Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная деятельность в сфере дошкольного образования: сущность и содержание

Работа №172509

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы64
Год сдачи2025
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МАДОУ «Детский сад №12».
Выборка: десять детей старшего дошкольного возраста.
Есть приложение.

Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы сущности и содержания проектной деятельности в сфере дошкольного образования 7
1.1 Сущность и содержание проектной деятельности в сфере дошкольного образования 7
1.2 Педагогические условия организации проектной деятельности в сфере дошкольного образования 13
1.3 Обзор лучших практик организации проектной деятельности в сфере дошкольного образования 20
Глава 2. Опытно-эмпирическая работа по организации проектной деятельности в МАДОУ «Детский сад №12» 28
2.1 Диагностика исходного уровня готовности детей к проектной деятельности 28
2.2 Разработка и реализация программы обучения дошкольников проектной деятельности 39
2.3 Анализ эффективности программы 45
Заключение 52
ГЛОССАРИЙ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ДЛЯ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №12»: «ЭКО-МАСТЕРСКАЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: МИР ОТКРЫТИЙ И ЗАБОТЫ» 60

Современные тенденции в сфере дошкольного образования диктуют необходимость внедрения инновационных педагогических технологий, одной из которых является проектная деятельность. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет проектную деятельность как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, характеризующуюся наличием общей цели, согласованных методов и способов реализации, направленную на достижение общего результата . Данный нормативно-правовой акт подчеркивает, что проектная деятельность обладает не только учебным, но и научно-практическим, а также социальной значимостью, что находит отражение в обязательном включении этого вида деятельности для учащихся младшего и среднего звена, а для старшеклассников – реализуется по их выбору. В контексте Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования проектная деятельность представляет собой педагогическую технологию, основанную на самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности детей, позволяющей им познавать окружающий мир и трансформировать полученные знания в конкретные продукты творческой деятельности .
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования свободной творческой личности ребенка через применение проектных методов в дошкольных учреждениях, одним из примеров которых является МАДОУ «Детский сад № 12». Основная цель реализации проектной деятельности в условиях ДОУ заключается в обучении детей элементарному планированию, формировании навыков сбора и обработки информации, развитии творческих способностей, а также в формировании позитивного отношения к познавательной, исследовательской и творческой деятельности. Педагогическая практика, реализуемая на основе данной технологии, способствует не только интеграции межпредметных знаний, но и развитию социальных навыков, необходимых для успешной адаптации в коллективе, что подтверждено результатами многих отечественных исследований.
Степень изученности проблемы подтверждается широким спектром научных работ, среди которых следует отметить исследования О. М. Ивановой, Г. Н. Шайхиевой, А. В. Ахунзяновой и О. Л. Харьковой, посвященные проектной деятельности в детском саду, работы В. В. Арсентьевой, Н. Л. Савиной, С. П. Егоровой и Л. Ю. Яковлевой, в которых рассматриваются технологии реализации проектной деятельности в системе развития и обучения детей. М. Н. Валеева в аналитическом обзоре «Проектная деятельность в детском саду» демонстрирует практическую реализацию данной технологии, а В. Н. Журавлева, А. В. Долматов, Л. А. Долматова, О. А. Вахрамеева, Н. А. Филиппова, Н. Н. Измайлова с коллегами, Л. А. Яковлева, О. В. Пустовойтова и Н. В. Рафикова с А. Г. Кравчуком предоставляют глубокий анализ методико-педагогических условий для формирования творческой активности и самостоятельного познавательного поиска у детей посредством проектной деятельности. Данные исследования демонстрируют неоспоримую практическую значимость применения проектной технологии в условиях ДОУ, что обусловливает актуальность дальнейшего углубленного изучения сущности и содержания проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
Объектом настоящего исследования выступает система организации и реализации проектной деятельности в условиях дошкольного образования, отражающая нормативно-правовые, методические и практические аспекты внедрения педагогических инноваций.
Предметом исследования является конкретизация сущности и содержания проектной деятельности в системе МАДОУ «Детский сад № 12».
Целью исследования является выявление специфики организации и содержания проектной деятельности в МАДОУ «Детский сад № 12» как инструмента формирования свободной творческой личности ребенка. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Систематизировать педагогические условия и методологические подходы к организации проектной деятельности в детском саду.
3. Оценить уровень исходной готовности воспитанников МАДОУ «Детский сад № 12» к участию в проектной деятельности посредством диагностики их познавательных и творческих способностей.
4. Разработать и апробировать программу обучения проектной деятельности, направленную на развитие навыков планирования, сбора и обработки информации, а также творчества у детей дошкольного возраста.
5. Провести анализ эффективности реализации предложенной программы, выявить факторы, способствующие успешному формированию положительного отношения к познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
Методологической основой исследования является комплексный подход, предполагающий применение как теоретических методов анализа (анализ источников и литературы), так и эмпирических методов (анкетирование, наблюдение, диагностика, педагогический эксперимент).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанной программы обучения проектной деятельности для оптимизации образовательного процесса в МАДОУ «Детский сад № 12», что позволит повысить качество подготовки детей к дальнейшему обучению, а также создать эффективную модель реализации проектов в условиях современных дошкольных учреждений.
Структура работы включает введение, две основные главы, заключение, а также глоссарий, список использованных источников и приложения. Первая глава посвящена теоретическим вопросам сущности и содержания проектной деятельности в сфере дошкольного образования и включает рассмотрение педагогических условий организации данной деятельности, а также обзор лучших практик. Вторая глава содержит опытно-эмпирическую часть, в которой исследована исходная готовность воспитанников к участию в проектной деятельности, разработана и реализована программа обучения, а также проведен анализ эффективности реализации данной программы на примере МАДОУ «Детский сад № 12».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование было направлено на выявление специфики организации и содержания проектной деятельности в МАДОУ «Детский сад № 12» как средства формирования свободной и творческой личности ребёнка. Для достижения поставленной цели были решены все обозначенные задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании, а также значимость данного подхода для развития у детей самостоятельности, инициативности, креативности и коммуникативных умений.
2. Систематизация педагогических условий и методологических подходов показала, что для успешной организации проектной деятельности необходим комплексный подход, подразумевающий создание развивающей предметно-пространственной среды, применение инновационных методов обучения и активное включение всех участников образовательного процесса.
3. Оценка исходного уровня готовности воспитанников с помощью специально подобранных диагностических методик продемонстрировала, что у большинства детей преобладает средний уровень сформированности основ проектной культуры: отдельные умения и навыки присутствуют, однако их выраженность требует дальнейшего развития.
4. Разработка и апробация программы обучения проектной деятельности («ЭКО-мастерская дошкольников: мир открытий и заботы») позволила реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие у детей навыков планирования, поиска и обработки информации, а также творческого мышления.
5. Анализ эффективности программы на контрольном этапе эксперимента выявил значительный рост доли детей, обладающих высоким уровнем проектной культуры (с 10% до 50%), и полное исчезновение детей с низким уровнем, что подтверждает результативность внедрённой программы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что целенаправленная, педагогически организованная проектная деятельность обеспечивает формирование устойчивой мотивации к исследовательской и познавательной деятельности, способствует развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и личностного роста ребёнка.
В ходе исследования было доказано, что проектная деятельность не только повышает качество дошкольного образования, но и создаёт условия для раскрытия индивидуального потенциала каждого ребёнка. Внедрение комплексных программ проектного обучения способствует выравниванию стартовых возможностей детей, стимулирует их познавательную активность и готовность применять знания на практике, формирует опыт коллективного взаимодействия, ответственности, самостоятельности и креативности.
Таким образом, организация проектной деятельности в условиях современного дошкольного образования, опирающаяся на инновационные подходы и участие всех субъектов образовательного процесса, является необходимым условием формирования гибкой и устойчивой образовательной среды, отвечающей вызовам времени и потребностям развития личности ребёнка.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

Учебники и литература
3. Акимова А. С. Сущность и содержание метода проектов в дошкольном образовании / А. С. Акимова // Научные исследования: проблемы и перспективы. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2021. – С. 5-11.
4. Валеева М. Н. Проектная деятельность в детском саду / М. Н. Валеева // Детский сад от А до Я. – 2023. – № 5(125). – С. 55-61.
5. Вахрамеева О.А. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности : монография / О. А. Вахрамеева. – Шадринск : ШГПУ, 2021. – 170 с.
6. Гамагина Г.И. Организация ранней профориентации детей 4-7 лет средствами проектной деятельности / Г.И. Гамагина // IV региональный фестиваль педагогических идей в сфере дошкольного образования: сборник лучших практик. – Оренбург: ГАУ ДПО ИРО ОО, 2024. – С. 22-25.
7. Данишевская А. Е. Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОСдо во второй младшей группе / А. Е. Данишевская, С. П. Козина, Т. С. Косолапова // Научные исследования студентов: от теории к практике. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 95-97.
8. Долматов А. В. Креативные методы и проектные технологии в развивающем образовании : учебник / А. В. Долматов, Л. А. Долматова. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. – 328 с.
9. Жулидина М. А. Организация маршрута «экологическая тропа» на территории детского сада с использованием QR-технологии / М.А. Жулидина, И.В. Мамкина, Т.П. Агафонова // IV региональный фестиваль педагогических идей в сфере дошкольного образования: сборник лучших практик. – Оренбург: ГАУ ДПО ИРО ОО, 2024. – С. 61-63.
10. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников / В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2025. – 212 с.
11. Измайлова Н. Н. Технология проектной деятельности в детском саду / Н. Н. Измайлова, И. Г. Парамонова, А. Ю. Федотова // Образовательная организация как ресурс для внедрения инновационных решений. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 38-40.
12. Казанникова А. В. Проектная деятельность в детском саду как средство реализации ФОП дошкольного образования / А. В. Казанникова // Непрерывное образование: проблемы, решения, перспективы. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2025. – С. 196-203.
13. Коваленко Н. П. Формирование социокультурных ценностей дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой родного края / Н.П. Коваленко, М.В. Гранкина // IV региональный фестиваль педагогических идей в сфере дошкольного образования: сборник лучших практик. – Оренбург: ГАУ ДПО ИРО ОО, 2024. – С. 70-72.
14. Методика «Выявление уровня развития любознательности и степени выраженности поисковой активности» Д.Б. Годовикова [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
15. Методика «Закончи историю» А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
16. Методика «Исключение лишнего» [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
17. Методика «Незаконченнный рисунок» Э.П. Торренса [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
18. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в доу [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
19. Попова Т. Ю. Физкультурно-оздоровительный образовательный марафон «Детский фитнес – ключ к здоровью дошкольника» / Т.Ю. Попова // IV региональный фестиваль педагогических идей в сфере дошкольного образования: сборник лучших практик. – Оренбург: ГАУ ДПО ИРО ОО, 2024. – С. 97-98.
20. Проектная деятельность в детском саду / О. М. Иванова, Г. Н. Шайхиева, А. В. Ахунзянова, О. Л. Харькова // Современный педагог и его роль в формировании ключевых компетенций обучающихся. – Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2024. – С. 179-180.
21. Рафикова Н. В. Организация проектной деятельности в детском саду / Н. В. Рафикова, А. Г. Кравчук // Интеграция мировой науки и техники: новые концепции и парадигмы.. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольское издательство «Параграф», 2023. – С. 167-169.
22. Сидорова С. И. Проектирование культурных практик в процессе музыкального воспитания старших дошкольников / С.И. Сидорова, О.В. Кучерова // IV региональный фестиваль педагогических идей в сфере дошкольного образования: сборник лучших практик. – Оренбург: ГАУ ДПО ИРО ОО, 2024. – С. 99-102.
23. Соколова Ю. Н. Технология проектной деятельности. Авторы Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса [Электронный ресурс] – URL: https://sokolova-lytmdou19.edumsko.ru/folders/post/2575768 (дата обращения: 18.04.2025).
24. Технология проектной деятельности в системе развития и обучения детей в детском саду / В. В. Арсентьева, Н. Л. Савина, С. П. Егорова, Л. Ю. Яковлева // Обновление воспитательного процесса в образовательной организации. Панорама практик воспитания. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2025. – С. 14-17.
25. Тряпицына А. П. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Тряпицына А. П., ред. ; А. П. Тряпицына, ред. - Санкт-Петербург : Питер, 2021. - 304 с.
26. Филиппова Н. А. проектная деятельность в детском саду / Н. А. Филиппова // Организация работы с молодежью. – 2021. – № 3. – С. 1-6.
27. Худик Н. И. Занятие театрализованной деятельностью «В гости к сказке» Для детей второй младшей группы / Н. И. Худик // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2023. – № 3. – С. 72-77.
28. Шамина В. В. Профессиональная компетенция педагогов в организации проектной деятельности в детском саду / В. В. Шамина // Инновационное развитие образования, науки и технологий. – Москва: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2022. – С. 36-39.
29. Яковлева Л. А. Проектная деятельность в дошкольном образовании : учебное пособие / Л. А. Яковлева, О. В. Пустовойтова. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорского гос. технического ун-та им. Г. И. Носова, 2019. – 70 с.
30. IV региональный фестиваль педагогических идей в сфере дошкольного образования: сборник лучших практик / Сост.: С.В. Масловская, О.В. Антонова. – Оренбург: ГАУ ДПО ИРО ОО, 2024. – 307 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ