Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МАДОУ «Детский сад №12».
Выборка: десять детей старшего дошкольного возраста.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы сущности и содержания проектной деятельности в сфере дошкольного образования 7
1.1 Сущность и содержание проектной деятельности в сфере дошкольного образования 7
1.2 Педагогические условия организации проектной деятельности в сфере дошкольного образования 13
1.3 Обзор лучших практик организации проектной деятельности в сфере дошкольного образования 20
Глава 2. Опытно-эмпирическая работа по организации проектной деятельности в МАДОУ «Детский сад №12» 28
2.1 Диагностика исходного уровня готовности детей к проектной деятельности 28
2.2 Разработка и реализация программы обучения дошкольников проектной деятельности 39
2.3 Анализ эффективности программы 45
Заключение 52
ГЛОССАРИЙ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ДЛЯ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №12»: «ЭКО-МАСТЕРСКАЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: МИР ОТКРЫТИЙ И ЗАБОТЫ» 60
Современные тенденции в сфере дошкольного образования диктуют необходимость внедрения инновационных педагогических технологий, одной из которых является проектная деятельность. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет проектную деятельность как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, характеризующуюся наличием общей цели, согласованных методов и способов реализации, направленную на достижение общего результата . Данный нормативно-правовой акт подчеркивает, что проектная деятельность обладает не только учебным, но и научно-практическим, а также социальной значимостью, что находит отражение в обязательном включении этого вида деятельности для учащихся младшего и среднего звена, а для старшеклассников – реализуется по их выбору. В контексте Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования проектная деятельность представляет собой педагогическую технологию, основанную на самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности детей, позволяющей им познавать окружающий мир и трансформировать полученные знания в конкретные продукты творческой деятельности .
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования свободной творческой личности ребенка через применение проектных методов в дошкольных учреждениях, одним из примеров которых является МАДОУ «Детский сад № 12». Основная цель реализации проектной деятельности в условиях ДОУ заключается в обучении детей элементарному планированию, формировании навыков сбора и обработки информации, развитии творческих способностей, а также в формировании позитивного отношения к познавательной, исследовательской и творческой деятельности. Педагогическая практика, реализуемая на основе данной технологии, способствует не только интеграции межпредметных знаний, но и развитию социальных навыков, необходимых для успешной адаптации в коллективе, что подтверждено результатами многих отечественных исследований.
Степень изученности проблемы подтверждается широким спектром научных работ, среди которых следует отметить исследования О. М. Ивановой, Г. Н. Шайхиевой, А. В. Ахунзяновой и О. Л. Харьковой, посвященные проектной деятельности в детском саду, работы В. В. Арсентьевой, Н. Л. Савиной, С. П. Егоровой и Л. Ю. Яковлевой, в которых рассматриваются технологии реализации проектной деятельности в системе развития и обучения детей. М. Н. Валеева в аналитическом обзоре «Проектная деятельность в детском саду» демонстрирует практическую реализацию данной технологии, а В. Н. Журавлева, А. В. Долматов, Л. А. Долматова, О. А. Вахрамеева, Н. А. Филиппова, Н. Н. Измайлова с коллегами, Л. А. Яковлева, О. В. Пустовойтова и Н. В. Рафикова с А. Г. Кравчуком предоставляют глубокий анализ методико-педагогических условий для формирования творческой активности и самостоятельного познавательного поиска у детей посредством проектной деятельности. Данные исследования демонстрируют неоспоримую практическую значимость применения проектной технологии в условиях ДОУ, что обусловливает актуальность дальнейшего углубленного изучения сущности и содержания проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
Объектом настоящего исследования выступает система организации и реализации проектной деятельности в условиях дошкольного образования, отражающая нормативно-правовые, методические и практические аспекты внедрения педагогических инноваций.
Предметом исследования является конкретизация сущности и содержания проектной деятельности в системе МАДОУ «Детский сад № 12».
Целью исследования является выявление специфики организации и содержания проектной деятельности в МАДОУ «Детский сад № 12» как инструмента формирования свободной творческой личности ребенка. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Систематизировать педагогические условия и методологические подходы к организации проектной деятельности в детском саду.
3. Оценить уровень исходной готовности воспитанников МАДОУ «Детский сад № 12» к участию в проектной деятельности посредством диагностики их познавательных и творческих способностей.
4. Разработать и апробировать программу обучения проектной деятельности, направленную на развитие навыков планирования, сбора и обработки информации, а также творчества у детей дошкольного возраста.
5. Провести анализ эффективности реализации предложенной программы, выявить факторы, способствующие успешному формированию положительного отношения к познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
Методологической основой исследования является комплексный подход, предполагающий применение как теоретических методов анализа (анализ источников и литературы), так и эмпирических методов (анкетирование, наблюдение, диагностика, педагогический эксперимент).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанной программы обучения проектной деятельности для оптимизации образовательного процесса в МАДОУ «Детский сад № 12», что позволит повысить качество подготовки детей к дальнейшему обучению, а также создать эффективную модель реализации проектов в условиях современных дошкольных учреждений.
Структура работы включает введение, две основные главы, заключение, а также глоссарий, список использованных источников и приложения. Первая глава посвящена теоретическим вопросам сущности и содержания проектной деятельности в сфере дошкольного образования и включает рассмотрение педагогических условий организации данной деятельности, а также обзор лучших практик. Вторая глава содержит опытно-эмпирическую часть, в которой исследована исходная готовность воспитанников к участию в проектной деятельности, разработана и реализована программа обучения, а также проведен анализ эффективности реализации данной программы на примере МАДОУ «Детский сад № 12».
Проведённое исследование было направлено на выявление специфики организации и содержания проектной деятельности в МАДОУ «Детский сад № 12» как средства формирования свободной и творческой личности ребёнка. Для достижения поставленной цели были решены все обозначенные задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании, а также значимость данного подхода для развития у детей самостоятельности, инициативности, креативности и коммуникативных умений.
2. Систематизация педагогических условий и методологических подходов показала, что для успешной организации проектной деятельности необходим комплексный подход, подразумевающий создание развивающей предметно-пространственной среды, применение инновационных методов обучения и активное включение всех участников образовательного процесса.
3. Оценка исходного уровня готовности воспитанников с помощью специально подобранных диагностических методик продемонстрировала, что у большинства детей преобладает средний уровень сформированности основ проектной культуры: отдельные умения и навыки присутствуют, однако их выраженность требует дальнейшего развития.
4. Разработка и апробация программы обучения проектной деятельности («ЭКО-мастерская дошкольников: мир открытий и заботы») позволила реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие у детей навыков планирования, поиска и обработки информации, а также творческого мышления.
5. Анализ эффективности программы на контрольном этапе эксперимента выявил значительный рост доли детей, обладающих высоким уровнем проектной культуры (с 10% до 50%), и полное исчезновение детей с низким уровнем, что подтверждает результативность внедрённой программы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что целенаправленная, педагогически организованная проектная деятельность обеспечивает формирование устойчивой мотивации к исследовательской и познавательной деятельности, способствует развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и личностного роста ребёнка.
В ходе исследования было доказано, что проектная деятельность не только повышает качество дошкольного образования, но и создаёт условия для раскрытия индивидуального потенциала каждого ребёнка. Внедрение комплексных программ проектного обучения способствует выравниванию стартовых возможностей детей, стимулирует их познавательную активность и готовность применять знания на практике, формирует опыт коллективного взаимодействия, ответственности, самостоятельности и креативности.
Таким образом, организация проектной деятельности в условиях современного дошкольного образования, опирающаяся на инновационные подходы и участие всех субъектов образовательного процесса, является необходимым условием формирования гибкой и устойчивой образовательной среды, отвечающей вызовам времени и потребностям развития личности ребёнка.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
Учебники и литература
3. Акимова А. С. Сущность и содержание метода проектов в дошкольном образовании / А. С. Акимова // Научные исследования: проблемы и перспективы. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2021. – С. 5-11.
4. Валеева М. Н. Проектная деятельность в детском саду / М. Н. Валеева // Детский сад от А до Я. – 2023. – № 5(125). – С. 55-61.
5. Вахрамеева О.А. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности : монография / О. А. Вахрамеева. – Шадринск : ШГПУ, 2021. – 170 с.
6. Гамагина Г.И. Организация ранней профориентации детей 4-7 лет средствами проектной деятельности / Г.И. Гамагина // IV региональный фестиваль педагогических идей в сфере дошкольного образования: сборник лучших практик. – Оренбург: ГАУ ДПО ИРО ОО, 2024. – С. 22-25.
7. Данишевская А. Е. Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОСдо во второй младшей группе / А. Е. Данишевская, С. П. Козина, Т. С. Косолапова // Научные исследования студентов: от теории к практике. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 95-97.
8. Долматов А. В. Креативные методы и проектные технологии в развивающем образовании : учебник / А. В. Долматов, Л. А. Долматова. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. – 328 с.
9. Жулидина М. А. Организация маршрута «экологическая тропа» на территории детского сада с использованием QR-технологии / М.А. Жулидина, И.В. Мамкина, Т.П. Агафонова // IV региональный фестиваль педагогических идей в сфере дошкольного образования: сборник лучших практик. – Оренбург: ГАУ ДПО ИРО ОО, 2024. – С. 61-63.
10. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников / В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2025. – 212 с.
11. Измайлова Н. Н. Технология проектной деятельности в детском саду / Н. Н. Измайлова, И. Г. Парамонова, А. Ю. Федотова // Образовательная организация как ресурс для внедрения инновационных решений. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 38-40.
12. Казанникова А. В. Проектная деятельность в детском саду как средство реализации ФОП дошкольного образования / А. В. Казанникова // Непрерывное образование: проблемы, решения, перспективы. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2025. – С. 196-203.
13. Коваленко Н. П. Формирование социокультурных ценностей дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой родного края / Н.П. Коваленко, М.В. Гранкина // IV региональный фестиваль педагогических идей в сфере дошкольного образования: сборник лучших практик. – Оренбург: ГАУ ДПО ИРО ОО, 2024. – С. 70-72.
14. Методика «Выявление уровня развития любознательности и степени выраженности поисковой активности» Д.Б. Годовикова [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
15. Методика «Закончи историю» А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
16. Методика «Исключение лишнего» [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
17. Методика «Незаконченнный рисунок» Э.П. Торренса [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
18. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в доу [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
19. Попова Т. Ю. Физкультурно-оздоровительный образовательный марафон «Детский фитнес – ключ к здоровью дошкольника» / Т.Ю. Попова // IV региональный фестиваль педагогических идей в сфере дошкольного образования: сборник лучших практик. – Оренбург: ГАУ ДПО ИРО ОО, 2024. – С. 97-98.
20. Проектная деятельность в детском саду / О. М. Иванова, Г. Н. Шайхиева, А. В. Ахунзянова, О. Л. Харькова // Современный педагог и его роль в формировании ключевых компетенций обучающихся. – Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2024. – С. 179-180.
21. Рафикова Н. В. Организация проектной деятельности в детском саду / Н. В. Рафикова, А. Г. Кравчук // Интеграция мировой науки и техники: новые концепции и парадигмы.. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольское издательство «Параграф», 2023. – С. 167-169.
22. Сидорова С. И. Проектирование культурных практик в процессе музыкального воспитания старших дошкольников / С.И. Сидорова, О.В. Кучерова // IV региональный фестиваль педагогических идей в сфере дошкольного образования: сборник лучших практик. – Оренбург: ГАУ ДПО ИРО ОО, 2024. – С. 99-102.
23. Соколова Ю. Н. Технология проектной деятельности. Авторы Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса [Электронный ресурс] – URL: https://sokolova-lytmdou19.edumsko.ru/folders/post/2575768 (дата обращения: 18.04.2025).
24. Технология проектной деятельности в системе развития и обучения детей в детском саду / В. В. Арсентьева, Н. Л. Савина, С. П. Егорова, Л. Ю. Яковлева // Обновление воспитательного процесса в образовательной организации. Панорама практик воспитания. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2025. – С. 14-17.
25. Тряпицына А. П. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Тряпицына А. П., ред. ; А. П. Тряпицына, ред. - Санкт-Петербург : Питер, 2021. - 304 с.
26. Филиппова Н. А. проектная деятельность в детском саду / Н. А. Филиппова // Организация работы с молодежью. – 2021. – № 3. – С. 1-6.
27. Худик Н. И. Занятие театрализованной деятельностью «В гости к сказке» Для детей второй младшей группы / Н. И. Худик // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2023. – № 3. – С. 72-77.
28. Шамина В. В. Профессиональная компетенция педагогов в организации проектной деятельности в детском саду / В. В. Шамина // Инновационное развитие образования, науки и технологий. – Москва: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2022. – С. 36-39.
29. Яковлева Л. А. Проектная деятельность в дошкольном образовании : учебное пособие / Л. А. Яковлева, О. В. Пустовойтова. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорского гос. технического ун-та им. Г. И. Носова, 2019. – 70 с.
30. IV региональный фестиваль педагогических идей в сфере дошкольного образования: сборник лучших практик / Сост.: С.В. Масловская, О.В. Антонова. – Оренбург: ГАУ ДПО ИРО ОО, 2024. – 307 с.