Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники)
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях 5
1.1 Правовая основа оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 5
1.2 Правовые источники, регулирующие труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 9
1.3 Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 17
Глава 2 Практические основы регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях 21
2.1 Трудовой договор в районах крайнего севера 21
2.2 Правовой режим рабочего времени 24
2.3 Правовое регулирование оплат труда лицам, работающим в районах крайнего севера 26
2.4 Гарантии и компенсации в районах крайнего севера 29
Заключение 32
Список используемых источников, нормативно-правовых актов и литературы 34
Регулирование труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, представляет собой одну из ключевых тем в сфере трудового права Российской Федерации, учитывая суровые природно-климатические условия, удаленность этих регионов и их значимость для экономики страны. Особенности труда в таких районах обусловлены экстремальными погодными факторами, ограниченным доступом к инфраструктуре и необходимостью обеспечения социальной защиты работников, занятых в добывающих отраслях, энергетике и других сферах, критически важных для национальной безопасности. Законодательство Российской Федерации, в первую очередь Трудовой кодекс РФ (далее-ТК РФ), а также специализированные нормативные акты, такие как Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", создают правовую основу для регулирования данных отношений.
Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации трудового законодательства к изменяющимся реалиям, включая демографические проблемы, миграцию рабочей силы и развитие северных территорий. Работа включает рассмотрение нормативной базы, практики применения норм, а также предложений по совершенствованию регулирования труда в этих условиях.
Объект исследования: лица, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях
Предмет исследования: Трудовой Кодекс Российской Федерации, регулирующий оплату труда
Целью данной курсовой работы является анализ особенностей правового регулирования труда в указанных регионах, включая предоставление компенсаций, гарантий, дополнительных отпусков и социальных льгот, а также оценка их эффективности в условиях современных социально-экономических вызовов.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить задачи:
1. рассмотреть правовая основа оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2. раскрыть правовые источники, регулирующие труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
3. выявить особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Работа представлена введением, двумя разделами, заключением, списком использованных источников
В ходе исследования особенностей регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, было установлено, что российское трудовое законодательство предоставляет широкий спектр гарантий и компенсаций, направленных на защиту прав работников в условиях сурового климата и изоляции. Трудовой кодекс РФ, дополненный специализированными законами, такими как Закон РФ № 4520-1, обеспечивает дополнительные отпуска, повышенные оклады, северные надбавки и льготное пенсионное обеспечение, что отражает государственный подход к социальной поддержке северян.
Однако анализ выявил ряд проблем: неравномерность применения норм на местах, недостаточная инфраструктура для реализации льгот и сложности с привлечением рабочей силы в эти регионы. Современные вызовы, включая демографический спад и экономические ограничения, требуют обновления правового регулирования, возможно, через расширение программ субсидирования и улучшение жилищных условий для работников. Предложенные в работе рекомендации, такие как оптимизация механизмов контроля за выполнением гарантий и развитие дистанционных форм труда, могут способствовать повышению эффективности регулирования.
Таким образом, регулирование труда в районах Крайнего Севера остается важным инструментом государственной политики, направленным на устойчивый развитие этих территорий. Дальнейшее совершенствование законодательства и его практическая реализация позволят не только сохранить социальную стабильность, но и обеспечить экономическую жизнеспособность северных регионов в долгосрочной перспективе.
Северянам предоставляется право на получение процентной надбавки, которая определяется не стажем работы в регионе, а причиной расторжения трудового договора. Гарантии и компенсации в размере 33 предусмотрены нормативными правовыми актами РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления для работников указанных регионов. Кроме того, им предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск. Молодые работники имеют право на более быстрое увеличение надбавок. Возможна также предоставление льгот по дополнительным соглашениям и коллективным договорам. В настоящее время в России отсутствует единый законодательный акт, регламентирующий правовые гарантии трудящихся, что создает трудности для организаций, особенно вне бюджета, а также для самих работников, поскольку для поиска нужной нормы приходится изучать множество нормативных актов, зачастую утративших силу. Территориальная дифференциация гарантий и компенсаций недостаточно учитывает условия жизни и работы, что вызывает недовольство как со стороны региональных властей, так и населения. Эти льготы разрабатывались с целью компенсации более сложных условий жизни на Севере, высокой стоимости жизни и особенностей развития региона.
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 6.10.2022 г. , ст. 0001202210060013
2 Трудовой кодекс Российской Федерации: [федер. закон № 197-ФЗ: принят Гос. Думой 21 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26.12.2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 3.
3 Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 25.12.2023) [электронный доступ] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1786/
4 Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1 //Российская газета. – 1993. – № 73.
5 Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 № 1004 «Об установлении для работников предприятий, учреждений и организаций отдельных районов Ростовской области коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности» // Собрание актов Президента и Правительства РФ», 11.10.1993, № 41, ст. 3926.
6 Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 (ред. от 10.07.2020) "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей" [электронный доступ] КонсультантПлюс – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77706/
7 Постановление Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 11.09.1995 № 3) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.09.1995 № 950).
8 Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 (с изм. от 23.06.1965) «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» // Документ опубликован не был
9 Постановление Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 г., № 49 Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. – 1995. – № 12.
10 Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г., № 2 Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами: (ред. от 11.07.1991, с изм. от 01.12.2015) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант. – Режим доступа: http://base.gara№t.ru/5180494/
11 Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» // Собрание законодательства РФ», 18.12.2017, № 51, ст. 7913.
12 Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014) // Бюллетень Верховного Суда РФ», № 4, апрель, 2014
13 Постановление от 7 сентября 2010 года Дело N Ф03-5508/2010 – Консорциум Кодекс, Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции [Электронный ресурс] URL: https://sudrf.cntd.ru/document/883921172 (дата обращения: 13.05.2025)
14 Определение Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № КАС08-757 // Бюллетень Верховного Суда РФ», № 12, декабрь, 2009.
15 Решение Верховного Суда РФ от 01.06.2000 № ГКПИ00-505 // СПС «Консультант Плюс».
16 Решение № 2-624/2016 2-624/2016~М-574/2016 М-574/2016 от 31 августа 2016 г. по делу № 2-624/2016 // Судебные и нормативные акты РФ/Целинский районный суд (Ростовская область)/Административное [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/regular/doc/OwVXomRH4wHX/ (дата обращения: 14.05.2025)
17 Волгин Н.А. Актуальные вопросы развития российского севера: компенсационные и стимулирующие системы, направленные на привлечение и закрепление населения в северных и арктических регионах // Уровень жизни населения регионов России. 2018. № 2 (208). С. 34-46
18 Гусов К.Н., Циндяйкина Е.П., Цыпкина И.С. Особенности трудового договора с отдельными категориями работников: Научно-практическое пособие. М., 2018. С.13
19 Иванова М.В., Белевских Т.В., Зайцев Д.В. Об арктическом рынке труда // Проблемы развития территории. 2017. Вып. 1 (87). 2017. С. 145- 168
20 Иванова М.В., Актуальные вопросы формирования арктических трудовых ресурсов // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. № 2. C. 46-61
21 Сидорова Е.В., Комплексное правовое регулирование: учебник для магистров 3-е изд. Москва: ЮСТИЦИЯ. 2016. 304 с
22 Куренной А.М. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений //Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 4. С. 4-12
23 Лебедева Е.Н. Теоретические проблемы исследования стимулирующей функции права. – Саратов: Сарат. гос. юрид. акад., 2018. 176 с.
24 Лищук Е. Н., Капелюк С. Д. Проблемы регулирования оплаты труда работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей // Экономика региона. — 2020. — Т. 16, вып. 1. — С. 97-113
25 Орловский Ю.П. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников - учеб. пособие: Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики". - Москва : Контракт, 201. 304 c.
26 Снигирева О.И., Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. 02.05.2020. [Электронный ресурс] // URL: https://obd2bluetooth.ru/osobennostiregulirovaniya-truda-rabotnikov-krajnego-severa/ (дата обращения 01.05.2025).
27 Шуберт Э.Е., Мнение врача о жизни на Севере // Здоровье. 2020. № 3. С. 5-8