ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.6
1.1. Понятие и содержание субъектов административного права……………..6
1.2. Особенности административной правосубъектности…………………….10
ГЛАВА 2.СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА...17
2.1.Гражданин РФ как субъект административного права…………………..17
2.2. Органы исполнительной власти как субъекты административного права…22
2.3. Общественные объединения как субъекты административного права…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………29
Система административного права представляет собой один из ключевых элементов государственного механизма, который определяет порядок взаимодействия между государственной властью, личностью и гражданским обществом. В контексте российской правовой действительности характеру взаимоотношений между обозначенными субъектами уделяется большое внимание в связи с низким уровнем реализации основных принципов демократического правового государства, что связывается как с низким уровнем нормотворческого процесса, призванного создать надлежащие правовые механизмы реализации прав и свобод личности, ее взаимоотношений с государством, а также, следующей из этого, неэффективность правоприменительной деятельности, которая в настоящее время не в полной мере способствует достижению высокого уровня реализации прав и свобод личности.
Предмет административного права заключается в правовых нормах, регулирующих широкий спектр вопросов в сфере публичного управления. Данные отношения заключаются как в формировании правовой основы деятельности органов исполнительной власти, их прав и обязанностей, так и заключаются в обеспечении надлежащего уровня обеспечения основных прав и свобод граждан в публичной сфере.
Сущность административного права заключается не только в создании нормативной базы для деятельности административных органов, но и в формировании основных принципов и методов их работы..
Таким образом, административное право занимает важнейшую роль не только в обеспечении стабильности и эффективного управления в рамках системы органов государственной власти, но и в реализации прав граждан в области публичного управления. Данная совокупность правовых норм выступает основой деятельности органов исполнительной власти, на которой строится их деятельность и взаимодействие с обществом.
Рассмотрение содержания административно-правовых отношений заключается и в таком структурном элементе, как субъекты данных отношений. Субъект административного права играет ключевую роль, являясь активным участником этих отношений и обладая определенным статусом. Его участие простирается как на уровень административной деятельности в целом, так и на отдельные административные процедуры, что подчеркивает его важность в контексте правовой системы государства.
В современном российском обществе исследователями отмечаются тенденции снижения законности и общественного порядка, в связи с чем, основной задачей системы органов исполнительной власти становится определения основных приоритетов деятельности системы органов исполнительной власти, роли непубличных субъектов в процессе публичного управления обществом, а также обеспечения прав и обязанностей данных субъектов в рассматриваемой сфере жизни общества. Данная проблема требует скоординированных действий как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации прав и свобод субъектов административного права, а также исполнения их юридических обязанностей.
Предметом курсовой работы являются нормы права, определяющие правовой статус субъектов административного права.
Цель курсовой работы заключается в формировании полного и системного понимания категории субъекта административно-правовых отношений.
Задачи курсовой работы сформулированы следующим образом:
- раскрыть понятие и содержание субъектов административного права;
- установить особенности административной правосубъектности;
- рассмотреть гражданина РФ как субъекта административного права;
- рассмотреть органы исполнительной власти в качестве субъектов административного права;
- рассмотреть общественные объединения как субъектов административного права.
Данная курсовая работа посвящена анализу субъектов административного права, их разнообразию и роли в контексте этой сферы права. В процессе исследования особое внимание уделяется изучению правового статуса этих субъектов и их взаимодействию с государственными структурами.
Изучение правового статуса субъектов административного права позволяет понять, какие права и обязанности им предоставлены в рамках государственного управления. Такой анализ важен для выявления ключевых аспектов и особенностей функционирования административной системы.
Особое внимание уделяется практической значимости работы, которая заключается в возможности выявления проблемных ситуаций и требований, возникающих в контексте участия субъектов административного права. Это позволяет выработать рекомендации по улучшению взаимодействия между государственными органами и субъектами административных отношений, а также по совершенствованию административной системы в целом.
При написании курсовой работы были использованы общенаучные методы анализа, синтеза и сравнения, а также частно-научные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой)
В качестве методологической базы в ходе исследования были использованы научные труды таких деятелей в данной области как Шмалий О. В., Тонков Е. Е., Павлова К. Е., . Герасимов А. П., Максимова Е. В. и др.
Структура курсовой работы базируется на введении, заключении, двух главах, включающие в себя пять подразделов, а так же список использованных источников.
В заключении можно сказать в первую очередь о том, что в России отрасль и система административного права регулярно подвергается изменениям и развивается относительно изменениям интересов в обществе. Стоит отметить, что невзирая на постоянное изменение в законодательстве, достаточное количество аспектов регулирующих функции субъектов административного права остаются с наличием массы пробелов и, более того, не подкреплены чёткой исследовательской базы. Ввиду этого, регулярно возникают некоторые сложности в рамках правового регулирования и в текущей практической реализации законодательства.
Так же, ключевым аспектом выступает развитие статуса субъектов административного права, но тем не менее, данный алгоритм сталкивается с рядом трудностей, начиная с недостаточного понятия сущности управленческого процесса. Указанные недостатки существо влияют на качество деятельности административных органов и снижает их эффективность в решении требующих внимания задач.
В ходе нашего исследования мы проанализировали субъекты административного права, тщательно охарактеризовав наличие у них правоспособности и правосубъектности, благодаря которым происходит разграничение полей и функций между ними в системе управления государством. В итоге - можно сделать вывод, что данный анализ позволяет максимально четко понимать правила взаимоотношений и взаимодействия между различными субъектами в рамках административно-правовых отношений.
В рамках административного права - каждый субъект закрепляет за собой свой особый статус, который наделяет его определёнными правами и обязанностями, исполнение которых четко регулируются соответствующими нормативными правовыми актами. Таковые статусы определяются исходя из набора функций каждого субъекта и его значимости в границах административных отношениях. В качестве примера можно взять государственные учреждения и сравнить их с некоммерческими организациями. Безусловно, они будут иметь разный набор правовых характеристик и полномочий.
Статус государственного учреждения, а точнее, его особенности определяются благодаря совокупности полномочий которыми оно обладает. Из набора полномочий государственного учреждения вытекает факт того, что его статус - считается особым. Например, некоторые учреждения могут обладать достаточно широким спектром обязанностей, в том числе осуществление административных, а так же финансовых или иных организационных функций. Другое же учреждение может осуществлять деятельности только в узкой направленности, например, только в определённой сфере.
Далее, административно-правовой статус субъекта подразумевает множество задач и функций и целей, которые устанавливают его положение в обществе и значимость его роли. Задачи и функции субъекта формируют главную деятельность субъекта и задают тенденции для дальнейшего успешного достижения цели, которые были поставлены. Более того, административно-правой статус субъекта имеет свойство изменяться ввиду возникновения определённых условий.
Наконец, административное право, с точки зрения отрасли права - сложнейшая и многогранная совокупность взаимоотношений между его субъектами и институтами. Система административного права безусловно играет важную роль в жизни и развитии общества и государства. Субъекты административного права имеют прямое влияние на развитие общества и государства, в зависимости от круга их полномочий, установленных обязанностей на законодательном уровне.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. (дата обращения 23.02.2025)
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001
3. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 09.03.2015, № 10, ст. 1391
4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 144, 31.07.2002.
6. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // «Российская газета», № 149, 05.08.1997.
7. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // «Российская газета», № 159, 22.08.1996.
Специальная и учебная литература
8. Арзамасов Ю. Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти //Государство и право. – 2022. – №. 6. – С. 21-29.
9. Боровикова Ю. П. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации : дис. – М. : [Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ], 2024. – C. 20-22.
10. Глебова Н. А., Глебов В. Н. Правовой мониторинг как фактор совершенствования нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти //Юридическая мысль. – 2023. – №. 5. – С. 20-24.
11. Герасимов А. П., Максимова Е. В. О правовом мониторинге как об одном из важнейших направлений совершенствования правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти //Вестник экономической безопасности. – 2020. – №. 10. – С. 48-51.
12. Ермушова Я. В. К вопросу о понятийном аппарате и принципах правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти //Вестник Российского университета кооперации. – 2021. – №. 4 (46). – С. 133-137.
13. Кордик Д. Н. Понятие и содержание нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти: теоретические и правовые аспекты //Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2022. – №. 5. – С. 82-94.
14. Лапина М. А. Современное состояние ведомственного нормотворчества в системе федеральных органов исполнительной власти //Юридический мир. – 2022. – №. 11. – С. 16-24.
15. Мельникова Н. А., Саттаров В. Д. Актуальные вопросы правового регулирования нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти //Право и государство: теория и практика. – 2020. – №. 11 (191). – С. 261-263.
16. Ручкина Г. Ф., Попова А. В. Экспертиза правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: проблемы теории и практики //Государство и право. – 2018. – №. 10. – С. 33-41.
17. Сильченко Н. В. Система формальных источников современного права и проблемы правового регулирования правотворческой деятельности //Журнал российского права. – 2023. – №. 10 (250). – С. 13-24.
18. Соколова Ю. А. Нормотворчество органов исполнительной власти: теоретические аспекты и правовая регламентация //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2024. – №. 8. – С. 51-54.
19. Тонков Е. Е., Павлова К. Е. Нормотворческая деятельность органов внутренних дел: понятие и сущность //NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2020. – Т. 35. – №. 3 (224). – С. 153-159.
20. Чепус А. В. Проблемы организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти в России //Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2018. – №. 4. – С. 41-44.
21. Шмалий О. В. Методологические основы оценки эффективной правотворческой деятельности исполнительной власти //Философия права. – 2011. – №. 1. – С. 72-77.
22. Юртаева Е. А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества //Журнал российского права. – 2022. – №. 5. – С. 12-22.