Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социокультурная адаптация и интеграция обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы

Работа №172578

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социокультурной адаптации и интеграции обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы 7
1.1. Социокультурная адаптация и интеграция мигрантов в зарубежных и отечественных исследованиях 7
1.2. Образовательная среда как фактор социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов 14
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по проблеме социокультурной адаптации и интеграции обучающихся из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству российской школы (на примере МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска) 25
2.1 Исследование особенностей и проблем социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска 25
2.2. Разработка программы социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов к поликультурному образовательному пространству МБОУ СОШ № 47 г. Красноярска 39
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение 1 63

В современной России все вопросы жизнедеятельности мигрантов регламентируются «Концепцией миграционной политики до 2025 года». Одним из ключевых положений данного нормативно-правового акта является принцип создания для мигрантов таких условий, в которых они могли бы успешно адаптироваться в поликультурном российском обществе и интегрироваться в него.
Успешная адаптация предполагает наличие нормальных условий для реализации всех, без исключения, потребностей мигрантов, а интеграция - такое включение в поликультурное пространство, при котором у мигрантов формируется уважительное отношение к традициям и ценностям представителей других этносов при одновременном сохранении собственной этнической идентичности, которая ценится и уважается окружающими.
В отличие от периода окончания 1990-х - начала 2000-х годов, когда мигранты приезжали в Россию, в основном, в одиночку в поисках заработка, а затем возвращались в родные страны и государства, в последнее десятилетие всё ярче проявляется тенденция к переселению мигрантов в нашу страну целыми семьями. В этой связи актуализируется проблема удовлетворения образовательных потребностей детей из семей мигрантов, которые попадают в двуязычную среду российской школы и нуждаются в повышенном внимании со стороны педагогического коллектива.
На сегодняшний день отечественными учёными накоплен весьма солидный опыт теоретических и прикладных исследований адаптации мигрантов к различным культурным средам.
Концептуальные положения данной проблемы отображены в трудах В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, С.В. Барановой, В.В. Гриценко, А.В. Дмитриева, Е.А. Назаровой, В.Н. Павленко, В.Н. Петрова, И.А. Романова, А.Н. Попова, Н.Н. Суворовой, М.Л. Тюркина, Л.Л. Хоперской.
Региональные особенности адаптационных процессов мигрантов изучались Т.Д. Ивановой, Ж.А. Зайончковской, С.К. Олимовой, Ф.С. Холбобоевым, И.В. Следзевским, Е.А. Омельченко, Н.Н. Кобозевой, Е.А. Назаровой, Е.Н. Асриевой, М.Б. Беджановым, О.М. Цветковым.
В публикациях Г.С.Денисовой, А.Ю. Коркмазова, В.А. Тишкова, Л.Л. Хоперской и В.М. Юрского социокультурная адаптация мигрантов рассматривается в контексте общерегионального развития.
Что касается социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов, то эти вопросы изучались в контексте анализа национального самосознания и межэтнической толерантности (А.Г. Асмолов, Д.В. Зиновьев, Р.З. Хайрулин, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.А. Сусоколов, Л.А. Шайгерова); взаимосвязи адаптационных возможностей детей мигрантов и средовых факторов (Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, М.Ю. Мартынова, С.В. Степанова); социально-педагогического влияния образовательной (А.И. Артюхина, А.Н. Джуринский, Т.И. Ключенко, В.А. Ясвин) и городской среды (И.М. Бадыштова, О.В. Ведина, Н.В. Киблицкая) среды на адаптацию и интеграцию детей из семей мигрантов.
Современный взгляд научно-педагогического сообщества на адаптацию и интеграцию детей в поликультурное пространство образовательного учреждения отображается в концепции воспитания культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов), в области разработки теоретико-методологических основ поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, О.В. Гукаленко, В.В. Макаев, Т.В. Менская). Более того, появилось самостоятельное направление педагогической теории и практики - миграционная педагогика, которая развивается весьма динамично. Представителями этого направления являются И.В. Бабенко, Е.В. Бондаревская, Р.А. Костин, Л.М. Сухорукова и другие исследователи.
Значительный опыт социально-психологических исследований, посвящённых адаптационно-интеграционным процессам, происходящим с детьми из семей мигрантов, отражён в исследованиях Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева, Н.М. Лебедевой, Н.Н. Мельниковой, Н.Б. Михайловой, А.Б. Мулдашевой, В.И. Петрищева....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. В контексте социального заказа государства именно школа должна стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны.
Образовательное учреждение и семья - важнейшие институты первичной социализации. В общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Всё это позволяет предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции в него ребенка из семьи мигрантов возможно прежде всего при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса - педагогов и родителей воспитанников.
Дети из семей мигрантов испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, что приводит к различным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации. Многие дети из семей мигрантов демонстрируют удовлетворительное отношение к учебе, слабую инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка, повышенная тревожность, сниженное самочувствие, активность, настроение; имеют место проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения мотивационно-потребностной сферы, негативное отношение к социокультурным нормам других народов).
Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют разработки комплекса мер педагогической, психологической и социальной поддержки, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания и успешную социализацию.
Проведённое нами исследование показало, что целенаправленная системная работа в школе по сопровождению детей - мигрантов способствует преодолению языковых и социокультурных барьеров, которые мешают успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности.
Нами было предложено внедрить в практику работы школы программу комплексного сопровождения детей из семей мигрантов, реализация которой позволяет снизить риск дезадаптации и обеспечить успешную интеграцию детей из семей мигрантов в поликультурную образовательную среду.


1. Адаптация детей и подростков из семей мигрантов в системе образования // Информагентство «Этноинфо». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ethnoinfo.ru/ adaptacij a-detej -i-podrostkov-izsemej - migrantov-v-sisteme-obrazovanija/
2. Александров Д.А. Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой / Д.А. Александров // Вопросы образования. - 2012. - №1. - С. 176-199.
3. Алиева Т.И. Проблемы социокультурной адаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях двуязычия в семьях мигрантов / Т.И. Алиева, И.А. Бучилова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 6. - С. 154.
4. Андреева А.Д. Влияние раннего этнокультурного опыта на адаптационные возможности дошкольников / А.Д. Андреева // Психолог в детском саду. - 2012. - № 2. - С. 53-63.
5. Артемьева (Посадова) Н.В. К проблеме адаптации детей современных мигрантов к образовательной среде (на примере Удмуртской Республики) / Н.В. Артемьева (Посадова) // Вестник ЧелГУ. - 2014. - № 22 (351). - С. 127¬131.
6. Архипова Е.В. О проблемах преподавания русского языка в школах с полиэтническим составом учащихся: региональный аспект / Е.В. Архипова, Е.Я. Фетисова // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - № 4. - С. 91-97.
7. Ахи С. Кто такие мигранты / С. Ахи // FB.ru. 2014 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fb.ru/article/143918/migrant—eto-litso- menyayuschee-mestoprojivaniya-novyie-pravila-dlya-migrantov
8. Бакланова Т.И. Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах / Т.И. Бакланова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-10. - С. 2212-2215.
9. Болли В.И., Исаакян В.Э. Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды / В.И. Боли, В.Э. Исаакян // Молодой ученый. - 2016. - №3. - С. 984-988.
10. Волох В.А. Миграционная политика: изменения в законодательстве / В.А. Волох // Власть. - 2012. - № 11. - С. 206-207.
11. Дюжакова М.В. Некоторые социально-педагогические аспекты работы с детьми-мигрантами / М.В. Дюжакова, О.Ю. Мязина // Известия Воронежского Госпедуниверситета. Психология и педагогика: сб. науч. тр. / отв. ред. Ю.В. Юров. - Воронеж, 2012. - С. 258.
12. Дюжакова М.В. Педагогическая поддержка детей-мигрантов в поликультурной школе // Методическая работа в школе. - 2013. - № 2. - С. 55-59.
13. Железнякова Е.А. Дети мигрантов в современной Российской школе: пути языковой адаптации / Е.А. Железнякова // Известия Пензинского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012.
- № 28. - С. 774-778.
14. Зборовский Г.Е. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социологические исследования. - 2013. - № 2. - С. 80-91.
15. Информационно-аналитическое агентство «Сибирское агентство новостей». Официальный сайт. - [электронный ресурс] - Режим доступа: www. sibnovosti .ru...(50)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ