Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Работа №172521

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы169
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в научных исследованиях 8
1.2. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом возрасте 20
1.3. Характеристика социально-психологической адаптации детей- сирот из приемных семей 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 33
2.2. Результаты эмпирического исследования 38
2.3. Методические рекомендации по повышению уровня социально-психологической адаптации приемных детей-сирот 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

В настоящее время очень много семей берут на себя ответственность за воспитание детей-сирот. Что похвально. Однако, как же проходит процесс адаптации ребенка в целом, процесс социально-психологической адаптации в приемной семье, школе, при общении со сверстниками и новыми знакомыми? Успешен ли он? Все ли дети адаптировались к новым условиям? Многие вопросы остаются открытыми. В связи с этим изучение проблемы социально-психологической адаптации детей данной категории необходимо. Помимо этого, социально-психологическая адаптация детей из приемных семей, проживающих в сельской местности малоизученна. Что подтверждает актуальность проблемы исследования.
По мнению ученых Е.В. Гребенниковой и О.В. Фирсовой, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что развитие ребенка, утратившего семью, идет по особому пути. У него формируются специфические черты личности: отчужденность от мира взрослых, негативизм, неспособность к самоутверждению в труде, неумение планировать свою деятельность, инфантилизм и не развитое индивидуальное сознание - равнодушие к себе и своей судьбе. Понятно, что обладая такими чертами, детям-сиротам сложно адаптироваться в социуме. Поэтому, в современных условиях наиболее эффективной моделью признана профессиональная семья, в частности приемная, так как ее отличают высокие компенсаторные возможности последствий депривации, доступность психологическому сопровождению и вовлечению широких слоев населения.
Актуальность проводимого нами исследования обусловлена рядом противоречий, сложившихся в современном обществе:
1. Между ростом числа приемных детей-сирот и дефицитом психолого-педагогических разработок, обеспечивающих успешную адаптацию данной категории респондентов.
2. Между изучением учеными социально-психологической адаптации детей-сирот в современных социокультурных условиях и отсутствием работ по исследованию адаптационных способностей приемных детей-сирот, проживающих в сельской местности.
3. Между коллективными формами воспитания всех обучающихся и индивидуальным характером овладения духовными ценностями приемными детьми-сиротами.
4. Между традициями и правилами приемной семьи и сформированного иного мировоззрения приемных детей, оказанного прошлым и средой учреждения, в котором они пребывали.
Данные противоречия обусловили проблему исследования: каковы особенности социально-психологической адаптации детей-сирот, проживающих в сельской местности?
Цель исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации детей подросткового возраста из приемных семей, проживающих в сельской местности.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования: социально-психологическая адаптация детей подросткового возраста из приемных семей, проживающих в сельской местности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия между особенностями социально-психологической адаптированности приемных детей-сирот и родных детей. Социально-психологическая адаптация детей-сирот подросткового возраста из приемных семей, проживающих в сельской местности, может характеризоваться низкими показателями адаптации, принятия себя, эмоциональной комфортности, низким уровнем самооценки....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социально-психологическая адаптация приемных детей-сирот - одна из актуальных проблем психологии.
В ходе теоретического и экспериментального исследования получены следующие основные результаты:
1. Понятие социально-психологической адаптации включает в себя приспособление личности к окружающей среде, изменяющимся условиям, способность предугадывать определенные действия и планировать дальнейшую деятельность. Помимо этого, мы считаем, что социально-психологическая адаптация состоит из следующих составляющих: собственно адаптация, принятие себя (или уровень самооценки), принятие других, состояние эмоциональной комфортности, стремление к доминированию (лидерские качества), внутренний контроль и стратегия поведения в стрессовых ситуациях (копинг-стратегии; эскапизм - уход от проблем). Что касается особенностей социально-психологической адаптации детей, то все зависит от ряда факторов. На формирование социально - психологической адаптации влияет возраст ребенка, его эмоциональное и личностное состояние, семейное окружение и т.д. Так, дети, оставшиеся без попечения родителей и поступившие в приемную семью, испытывают намного больше трудностей в процессе своей социально-психологической адаптации. Ведь, им приходится не только привыкать, приспосабливаться к иным условиям в виде новой образовательной организации, но еще и другой семье, ранее не знакомой, в которой есть также свои традиции и правила.
2. Сельская местность может быть оптимальной средой для социально-психологической адаптации приемных детей-сирот. Так как сельская школа отличается немногочисленным составом учеников, то учителя и специалисты образовательной организации имеют возможность для почти индивидуальной работы с детьми данной категории. Каждого ученика они знают в лицо и по имени.
3. По результатам исследования, мы сделали вывод о том, что у приемных детей-сирот выявлены низкие показатели по шкалам: «Адаптация» (4 %), «Принятие себя» (4 %), «Принятие других» (4 %), «Эмоциональный комфорт» (4 %), «Внутренний контроль» (4 %), «Доминирование» (24 %), «Эскапизм» (24 %), «Уровень самооценки» (4 %). Помимо этого, выявлен очень высокий уровень притязаний у 56 % приемных детей-сирот.
4. Сравнивая две группы выборки, мы использовали математический анализ на основе критерия T-Стьюдента.
Необходимо отметить, что между приемными детьми-сиротами и родными детьми выявлены достоверные различия при уровнях значимости р<0.05, р<0.01по следующим шкалам: «Адаптация», «Принятие себя»,
«Принятие других». А по шкале «Внутренний контроль» выявлено достоверное различие между результатами приемных детей-сирот и родных детей при уровне значимости p<0.05.
Также при сравнении двух групп мы получили статистически значимые результаты по следующим шкалам: «Уровень самооценки» и «Уровень притязаний».
Таким образом, мы видим, что между приемными детьми-сиротами и родными детьми выявлены достоверные различия при уровнях значимости р<0.05, р<0.01по шкале «Уровень самооценки».
В итоге, следует акцентировать внимание на том, что уровень социально-психологической адаптации родных детей выше, чем у приемных детей-сирот.
В заключении можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась. Социально-психологическая адаптация детей-сирот подросткового возраста из приемных семей, проживающих в сельской местности, характеризуется низкими показателями адаптации, принятия себя, эмоциональной комфортности, низким уровнем самооценки и т.д. Также, выявлены статистически достоверные различия между особенностями социально-психологической адаптированности приемных детей-сирот и родных детей. Необходимо отметить, что приемные дети-сироты менее адаптированы, а значит - неуверены в себе и занижают свои способности; не всегда открыты к общению; подавлены; ответственность за происходящие события принимают не на себя, объясняя это своим поведением и действиями, а другими, внешними, причинами и т.д....


1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
3. Барканова О.В. Психологическое сопровождение адаптации подростков из семей мигрантов: учебное пособие. Электрон.дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 147 с.
4. Барканова О.В. Социально-психологический тренинг для подростков и старшеклассников. Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 265 с.
5. Баркова В.Л. Особенности системы отношений и социально-психологической адаптации подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2008. № 4. С. 100 - 103.
6. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3934(дата обращения: 12.11.2017).
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
8. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: спец. 19.00.07. Ярославль, 2004. 26 с.
9. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
10. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. № 4. С. 5 - 19.
11. Галяутдинова Д.Р. Проблема социально-психологической адаптации в научных исследованиях // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. 2016. Ч.2. С.142 - 146.
12. Галяутдинова Д.Р., Барканова О.В. Особенности социально-психологической адаптации приемных детей, проживающих в сельской местности // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности. 2017. С.21 - 28.
13. Гребенникова Е.В., Фирсова О.В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 4 (82). С. 51 - 55.
14. Добрынина В.И. Философия XX века. Учебное пособие. М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997. 288 с.
15. Жадеева Е.А. К вопросу о социальной адаптации личности: теоретический аспект// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 34. С. 23 - 27....(52)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ