Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность понятия «ответственность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности проявления ответственности у младших школьников 17
1.3. Методы и приемы развития ответственности у младших школьников 27
Выводы по Главе 1 37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.1. Методическая организация исследования 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3. Методические рекомендации по развитию ответственности младших школьников 51
Выводы по Главе II 58
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения 70
Изменения в политической, социальной, экономической системе, преобразование всех сфер общественной жизни, ставят перед обществом новые задачи, решение которых зависит, в немалой степени от того, как школа и вся система образования в целом справляется с возложенными на нее обязанностями по воспитанию активной, ответственной, самостоятельной, творческой, высоконравственной личности. В связи с этим особую значимость приобретают знания о таких личностных характеристиках, которые являются ведущими, определяющими развитие младшего школьника.
Несомненно, что в начальных классах младший школьник формируется как личность. Поступление в первый класс означает изменение и расширение социокультурного мира первоклассника. Взаимоотношения между взрослыми и школьниками становятся более сложными, повышается уровень требований, предъявляемых к каждому ученику. В младшем школьном возрасте происходит чрезвычайно интенсивное усвоение этических правил, норм и принципов, формирование привычек поведения.
Изменение социальной ситуации развития обусловливает необходимость воспитания определенной совокупности социально значимых качеств, которые позволили бы младшему школьнику быстро адаптироваться в новых социальных условиях и служили бы основой для дальнейшего развития. Вопросы воспитания, самосовершенствования и развития человека волновали общество во все времена. В настоящее время проблема воспитания у школьников ответственности становится еще более актуальной.
Ответственность человека представляет собой одну из наиболее сложных проблем в психологии, которая все еще не разрешена, несмотря на многочисленные исследования, посвященные этой теме. Ответственность имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и общества в целом. Она является одним из первичных, фундаментальных принципов человеческого бытия и нравственности. В то же время ее изучение сильно осложняет отсутствие обстоятельно разработанной общей теории ответственности. Трудность и деликатность данной проблемы в большей степени обусловлены ее психологическим подтекстом. Люди предельно чувствительны к тому, что является их собственным долгом, личной ответственностью и виной, без которой не существует ответственности. Призывы к ответственности часто воспринимаются как угрожающие в силу неотвратимости наказания, что вызывает дискомфорт. И в то же время ответственность признается социально ценным личностным качеством, которое обязательно надо развивать, формировать и воспитывать. Качеством, необходимым каждому не только для личностного роста, но и для выживания.
Современному школьнику необходимо осознать свои возможности и индивидуальные особенности, он должен уметь общаться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками, принимать собственные решения и нести за них ответственность. Ответственный ученик стремится выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, испытывает при этом чувство удовлетворения. Насколько развита будет ответственность школьника, настолько серьезно он будет относиться к поставленным перед ним задачам, окружающим его людям, событиям.
Ответственность является объектом пристального внимания различных наук: психологии, педагогики, философии, социологии, этики и др.
Проблемой воспитания и развития ответственности в отечественной педагогике и психологии занимались такие ученые К.А. Климова, Л.С. Славина, А.С. Макаренко, Т.Г. Самойленко, Л.С. Выготский и др.
Еще А. С. Макаренко говорил: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их. Однако ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, а в том ещё что человек и без наказания чувствует себя неловко, если по его вине испортилась или уничтожилась вещь. Именно такую ответственность стоит воспитывать у гражданина. Необходимо, чтоб человек сам увидел тот вред, который принес небрежным отношением с вещью, и пожалел о своей небрежности» [31, с. 64-65]....
Ответственность является одним из важнейших личностных качеств человека, от которого зависит успешность деятельности каждого.
В ходе анализа литературы было отмечено, что ответственность - это способность личности определять свое поведение в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе, безукоризненное выполнение своих прямых обязанностей и способность к оцениванию своих действий и поступков.
В результате работы мы выяснили, что вопросы становления данного качества в ходе онтогенеза предполагают систему смысловых образований, выраженную в формуле: Хочу ^ Надо ^ Должен ^ Необходимо. В младшем школьном возрасте развитие ответственности проходит этап «осознанного послушания». Именно в этом возрасте ученик учится подчинять своё «хочу» мотиву «надо».
Ответственность младшего школьника проявляется преимущественно в учебной деятельности и характеризуется качественным и быстрым выполнением поручений; доведением дела до конца; положительными эмоциями.
Существует много способов развития ответственности младших школьников: анализ художественной литературы; этические беседы; игры и т.д.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Еловская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Еловская СОШ). В ней приняли участие 13 учащихся, 3 класса, 9-10 лет.
Изучив психолого-педагогическую литературу, в структуре ответственности были выделены следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. На основании, которых мы определили такие критерии: представления младших школьников об ответственности;
эмоциональное реагирование младших школьников при ответственных поручениях; реальное проявление ответственности в деятельности младших школьников. Для оценки уровня сформированности ответственности и в соответствии с выделенными критериями мы подобрали следующие методики: Многомерно-функциональная диагностика «Ответственности» (В.П. Прядеина); «Задание с пятницы на понедельник» (М. В. Матюхиной, С. Г. Яриковой).
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что общий уровень сформированности ответственности - низкий, поэтому выдвигаемая нами гипотеза о том, что ответственность младших школьников характеризуется: представлениями об ответственности; эмоциональным реагированием к ответственным поручениям; реальным проявлением этого качества в деятельности младших школьников - и находится на низком уровне, - подтвердилась.
Для развития ответственности младших школьников мы разработали коррекционно-развивающую программу и методические рекомендации.
Коррекционно-развивающая программа состоит из трех этапов. Каждый этап направлен на развитие определенных компонентов ответственности, с учетом возрастных особенностей при помощи заданий творческого характера.
На первом этапе младшие школьники знакомятся с понятием «ответственность», на основе понятий «долг» и «обязанность».
На втором этапе, который состоит из 9 занятий, учащиеся расширяют и углубляют представления об ответственности, учатся рационально планировать свой рабочий день, дают оценку безответственным поступкам.
Заключительный практический этап состоит из 5 занятий, направлен на тренировку реального проявления ответственности в проектно-творческой деятельности.
1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - С .110-134;
2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско- психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М., 1989;
3. Абульханова-Славская К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблема исследования индивидуального сознания // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 4. - С. 27-40.;
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. -М.: Мысль, 1991. - 229 с.;
5. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.;
6. Астемиров А.Ж. Ответственность как личностный результат образования по ФГОС в свете основных психологических концепций // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 7-12.;
7. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова М.: Просвещение, 1982. - 160 с.;
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1997. - 132 с.;
9. Большая психологическая энциклопедия. - М.:Эксмо,200. - 544с.;
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов: Издательство “Питер”, 2000. - 304 с.;
11. Борисова Т.С. Ответственность - качество родом из детства// Народное образование. - 2010. - №5. - С. 246-251.;
12. Борцова М.В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект: Монография. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007. - 125 с.;
13. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б.С. Волков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016 - 348 с.;
14. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 1979. - 9с.;
15. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.;...(75)