Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Божественная и человеческая воля в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»

Работа №172498

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы65
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Человек в библейской картине мира и Бог в восприятии человека в творчестве Л.Н. Андреева 7
1.1 Библейские мотивы и образы в творчестве Л.Н. Андреева 7
1.2 Взаимодействие человека с высшими силами в произведениях
Л.Н. Андреева 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Воля божественная и воля человеческая в повести Л.Н. Андреева
«Жизнь Василия Фивейского» 21
2.1 Вера в представлении Василия Фивейского: субъективное и объективное
21
2.2 Соотношение божественной воли и судьбы как стихийной силы в повести
28
2.3 Человек как носитель божественной силы, или образ избранного в
произведении 37
2.4 Божественная воля и человеческая воля: тождественность и полярность
понятий 45
Выводы по главе 2 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58


Тема взаимоотношений человека и высших сил, над которыми он не властен, интересовала деятелей искусства испокон веков. В большом количестве произведений русской литературы так или иначе освещаются вопросы религии, описываются духовные - внутренние - или межличностные конфликты, корнями уходящие в проблемы веры и неверия, а также нередко рассматривается соотношение власти и сил человеческих и божественных. Религиозный конфликт можно по праву назвать одним из основополагающих и самых древних в русской литературе: он
обнаруживается в ряде таких произведений XVII века как «Повесть о Горе - злосчастии», «Житие Протопопа Аввакума» и др. С течением времени проблемы, касающиеся религии, приобретали новые грани, обрастали различными трактовками и, кроме того, становились менее однозначными.
Канонические тексты предоставляют одностороннюю трактовку взаимоотношений человека и бога. Между ними существует прочная связь, поскольку, согласно православной традиции, Бог является «Отцом и Господом» для человека [14]. Многие люди, обращённые в веру, как правило, предварительно проходят длительный путь сомнений и душевных колебаний, и этот путь принято считать «исканиями»: «Если будете искать Бога, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас... Когда... они взыщут Его, Он даст им найти Себя» [9]. Таким образом, определённые внутренние переживания могут побудить человека обратиться к вере и сформировать гармоничное религиозное мировоззрение. Однако путь духовных исканий не является единым для всех людей - он имеет множество ответвлений, которые, в свою очередь, обеспечивают многообразие результатов этих поисков. Русская литература знает множество примеров того, как жизненные обстоятельства могут подтолкнуть человека к религиозным исканиям и, в конечном счёте, вывести его на неожиданный, неизведанный и даже трагический путь.
Отступление от канонического восприятия взаимоотношений между богом и человеком, а также отличная от библейской трактовка религиозных сюжетов характерны для творчества Л.Н. Андреева. Особенно примечательной в этом плане является повесть «Жизнь Василия Фивейского». Божественные силы наделяются автором неоднозначной трактовкой: они выступают ключом к исцелению и душевным мукам, к мудрости и безумству. В связи с этим отношения персонажей повести - в особенности, главного героя, о. Василия - с верой представляют особый интерес при анализе данного произведения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Библейские образы и сюжеты - нередко видоизменённые с целью изображения альтернативной трактовки канонических текстов - часто встречаются в произведениях Л.Н. Андреева. Наиболее характерные для творчества писателя мотивы - мотив несения человеком своего креста, мотив воскрешения и мотив одиночества - находят отражение в повести «Жизнь Василия Фивейского». Как и во многих других произведениях автора, в которых сталкиваются человеческое и божественное или человеческое и инфернальное, в «Жизни Василия Фивейского» судьба героя оказывается предрешена. Попытки превзойти некие потусторонни силы или нарушить естественное течение событий предрешают череду тяжёлых жизненных испытаний на пути героя, а также его трагический финал.
В повести «Жизнь Василия Фивейского» граница между божественным и инфернальным очерчена достаточно неясно, несмотря на то, что в традиционном понимании они находятся в строгой оппозиции. В повести потусторонние силы оказывают значительное влияние на путь духовных перемен главного героя. Василий Фивейский опирается исключительно на собственный опыт постижения веры, самостоятельно делает выводы о своей избранности и неминуемо приближается к состоянию безумия, когда исполнение некой высшей миссии становится для героя навязчивой идеей .
Искреннее и осознанное стремление обратиться за помощью к высшим силам (пусть и без конкретного запроса) посещает о. Василия на переломном этапе его жизненного пути: естественный, предрешённый ход событий не устраивает героя - и это непринятие выражается форме протеста. Протест, что парадоксально, направлен против божественной воли, которой, согласно христианской традиции, и определяется судьба человека. В повести отчётливо обозначен конфликт между внешними обстоятельствами и внутренним миром главного героя - конфликт между миром и 54
мировоззрением. Многие персонажи повести, включая самого Василия Фивейского, ожидают бесформенного, абстрактного чуда; оно всё не воплощается в реальность, поскольку не соотносится с обстоятельствами объективной действительности, в которой - в контексте художественной картины мира произведения - существование бога ставится под большое сомнение. Божественные силы не отвечают на молитвы страждущих и не имеют осязаемого воплощения, в отличие от инфернальных; инфернальное в повести вполне осязаемо и видимо (тёмная фигура, преследовавшая о. Василия перед отпеванием Семёна Мосягина; метель и ночь, которые персонифицируются и становятся воплощением страшной смертоносной силы, и т.д.). Так, искренняя вера о. Василия будто не имеет конкретной направленности (его первое обращение к высшим силам за помощью очень абстрактно: «Я - верю») и становится личностным протестом против внешней объективной реальности...


1. Андреев Л. Н. Бен-Товит // Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 1.
Редакционная коллегия: И. Г. Андреева, Ю. Н. Верченко,
В. Н. Чуваков. - Москва: Художественная литература, 1990. - С. 555-558.
2. Андреев Л. Н. Елеазар // Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 2. Редакционная коллегия: И. Г. Андреева, Ю.Н. Верченко, В. Н. Чуваков. - Москва: Художественная литература, 1990. - С. 192-209.
3. Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского // Собрание сочинений в 6-
ти томах. Том 1. Редакционная коллегия: И.Г. Андреева,
Ю. Н. Верченко, В. Н. Чуваков. - Москва: Художественная литература, 1990. - С. 489-554.
4. Андреев Л. Н. Иго войны // Собрание сочинений в 6-ти томах. -
Москва: Книжный клуб Книговек, 2012. URL:
http://az.lib.ru/a/andreew l n/text 0844.shtml (дата обращения: 16.05.
2024).
5. Андреев Л. Н. Иуда Искариот // Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 2. / Редакционная коллегия: И. Г. Андреева, Ю. Н. Верченко, В. Н. Чуваков. - Москва: Художественная литература, 1990. - С.210¬264.
6. Бачинин В. Экзистенциальное пространство русской литературы. -
2014. URL: https://proza.ru/2014/10/11/1926 (дата обращения:
30.01.2024).
7. Беззубов В. И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. - Таллин, 1984. - 336 с.
8. Библия. Ветхий Завет, Новый Завет / Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/bibliaUru (дата обращения: 07.01.2024).
9. Биография. Лениод Андреев // Andreev.org. URL:
http://andreev.org.ru/biografia/index.html (дата обращения: 19.01.2024).
10. Блок А.А. Памяти Леонида Андреева // «Записки мечтателей». -
Петроград, 1922. - URL:
https://vk.com/doc241608511_675061369?hash=16bWaaRNMzzsZ8gqgzK 7RWRyvgfi9jn0vMDzI1U1d8s&dl=mqdAbZLJfI0ueCUIp8JCPZ3GzmM7 MH1OzlkIOKfg9lT (дата обращения: 19.01.2024).
11. Василик В. Евангелие от Иуды // Журнал «Фома». - 2008. URL: https://foma.ru/evangelie-ot-iudyi.html (дата обращения: 26.02.2024).
12. Васин С. Можно ли гадать? // Журнал «Фома». - 2019. URL: https://foma.ru/mozhno-li-gadat.html (дата обращения: 16.05.2024).
13. Верховский С. С. Бог и человек: Учение о Боге и богопознании в свете православия. - Нью Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956. - 415 c.
14. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - Ленинград, 1940. - 648 с.
15. Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля / [Соч.] Александра Веселовского. - Санкт-Петербург: тип. В. С. Балашева и К°, 1898. - 80 с...50

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ