Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации социокультурной реабилитации молодых инвалидов 8
1.1 Социокультурная реабилитация молодых инвалидов: определение, виды, направления, цель, место в социальной реабилитации 8
1.2 Закрепление элементов социокультурной реабилитации в законодательной базе Российской Федерации 14
1.3 Аспекты оформления социокультурной реабилитации в индивидуальной программе 17
Вывод к первой главе 30
Глава II. Опыт организации социокультурной реабилитации в условиях Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов советского района г. Красноярска 31
2.1 Диагностика социального развития молодых инвалидов в учреждении.. .31
2.2 Реализация программы по проведению социокультурной реабилитации молодых инвалидов в Центре 45
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 62
Вывод к второй главе 65
Заключение 66
Список литературы 72
Приложение 1 76
Приложение 2 77
Приложение 3 100
Приложение 4 103
Приложение 5 106
Приложение 6 106
Интеграция молодых инвалидов в общество является одной из важных проблем современной России. История развития проблемы инвалидности свидетельствует о прохождении сложного пути от физического уничтожения, непризнания, изоляции неполноценных членов общества до необходимости интеграции лиц с ограниченными возможностями и создания безбаръерной среды. Культурная жизнь общества является одним из важнейшим аспектом жизнедеятельности молодых инвалидов. Общеизвестно, что у людей с ограниченными возможностями не могут полностью социализироваться, с одной стороны, и из-за отсутствия в обществе условий для их полноценного развития и деятельности, с другой, лишены возможности на равных с другими удовлетворять свои потребности, знакомиться с культурными достижениями, творчески развиваться и самореализовываться. Иными словами, инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. С переходом от медицинской модели реабилитации к социальной, возникло понимание обществом того, что необходимо не только поддерживать здоровье человека с ограниченными возможностями, но и дать возможность почувствовать частью окружающего мира, избавить от состояния «отчужденности», создание безбарьерной среды. Все больше создается общественных организаций, учреждений для работы с инвалидами. Но ключевые изменения отношения общества к людям с инвалидностью произошли сравнительно недавно, поэтому нельзя утверждать, что проблема отношения людей к людям с инвалидностью искоренилась в Российском обществе. Многие молодые инвалиды по-прежнему остаются изолированы от окружающего мира, в связи с этим возникают психосоциальные проблемы. Способы социальной реабилитации молодых людей, требуют формирования толерантных отношений к инвалидам в рамках конкретных социальных институтов и организаций. Возникает необходимость оптимизировать условия жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли наиболее полно использовать и развивать свои потенциальные способности для адаптации к новым реалиям и преодоления различных социальных трудностей1 В этом контексте разработка и развитие теоретических основ социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в современных условиях представляются весьма важными и актуальными. В целях наиболее эффективной интеграции инвалидов в общество следует разрабатывать социокультурные меры, которые будут способствовать развитию потенциальных способностей, уверенности в себе у людей с ограниченными возможностями
Согласно Декларации о правах инвалидов инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или её) физических или умственных возможностей. По данным Департамента Министерства труда и социальной защиты населения РФ, в стране насчитывается 12,8 миллиона инвалидов, это чуть менее 9 процентов от численности населения. За рубежом эта цифра также колеблется в районе 10 процентов населения, хотя в некоторых странах инвалидность имеют 20-25. Цифры зависят, в том числе, и от того, какие именно заболевания та или иная страна относит к инвалидности. Инвалиды первой, самой тяжелой, группы в России составляют 12,8 процента от общей численности инвалидов, это около 1,66 миллиона человек. Вторая группа инвалидности самая многочисленная - 50 процентов, или около 6,4 миллиона человек. Третья группа инвалидности - 32,8 процента или 4,2 миллиона. Численность детей-инвалидов составляет 4,4% от общего числа инвалидов, это 0,58 миллиона. Около 70 процентов граждан с инвалидностью, это россияне пенсионного возраста. По экспертным оценкам, в России порядка 190 тысяч инвалидов по слуху, примерно 320 тысяч колясочников, около 240 тысяч людей с нарушениями зрения. В связи с этими показателями, проблема инвалидности в данный момент актуально и необходимо продолжать разрабатывать новые методы и формы реабилитационных мероприятий для улучшения ситуации......
Социокультурная реабилитация может оказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных и социальных групп, но особое значение она имеет для детей-инвалидов и молодых инвалидов вообще. В отношении этой категории лиц главная задача этого реабилитационного направления деятельности — приобщение молодежи к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. В основе подходов — идея свободной, гармонично развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному самоопределению, самосовершенствованию, а также к признанию важной роли искусства и культуры в формировании и развитии этой личности. Это — средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения и объединение индивидуальностей в общность. Завершая дипломное исследование проблемы социокультурной реабилитации молодых инвалидов, можно выделить следующее
1. Реабилитация - это «устранение последствий, вызванных тяжелой социальной средой. Основной механизм социокультурной реабилитации - вовлечение реабилитируемого в социально-культурную деятельность. В культурологической парадигме подобный подход резко ограничивает возможности и пространство социально-педагогической регуляции личности молодого инвалида, замыкая его в рамках его социума. Необходимо средствами организации социокультурной реабилитации расширить его понятия о картине мира, постепенно расширяя его кругозор и вовлекая в процесс толерантного и сознательного отношения к обществу в целом, к другим культурам, к другим людям. Социокультурная реабилитация направлена на восстановление культуроформирующих навыков, раскрывает личность молодого инвалида, развивает коммуникационный потенциал, способствует социализации и интеграции в общество. Существует в различных формах и направлениях - просветительское, коррекционное, познавательное, эмоциально-эстетическое, досуговое. В отличие от медицинской формы, социокультурная ориентирована на развитие социально значимых черт и качеств молодого человека. В законодательной основе Российской Федерации этот вид реабилитации закреплен, но в учреждениях по-разному реализуется, поэтому есть необходимость в доработке законодательных актов.
2. Социокультурная реабилитация молодых инвалидов имеет очень много аспектов. Главное при этом личностно-ориентированный и культурологический подходы, которые направлены на раскрепощение личности и проектирование её духовно-нравственного потенциала на созидательно-позитивную и социально-культурную деятельность.
3. Социокультурная реабилитация обязательно учитывается при составлении индивидуальной программы реабилитации (ИПР) в бюро медико-социальной экспертизы. Необходимо создавать рекомендации о социокультурных мероприятиях на основе физических, психологических, педагогических показателей молодых инвалидов и, одновременно, учитывать интересы и потребности.
4. Система социальной реабилитации в России включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по реабилитации молодых инвалидов, в том числе и культурными средствами. Однако перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, нехватка средств на материально-техническое обеспечение реабилитационных учреждений, устаревшие формы и методы реабилитационных услуг снижают эффективность предпринимаемых действий....
1. Демина Э.Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан. Методическое пособие. Санкт- Петербург., 2007. 68 с.
2. Игровая терапия как метод интеграции и реабилитации /Общ ред. и сост. О.В. Колкова. М.: Права человека, 2001. - 88 с
3. Жулковска Т. Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями/Дис.канд. социол.наук- М., 2002. -238 с.
4. Ким Е. Н. Концепция «независимой жизни» как цивилизованный подход в решении проблем инвалидности // Социальное развитие как атрибут цивилизованного общества. Методологический семинар. М.; Ин-т социальной работы, 1997. С. 32-39.
5. Киселёва Т.Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М., 2004.
6. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106)
7. Конституция Российской федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
8. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные аспекты психологии. СПб., 1995;
9. Лавреньтьева З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации: Монография. - Новосибирск : Светлица. 2088.- 396 с.
10. Луман Н Медиа коммуникации: Пер. с нем. М: Логос, 2005. -280 с.
11. Лобода М.А. «Новые технологии в деятельности социальной службы по социокультурному обслуживанию граждан пожилого возраста // Социальное обслуживание. 2009. № 5. С 43-49
12. Луценко Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов (на примере Еврейской автономной области) /Автореф.дис.канд.социол. наук. — Хабаровск, 2007. 21 с.
13. Луман Н Медиа коммуникации: Пер. с нем. М: Логос, 2005. -280 с. Лысенко А.Е. Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации // Реабилитолог в XXI веке: Сб. материалов международной научно-практической конференции. М.: МИМСР, 2007. - С.15-20.
14. Мерцалова, Л. В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы // Материалы I Международной научно-практической конференции. Том I. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. — 363 с.
15. Наберушкина Э.К. Социальный статус нетипичности // Социокультурные проблемы нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997. - С. 125-133....(34)