ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ И МЕСТО СПОРТИВНОГО АРБИТРА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. История возникновения судейства 8
1.2. Спортивный арбитр в регулировании правил соревнований 19
1.3. Личностные особенности судей 26
1.4. Воспитание психологической устойчивости у начинающего судьи 33
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДОГО АРБИТРА
2.1. Подготовка судей перед игрой 38
2.2. Расположение судей в зоне ответственности 41
2.2.1. Ведомый судья - расположение и зоны ответственности 43
2.2.2. Ведущий судья - расположение и зоны ответственности 47
2.3. Ситуация выхода мяча за пределы площадки и вбрасывания 51
2.4. Свисток и жесты - неотъемлемая часть судейского процесса 55
2.5. Примерный кодекс поведения судьи 61
ВЫВОДЫ 64
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Отрасль физической культуры и спорта на этапе перехода к рыночным отношениям формируется, переживая многие процессы, которые были несвойственны при плановом, государственном финансировании. В отечественном спорте существует еще множество проблем, одна из которых - нехватка квалифицированных кадров. Сфера физической культуры и спорта испытывает мощный приток профессиональных свежих сил и идей, специалистов, мыслящих нестандартно, в том числе и спортивных арбитров. Востребованы работники, владеющие современными практическими знаниями, совершенной профессиональной судейской подготовкой, отвечающей международному уровню.
Спортивный судья - специалист, с которым связаны судьбы многих людей - от занимающихся физической культурой до олимпийских чемпионов.
Актуальность темы обусловлена тем, что в социальном отношении судейство способствует объединению разнообразных социальных групп людей на спортивных соревнованиях, содействует развитию и упрочнению социализации личности посредством соучастия в соревнованиях и реализации потребности в самоутверждении.
Национальные отношения в спортивных соревнованиях также регулируются посредством судейства, которое способствует сближению и взаимопониманию, становлению и укреплению товарищеского партнерства и дружеских связей между представителями различных этнических общностей.
Социальный институт спорта воспитывает гуманистические межличностные отношения, прививает дух честного взаимодействия, честной игры через совместное участие в спортивной деятельности, совместные командные испытания в стрессовых ситуациях на соревнованиях, регулируемые судейством спортивных арбитров; он также способствует формированию и упрочнению уважительного и дружелюбного отношения к коллегам по спорту, к любителям спорта.
Культурный аспект судейства заключается в профессиональной ориентации в совместной деятельности на высшую культуру управления спортивными мероприятиями, на инновационные процессы судейской деятельности.
Поступательный характер современного спорта предъявляет высочайшие требования к личностным качествам спортивного арбитра, в том числе таким, как твердость и уверенность, особенно в том случае, когда болельщики скандируют с трибуны «судью на мыло», выражая своими эмоциями недовольство судейством.
Формируя вышеперечисленные корпоративные качества, спортивный арбитр сможет приобрести и приблизить к себе единомышленников, союзников в лице спортсменов, тренеров и болельщиков, которые будут способны оценить его профессионализм.
Реализуя вариативный избирательный союз, арбитр помогает судье избежать стрессовых ситуаций. Спортивный арбитр обязан безукоризненно следовать основным постулатам, которые прописаны в правилах соревнований по видам спорта, но при этом соблюдать жизненные реалии. Высокие научно-методические требования к культуре судьи способствуют росту мастерства спортсменов. Культура управления спортивного арбитра, фундаментальное знание правил соревнований, умение профессионально их применять послужат основой рациональной организации соревнований высокого ранга.
Моральный аспект судейства - это готовность быть нравственным образцом, преодолевать проблемы финансовых ресурсов, давление извне, зависимость от средств массовой информации и др., оставаясь при этом объективным.
Высокие технологии в сфере физической культуры и спорта, процессы интенсификации во многих видах спорта, к сожалению, недостаточно учитываются в процессе подготовки спортивных арбитров. В повседневной судейской деятельности арбитру приходится преодолевать максимальное психологическое воздействие накануне, а также во время и после проведения соревнований. Спортивного арбитра в большинстве случаев охватывает не меньшее волнение, чем спортсменов, но с ним нет рядом тренера, который нейтрализует и оптимально воздействует на психологическое состояние судьи. Неадекватные оценки болельщиков, тренеров и спортсменов и субъективный подход к спортивному арбитру (подозрение в подсуживании) вызывают у судьи стрессовое состояние.
Нередко необъективность судьи - это следствие его психологической неустойчивости, растерянности, которые возникают в ходе спортивных соревнований, в связи с чем спортивному арбитру необходимы не только высокие моральные, но и стабильные психологически устойчивые качества, позволяющие выдержать в экстремальных ситуациях, которые случаются во время судейства соревнований. Только так арбитры высшей квалификации, судьи олимпийской, международной, республиканской категорий способны достигнуть высот в своем мастерстве.
В современной России, так же как и в других странах, еще не подошли к профессиональному обучению спортивному судейству. Таким образом, исследование данной проблемы является актуальным.
Актуальность проблемы повышения качества судейства, необходимость научного обоснования средств и методов подготовки молодых арбитров и арбитров высшей квалификации неоднократно отмечались ведущими специалистами в разных видах спорта [1, 5, 16, 20, 23, 37, 38, 39].
Важность проблемы повышения эффективности судейской деятельности в баскетболе заключается в том, что высококвалифицированное судейство создает необходимые условия для повышения мастерства спортсменов. Технико-тактическое совершенствование спортсменов возможно лишь в условиях нормального спортивного соперничества, когда качество судейства не вступает в противоречие с законами баскетбольного турнира. Чем выше ранг турнира, тем сильнее проявляется тенденция целенаправленного отбора квалифицированных судей в условиях достаточно жесткой конкуренции.
Современный этап развития баскетбола обуславливает деятельность судейского персонала в условиях значительного повышения физического и психического напряжения спортивных арбитров, неуклонного последовательного прогресса исполнительского мастерства участников соревнований [5, 12, 17, 18, 33, 39].
В настоящее время отсутствуют научные данные, а среди специалистов бытуют самые противоречивые представления о структуре и ведущих факторах судейского мастерства, об информативных и надежных его измерителях, пригодных для диагностики и контроля при отборе и специальной подготовке судей, об организационно-методических основах эффективности обучения и воспитания судей высокой квалификации.
В любительском спорте судейство не является профессиональной деятельностью. Тем не менее, судейство следует рассматривать как специальность, которой необходимо обучаться. Как и в любой деятельности, в судействе можно выделить трудности объективные и субъективные.
Несмотря на важность нормативных требований к арбитрам, отражающих степень их физической подготовленности, теоретических знаний, уровень развития психофизиологических характеристик, в качестве основного критерия квалифицированности и подготовленности судей выступает непосредственный анализ качества практического судейства.
В настоящее время многие начинающие судьи приходят в судейство, не имея базовых знаний об игре, т.е. не занимающиеся баскетболом профессионально в спортивных школах, техникумах, вузах, у них объективно наблюдается нехватка знаний по правилам игры, механике, интерпретациям правил и другим аспектам подготовки судей. Из этого можно сделать вывод о необходимости выработки программы подготовки начинающих судей, которая могла бы помочь в едином подходе к процессу обучения начинающих и опытных арбитров на всей территория страны во всех ее регионах. Единая программа могла бы также способствовать привлечению опытных, авторитетных судей для их участия в ее реализации в качестве наставников и преподавателей, а впоследствии продолжении своей карьеры в качестве комиссаров, инструкторов, инспекторов, членов просмотровой комиссии и т.д.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что проведение специальных исследований, направленных на поиск решений в интересах обучения и совершенствования технико-тактических навыков судейства молодых судей по баскетболу позволит повысить надежность и эффективность их деятельности и создаст необходимые условия для повышения мастерства спортсменов.
Объект исследования - профессиональная подготовка молодых арбитров по баскетболу.
Предмет исследования - содержание и направленность учебно-тренировочного процесса молодых арбитров по баскетболу.
Цель исследования - разработка методических особенностей формирования технико-тактического навыка судейства молодых арбитров по баскетболу.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. анализ научно-методической литературы, рассмотреть роль и место спортивного арбитра в организации процесса соревновательной деятельности;
2. выявить методические особенности профессиональной подготовки молодых арбитров по баскетболу;
3. разработать примерный кодекс поведения судьи.
Научная новизна. В теоретическом анализе работы применения методики обучения профессиональным приемам молодых арбитров, в изучении и использовании прогрессивного опыта в судейской практике.
В попытке усовершенствовать систему подготовки спортивных арбитров по баскетболу в условиях Республики Тыва.
Методологической основой исследования является учение о методах и приемах обучения судейству в баскетболе, а также правила игры, судейство и организация соревнований послужили труды В.Н. Зуева, А.Е. Гомельского, Кузин В.В., Кутепов М.Е., Холодняк Д.Г.
Историй возникновения судейства описываются в трудах Л. Кун, Н.Р. Ермака, Р.А. Пилояна, Ю. Бржежинского, С.Н. Мягкова, Е.Н. Стеблецова, К. Барышникова.
Психологию общения и конфликтологии в спорте раскрывают Ю.Л. Ханин И.И. Сулейманов, В.А. Сухарев.
Управление системой спортивного соревнования и спортивного маркетинга даны в трудах В.Н. Зуева, В.И. Жолдак, С.И.Гуськова, М.Я. Сараф, В.И. Столяров.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в результате теоретико-методологического исследования рассматривается изучение и внедрение опыта ведущих специалистов страны, что позволяет понять тенденции развития процесса подготовки спортивных арбитров, который будет способствовать прогрессу профессионального уровня совершенствуется благодаря системному индивидуальному подходу к инновационной судейской технологии, базирующейся на со-временной судейской аппаратуре, оборудовании и компьютеризации. Он моделирует оптимальные направления в судействе, формируя при этом индивидуальное лицо. Спортивный арбитр растет, получая высшие ранги в судейских категориях, и ему доверяют судить соревнования высокого уровня.
При выполнении данной работы использовался метод изучение и анализ научно-методической литературы.
Всего в процессе исследования рассмотрено 67 литературных источников, позволяющие выявить современные тенденции развития спортивного судейства в баскетболе, рассматривались различные методики профессиональной подготовки молодого арбитра.
1. Важность проблемы повышения эффективности судейской деятельности в баскетболе заключается в том, что высококвалифицированное судейство создает необходимые условия для повышения мастерства спортсменов. Технико-тактическое совершенствование спортсменов возможно лишь в условиях нормального спортивного соперничества, когда качество судейства не вступает в противоречие с законами баскетбольного турнира. Чем выше ранг турнира, тем сильнее проявляется тенденция целенаправленного отбора квалифицированных судей в условиях достаточно жесткой конкуренции.
Спортивные соревнования стали брендом и, можно смело утверждать условием прогресса в цивилизованном мире. Для регуляции специфических особенностей спортивных мероприятий существуют правила соревнований. Спортивный арбитр расставляет системным подходом в спорте, в мониторинге спортсменов, спортивных команд, в реализации физической активности направленной на развитие и укрепление организма и достижения высоких результатов в соревновательной деятельности посредством соперничества.
2. Поступательный характер современного спорта предъявляет высочайшие требования к личностным качествам спортивного арбитра, в том числе таким, как твердость и уверенность, особенно в том случае, когда болельщики скандируют с трибуны «судью на мыло», выражая своими эмоциями недовольство судейством. Формируя вышеперечисленные корпоративные качества, спортивный арбитр сможет приобрести и приблизить к себе единомышленников, союзников в лице спортсменов, тренеров и болельщиков, которые будут способны оценить его профессионализм.
3. Спортивные соревнования представляют собой неотъемлемую составную часть спортивного движения. Спортивный арбитр в соревнованиях выполняет роль законоисполнителя. В соревновательном процессе судья должен соблюдать правила соревнований, но, к сожалению, в сфере спорта, как и в целом человеческом мире, отсутствует одинаковая оценка ситуаций, что обуславливает: различие в собственных планах участвующих в спортивном состязании сторон; разные личностные качества, а также недоверие, подозрительность участников соревнования; эгоизм и эгоцентризм, индивидуальную мотивацию участия в спортивном соревновании; разный образ жизни и уровень культурного развития
4. Глаза судей должны постоянно двигаться для того, чтобы попытаться охватить всю площадку, всегда зная, где располагаются все десять (10) игроков. В зависимости от положения мяча, один из судей должен наблюдать за игровым действием без мяча. Знать, где находится мяч - это не то же самое, что смотреть на мяч. Судья должен знать, как обращаться со спортсменами и в чем они нуждаются. Он должен понимать, что во время соревнований многие спортсмены сильно волнуются, и «диктаторская» манера общения судьи со спортсменом может привести к неприятным ситуациям, которую можно было бы избежать, если бы судья проявил больше такта. Некоторые спортсмены не идут на контакт, и с ними следует вести себя твердо, но дипломатично. Если они не реагируют на обоснованное предупреждение, их следует наказать, независимо от прежних заслуг. Рефери может предупредить спортсмена или исключить его/ее из дальнейшего участия в соревнований.
5. Личностные качества, которые требуются от судьи: такт и здравый смысл; высокий уровень концентрации внимания; быстрая реакция; решительность (но без резкости); знание и понимание Правил и требований соревнований; понимание потребностей спортсменов.
6. Каждому судье или рефери крайне необходимо хорошо знать Правила соревнований, и каждый, кто собирается осуществлять судейств на регулярной основе, должен считать их своей настольной книгой. Однако не следует забывать, что правила не могут предусматривать все возможные случаи, и иногда даже среди опытных судей могут возникать расхождения по поводу трактовки того или иного правила. В таких случаях следует руководствоваться принципами целесообразности в отношении данного правила. В Правилах часто встречаются слова «должен» и «следует». Эти слова используются намеренно, для того чтобы подчеркнуть, что когда в правиле употребляется слово «должен» выполнение его является обязательным, а когда используется «следует», это значит, что желательно следовать этому правилу, строгое выполнение не является обязательным.
1. Абрамов Л.З., Зражевский Ю.У. Организация и судейство шахматных соревнований. -
М., 1977.
2. Агеевец В.У., Орлов P.M., Жестянников Л.В. Экономика физической культуры. - СПб.,
1996.
3. Аиви А. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. - Новосибирск, 1987. Аксельрод С.Л. Спортивные соревнования. - М., 1952. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркете- ров. - М., 1997.
4. Алешин В.В., Переверзин И.И. Менеджмент спортивного сооружения. - М., ИСМ- РГАФК, 1996.
5. Аристова Л.В., Бойко В.В. Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения. - М.: Советский спорт, 1998. Аткинсон В. Сила мысли. Память и уход за ней. - М., 1996. Баранов В.Н., Виноградов П.А., Переверзин И.И. и др. Справочник физкультурного работника. - М.: Советский спорт, 1991.
6. Боген М.М. Спорт - благосостояние или проклятие? - М.: Конфликт, 1989.
7. Веснин В.Р. Менеджмент для предпринимателей. ч.1-2. - М.: Антиква, 1993.
8. Вести коллегии футбольных арбитров. - № 5, 2002. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 1996.
9. Гомельский А.Е. Управление командой в баскетболе. - М., 1976. Горшков В. Е., Какузин В.А., Починкин А.В. и др. Управление физической культурой и спортом в современных условиях. Учебное пособие. - Малаховка: МОГИФК, 1993.
10. Гуськов С.И. Государство и спорт. - М., 1996.
11. Гуськов С.И. Спортивный маркетинг. Учебное пособие. - Киев, 1996.
12. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М., 1994. Ермак Н.Р., Пилоян Р.А. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ 7.-С. 13-17.
13. Жестянников Л.В., Аристова Л.В. Управление спортивными сооружениями. Нормативные и методические документы для курсов повышения квалификации.
14. Жолдак В. И., Сейранов С.Г. Менеджмент. - М.: ФОН, 1998.
15. Жолдак В.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. - М., 1994.
16. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. - М., 2002.
17. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Основы менеджмента спорта. - Тюмень, 1998.
18. Жолдак В.И., Новиков Н.А. Спортивные зрелища как фактор влияния на групповую психологию. Материалы конференции по психологии и социологии спорта. - Тарту: ТГУ, 1969.
19. Закон Российской Федерации по физической культуре и спорту, 1999.
20. Зуев В.Н., Шитова Н.А. Социально-экономические условия управления системой спортивного соревнования. - Омск, 2001.
21. Зуев В.Н. Управление системой спортивного соревнования. - Тюмень, 2001.
22. Зуев В.Н. Управление системой соревнований в северном многоборье. - Омск, 1996.
23. Зуев В.Н, Сулейманов И.И. Менеджмент для спортивного организатора. - Омск, 1997.
24. Зуев В.Н. Сборник правил соревнований по народным видам спорта. - Тюмень, 1997.
25. Зуев В.Н. Спортивный арбитр. - Тюмень, 1998.
26. Зуев В.Н. Регулирование нормативно-правовых документов в отечественной сфере физической культуры и спорта. - СПб., 2001.
27. Зуев В.Н. Словарь основных понятий видов спорта и современных терминов в судействе спортивных мероприятий. - Тюмень, 2002.
28. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. - М., 1978.
29. Ипполитов Ю., Каллогнемос В. Организация и судейство соревнований по гимнастике. - М., 1980.
30. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. Пер. с чешского. - СПб., 1994.
31. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: Прогресс, 1990.
32. Котлер Филипп. Маркетинг 2003 от А до Я. - СПб., 2003.
33. Кузин В.В., Кутепов М.Е., Холодняк Д.Г. Спортивный арбитраж. - М., 1996.
34. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: Радуга, 1982.
35. Кутепов М.Е. Маркетинг в зарубежном спорте. Учебное пособие. -М.: ГЦОЛИФК, 1993.
36. Кхол И. Эффективность управленческих решений. Пер. с чешского - М.: Прогресс, 1975.
37. Менеджер мафии. Руководство для корпоративного Маккиа- велли. - М., 2002.
38. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М., 1997.
39. Настольная книга спортивного менеджера. Под ред. Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. -М.: ФОН, 1997.
40. Никитина О.А. Личность, карьера, успех. - СПб., 1996.
41. Ниссийен И., Воутилайнен Э. Советы управляющему. - Свердловск, 1991.
42. Официальные правила баскетбола, 2010 г.
43. Официальные правила баскетбола. Интерпретации к правилам баскетбола, 2010 г.
44. Официальные правила баскетбола. Баскетбольное оборудование, 2010 г.
45. Петренко Ф. Секреты руководства. - М., 1968.
46. Постановление Правительства РФ «О разработке социальных норм и нормативов». - М., 1996 от 03.07. № 1063-р461.
47. Постановление Правительства РФ «О привлечении дополнительных средств для проведения международных спортивных соревнований». - М., 1994.
48. Правила игры, судейство и организация соревнований по настольному теннису. - М.: Спортакадемпресс, 2002.
49. Правила игры и универсальное руководство для судей. Пер. с английского. Международная федерация футбола. - М., 1991
50. Родиченко B.C. Спортивные соревнования: информация, управление. - М., 1978.
51. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX века II Теория и практики физической культуры. -
1997. - № 7. - С. 5-12.
52. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие. - М., 1992.
53. Сейранов С.Г. Контрактирование в спорте.-М.: РГАФК, 1994.
54. Сейранов С. Г. Введение в менеджмент физической культуры и спорта. Учебно¬
методическое пособие. - М.: РГАФК, 1995.
55. Системный анализ в управлении. Под ред. B.C. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин - М., 2002.
56. Слинько О.Б. Люди в вашем деле. - Киев, 1996.
57. Сопер П. Основы искусства речи. Пер. с англ. - Ростов-н/Д, 1996.
58. Судейство соревнований по легкой атлетике, практическое руководство международной любительской легкоатлетической федерации (ИААФ) - М.: Олимпия- Press, 2003.
59. Сулейманов И.И. Основы спортивной конфликтологии. - Омск, 1997.
60. Сухарев В.А. Психология интеллекта. - Донецк, 1997.
61. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И. А. Обучение в спорте.— М., 1992.
62. Толковый словарь спортивных терминов. Терминология спорта. (Составители Суслов
Ф.П., Тышлер Д.А.). - М., 2001.
63. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. Пер. с англ. - М., Наука, 1992.
64. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М., 1980.
65. Холопова Т.И., Лебедев М.М. Протокол и этикет для деловых людей. - М.: ИНФРА, - М.: Анкил, 1994.
66. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. - М., 1995.
67. Шааф Ф. Спортивный маркетинг. Пер. с англ. - М.: Инфор- миздат. дом «Филипъ»,
1998. - 464 с.