, даже несмотря на периодически поступающие в нее с водами реки Луга техногенные загрязнители (впрочем, последние не вносили существенных корректировок в общий фон химического состава воды).
Строительство и функционирование морского порта привели к резкому нарастанию шумового загрязнения акватории, повышению мутности воды в ней, перепрофилированию морского дна и прибрежной полосы, в том числе и на крупнейшей отмели губы в ее юго-восточной части, которая использовалась многими видами рыб в качестве нерестилища и места кормления. Это негативно сказалось на численности рыбного населения, его видовом составе и уловах. В то же время работа порта не привела к повышению загрязнения акватории опасными химическими веществами, такими, как тяжелые металлы, не вызвала она и полного исчезновения тех или иных биологических видов в губе, что дает надежду на приспособление водных экосистем к изменившимся условиям существования и постепенное восстановление численности и видового состава биоты Лужской губы даже при сохранении нынешнего режима работы порта. Однако, дальнейшая ускоренная интенсификация его работы, активное строительство и эксплуатация техногенных комплексов на побережье Лужской губы способны привести к существенному ухудшению экологического состояния в ней. В то же время и резкое сокращение интенсивности работы порта не приведет к быстрому и полному восстановлению экологической ситуации в заливе, в то же время оно значительно повышает риски пролонгированного ухудшения экологического состояния акватории и даже экологических катастроф из-за отказа от обслуживания портовой инфраструктуры по экономическим причинам.



1. Александрова Л.В., Ткаченко Н.Н. Геоинформационная система мониторинга акватории Балтийского моря // Известия Южного федерального университета. - Технические науки. -2011. - Т. 122, № 9. - С. 8-12.
2. Атлас геологических и эколого-геологических карт Российского сектора Балтийского моря / гл. ред. О.В. Петров. - СПб.: ВСЕГЕИ, 2010. - 78 с.
3. Виноградов А.К., Богатова Ю.И., Синегуб И.А. Экосистемы акваторий морских портов Черноморско-Азовского бассейна (введение в экологию морских портов) // Одесса, 2012 — 497 с.
4. «Газпром» может заморозить Усть-Лужский проект // Сайт Mashnews [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //mashnews .ru/gazprom-mozhet- zamorozit-ust-luzhskij -proekt.html
5. Гасанова З. У., Джалалова М. И. Геоэкотоны в почвенно-растительных комплексах Терско-Кумской низменности различных уровней организации ландшафта // Юг России: экология, развитие. 2009. №1. - с. 106 — 110
6. Государственная геологическая карта Российской Федерации масштаба
1:1000000. O-35 (Псков), (N-35) O-36 (Санкт-Петербург). Лист 1. Карта
дочетвертичных образований // Сайт ВСЕГЕИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://webftp.vsegei.ru/GGK1000/O-35-36/O-35-36 N-
35 GKDO 1.pdf
7. Жигульский В. А., Соловей Н. А. и др. Результаты экологического мониторинга техногенной сукцессии Лужской губы при строительстве морского торгового порта Усть-Луга. // Гидротехника, №1, 2014 — с. 72 — 86
8.Загнухин Т. В. Принципы функционального зонирования морских акваторий подверженных антропогенному воздействию // Инновации в науке. 2018. №4 (80). - с. 53 — 54
9.Загнухин Т. В. Методика проектирования экологического каркаса в процессе эколого-пространственной ревитализации акваторий // Наука и образование сегодня. 2018. №4 (27). - с. 94 - 97
10. Звягинцев А. Ю., Гук Ю. Г. Оценка экологических рисков, возникающих в результате биоинвазий в морские прибрежные экосистемы приморского края (на примере морского обрастания и балластных вод) // Известия ТИНРО. 2006. №. 145 — с. 3-38
11. Зуев Ю. А., Малявин С. А. Высшие ракообразные (Malacostraca) Лужской губы (Финский залив Балтийско - го моря): современное состояние и антропогенное влияние // Актуальные проблемы изучения ракообразных континен - тальных вод: сборник лекций и докладов Международной школы- конференции. Ин-т биологии внутр. вод им. И. Д. Папанина РАН. Борок, 5-9 ноября 2012 г. Кострома: ООО Ко стромской печатный дом, 2012. С. 195-198
12. Коузов С. А. О характере пребывания большой белой цапли ( Cosmerodius albus L. ) на Кургальском полуострове и сопредельных участках восточной части Финского залива в последнем десятилетии // Biological Communications. 2015. №1. - с. 41 — 50
13. Крюкова Е. В. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА "СЕВЕР - ЮГ" // Вестник ВолГУ. Экономика. 2020. №2. - с. 141 - 147
14. Логвиненко Н.В., Барков Л.К., Усенков С.М. Литология и литодинамика современных осадков восточной части Финского залива. Л., Изд-во ЛГУ, 1988, 148 с.
15. Лосева А. В., Сагитов Р. А. Новые данные о распределении весенне-осенних залежек балтийской кольчатой нерпы ( Pusa hispida botnica) в Финском заливе // Biological Communications. 2015. №1. - с. 15 - 40...42

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ