Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий в Барнауле.
Выборка: 20 участников, отобранных по строгим критериям, включающим возрастной диапазон (45–65 лет), опыт участия в боевых действиях и временной период после выхода на пенсию (не более 5 лет). .
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы стресса у военнослужащих при выходе на пенсию 12
1.1. Психологические аспекты стресс 12
1. 1.1 Особенности стресса при выходе на пенсию 19
1.2. Особенности профессиональной деформации у военнослужащих 23
1.3. Адаптация военнослужащих к гражданской жизни 30
1.4. Стресс как психосоциальная проблема военнослужащих на пенсии 37
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Эмпирическое исследование переживания стресса у военнослужащих на пенсии 45
2.1. Программа и описание выборки исследования переживания стресса у военнослужащих при выходе на пенсию 45
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 56
2.3. Прикладное значение и обсуждение результатов исследования переживания стресса у военнослужащих при выходе на пенсию 68
Выводы по 2 главе 77
Заключение 79
Список использованной литературы 83
Приложения 92
Выход военнослужащего на пенсию рассматривается в современном научном поле как один из наиболее сложных переломных этапов, сопровождающихся интенсивными психоэмоциональными нагрузками. После многолетней службы в условиях строгой субординации, постоянной боеготовности и четкого распределения обязанностей, человек в одночасье оказывается в иной реальности, где ряд привычных ролевых позиций и профессиональных установок, перестают работать. Снижение уровня контроля, прекращение строгих дисциплинарных требований, а также перестройка режима дня приводят к тому, что у бывших военных возникают особые формы стресса, требующие глубокого теоретического и эмпирического анализа. При этом психическое напряжение, накапливающееся в армейской обстановке, обретает в гражданской жизни иной смысловой оттенок и зачастую трансформируется в устойчивые деструктивные проявления: чувство пустоты, эмоциональное выгорание и трудности социального взаимодействия.
Актуальность изучения стресса в период увольнения со службы определяется рядом объективных обстоятельств. Во-первых, стремительный темп социально-экономических изменений ставит перед выходящими в запас военными новые требования: необходимости переквалификации, переосмысления своих перспектив, освоения незнакомых форм трудовой деятельности. Во-вторых, высокая информационная насыщенность современного общества обнажает проблемы психологического здоровья и профессиональной деформации в военной среде, которые в прежние десятилетия нередко оставались скрытыми. В-третьих, состояние здоровья и личностные особенности военнослужащих, покидающих ряды Вооруженных Сил, прямо влияют на уровень социальной стабильности: от того, насколько комфортно они адаптируются к мирной жизни, зависит общий уровень конфликтности в семьях, производственных коллективах и обществе в целом.
Изучение проблемы стресса у военнослужащих при выходе на пенсию интегрирует классические подходы к пониманию стрессовых реакций с современными идеями о специфике военной деятельности. Основы физиологических адаптационных процессов были заложены Г. Селье, а когнитивно-оценочный подход развил Р. Лазарус, подчеркивая важность индивидуальных стратегий совладания. Эти исследования стали базой для понимания стресса как многофакторного явления, где пересекаются биологические, психологические и социальные аспекты. В зарубежной литературе, работы A. Kuhn и коллег подчеркивают риски ухудшения здоровья при выходе на пенсию, что также актуально для военнослужащих. Исследования М.С. Коневой и других российских авторов отмечают усиленное воздействие стрессовых факторов в военной службе, приводящее к профессиональной деформации, которая усложняет адаптацию к гражданской жизни. Научные труды подчеркивают необходимость дальнейших исследований, чтобы объединить знания о стрессе и военной службе, что позволит создать программы профилактики и коррекции негативных состояний у экс-военных.
Целью данной выпускной квалификационной работы, является выявление особенностей переживания стресса у военнослужащих на пенсии, а также анализ факторов, способствующих формированию устойчивых форм психологической адаптации в постслужебный период.
Объект исследования – феномен стресса, сопровождающего процесс перехода военнослужащих в статус пенсионеров.
Предмет исследования – закономерности и детерминанты психологического напряжения во время указанного перехода, а также механизмы, определяющие уровень адаптации к гражданской среде.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ существующих подходов к пониманию природы стресса у военных пенсионеров.
2. Выявить специфику профессиональной деформации у военнослужащих, способствующую стрессогенному фону при выходе на пенсию;
3. Определить основные аспекты адаптации военных к гражданской жизни.
4. Провести эмпирическое исследование с использованием психодиагностических методик, направленных на детальное изучение переживаний, связанных с увольнением из армии;
5. Проанализировать полученные данные и предложить рекомендации по психологическому сопровождению, снижению стрессовых состояний и профилактике негативных последствий.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень стресса у военнослужащих, уходящих на пенсию, в значительной мере определяется как сформировавшейся ранее профессиональной деформацией, так и особенностями социальной поддержки и семейных отношений. Чем выше степень информированности и наличие продуманной стратегии адаптации к новым условиям, тем ниже вероятность формирования деструктивных эмоциональных состояний.
Теоретико-методологическими основаниями выступают как фундаментальные, так и современные исследования российских и зарубежных ученых. В основу анализа легли положения о взаимосвязи психологического и физиологического аспектов стресса, а также данные о роли когнитивных стратегий в механизмах совладания.
В ходе работ будут применены следующие методы исследования:
– анализ научной литературы и теоретических источников;
– психологическое анкетирование и тестирование, в том числе опросники на выявление уровня тревожности, глубины стрессовых переживаний, признаков профессиональной деформации у военнослужащих (с указанием методик и авторов в основной части исследования);
– математико-статистическая обработка полученных данных;
– обобщение и интерпретация результатов с выработкой практических рекомендаций по снижению стрессогенных проявлений.
Выборка исследования: в данном исследовании приняли участие 20 военных пенсионеров имеющих опыт участия в боевых действиях.
База исследования: Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий в Барнауле.
Научная новизна работы состоит в комплексном сочетании психофизиологических, социальных и профессиональных факторов, влияющих на формирование специфических переживаний у военных пенсионеров. Предпринимается попытка систематизировать данные о профессиональной деформации, типичной для ряда военных специальностей, сопоставляя их с результатами диагностических процедур, проведенных среди респондентов, вышедших на пенсию.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений об особенностях стрессовых реакций у лиц, завершающих военную карьеру, и в дополнении теоретической базы сведениями о роли профессиональных привычек, возникающих в результате многолетнего пребывания в армейской среде. Полученные выводы могут быть использованы для дальнейших исследований, направленных на разработку более углубленных социально-психологических моделей адаптации.
Практическая значимость работы предусматривает возможность внедрения сформулированных рекомендаций в деятельность организаций, занимающихся психологическим сопровождением, реабилитацией и консультированием военных пенсионеров. Результаты могут применяться социальными службами и специалистами силовых ведомств, координирующими процесс перехода военнослужащих в гражданскую жизнь, а также использоваться при подготовке психопрофилактических программ в образовательных учреждениях, ориентированных на военную аудиторию.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стресс у военнослужащих при выходе на пенсию как многофакторное явление.
Выход военнослужащих на пенсию представляет собой сложный переходный период, сопровождающийся интенсивными психоэмоциональными нагрузками, обусловленными утратой профессиональной идентичности, изменением социального статуса и перестройкой привычного уклада жизни. На основе теоретического анализа установлено, что стресс в данном контексте является многофакторным явлением, включающим физиологические, психологические и социальные аспекты. Интеграция классических подходов Г. Селье и Р. Лазаруса с современными исследованиями военной психологии позволяет утверждать, что стресс у военных пенсионеров формируется под влиянием накопленных профессиональных деформаций, травматического опыта и недостаточной готовности к гражданской жизни, что требует комплексного подхода к его изучению и коррекции.
2. Роль профессиональной деформации в формировании стрессовых реакций.
Эмпирическое исследование подтверждает, что профессиональная деформация, сформированная в условиях длительной военной службы (строгая субординация, постоянная боеготовность, ограниченная автономия), выступает значимым фактором, усиливающим стрессовые реакции у военнослужащих при выходе на пенсию. Выявлено, что привычные ролевые позиции и профессиональные установки, теряющие актуальность в гражданской среде, приводят к чувству пустоты, эмоциональному выгоранию и трудностям социального взаимодействия, что обосновывает необходимость учета данного фактора при разработке адаптационных программ
3. Взаимосвязь уровня стресса с социальной поддержкой и стратегиями адаптации.
В ходе исследования подтверждена гипотеза о том, что уровень стресса у военных пенсионеров в значительной степени определяется наличием социальной поддержки и продуманных стратегий адаптации к новым условиям жизни. Анализ данных, полученных с использованием психодиагностических методик, показал, что более высокий уровень информированности о возможностях переквалификации, доступ к психологической помощи и поддержка со стороны семьи и общества снижают вероятность формирования деструктивных эмоциональных состояний, таких как тревожность и депрессия, что подчеркивает важность создания условий для успешной интеграции в гражданскую среду.
4. Эмпирические особенности переживания стресса у военных пенсионеров.
Результаты эмпирического исследования, проведенного с применением методик диагностики стресса, тревожности и профессиональной деформации, выявили специфические особенности переживания стресса у военнослужащих на пенсии, включая высокий уровень психического напряжения, связанного с утратой контроля и привычного режима, а также выраженные проявления эмоционального истощения. Полученные данные, подкрепленные статистической обработкой, указывают на необходимость индивидуализированного подхода к психологическому сопровождению, учитывающего как личностные особенности, так и накопленный профессиональный опыт участников.
5. Практические рекомендации по снижению стресса и профилактике негативных последствий .
На основе анализа теоретических и эмпирических данных разработаны рекомендации по психологическому сопровождению военных пенсионеров, направленные на снижение стрессовых состояний и профилактику их негативных последствий. Предложенные меры включают внедрение программ подготовки к выходу на пенсию еще на этапе службы, организацию групповых и индивидуальных консультаций, развитие навыков саморегуляции и вовлечение семейного окружения в процесс адаптации. Эти рекомендации могут быть использованы социальными службами, реабилитационными центрами и силовыми ведомствами для повышения эффективности перехода военнослужащих к гражданской жизни и снижения уровня конфликтности в обществе.
Этапы исследования:
1. Подготовительный этап
На данном этапе была определена цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулирована гипотеза. Проведен анализ научной литературы по теме стресса у военнослужащих на пенсии, включая работы Г. Селье, Р. Лазаруса, а также современных российских и зарубежных авторов. Разработана теоретико-методологическая база, выбраны методы исследования (анализ литературы, психодиагностические методики, статистическая обработка данных) и определена выборка (20 военных пенсионеров с опытом участия в боевых действиях). Также выбрана база исследования – Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий в Барнауле.
2. Теоретический этап
Осуществлен детальный анализ существующих подходов к пониманию стресса, профессиональной деформации и адаптации военнослужащих к гражданской жизни. Выявлены ключевые факторы, влияющие на стрессогенный фон при выходе на пенсию, включая утрату профессиональной идентичности и изменение социального статуса. Результаты теоретического анализа легли в основу эмпирического исследования.
3. Эмпирический этап
Проведено исследование с использованием психодиагностических методик (Миссисипский опросник, методика В.В. Бойко, шкала PSM-25) для изучения уровня стресса, эмоционального выгорания и особенностей адаптации у участников. Данные собирались в условиях Центра социальной реабилитации, что обеспечило контролируемую среду. Выборка включала 20 военных пенсионеров, имеющих опыт боевых действий.
4. Аналитический этап
Выполнена математико-статистическая обработка полученных данных, выявлены закономерности переживания стресса у военных пенсионеров. Установлено, что 55% участников испытывают высокий уровень стресса, а 15% демонстрируют успешную адаптацию. Проанализированы факторы, влияющие на уровень стресса, включая профессиональную деформацию и социальную поддержку.
5. Заключительный этап
Обобщены результаты исследования, подтверждена гипотеза о взаимосвязи уровня стресса с профессиональной деформацией и социальной поддержкой. Разработаны практические рекомендации по психологическому сопровождению военных пенсионеров, включая программы подготовки к выходу на пенсию, тренинги и консультации. Сформулированы выводы, отражающие научную и практическую значимость работы.
Структура работы отражает логику исследования. Первая глава концентрируется на теоретическом анализе вопроса: дается обзор психологических основ стресса, рассматриваются особенности его проявления при выходе на пенсию, а также анализируется феномен профессиональной деформации и связанных с ней факторов адаптации в гражданском пространстве. В разделе «Стресс как психосоциальная проблема военнослужащих на пенсии» приводятся данные о многостороннем влиянии эмоциональных и социальных изменений на личность экс-военного. Вторая глава содержит программу эмпирического исследования, включая характеристику выборки, описание методов диагностики и формат обработки результатов. Завершающие подразделы посвящены обсуждению итогов эксперимента, где формулируются предложения по актуализации мер профилактики и коррекции стрессовых состояний у военных пенсионеров.
Работа состоит из двух логически-взаимосвязанных между собой глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 70 источников.
В рамках данной выпускной квалификационной работы была достигнута цель, заключающаяся в выявлении особенностей переживания стресса у военнослужащих на пенсии, а также в анализе факторов, способствующих формированию устойчивых форм психологической адаптации в постслужебный период. Исследование проводилось в условиях комплексного подхода, объединяющего теоретический анализ и эмпирическое изучение проблемы, что позволило получить всестороннее представление о психологических вызовах, с которыми сталкиваются военные пенсионеры. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи.
1. Теоретический анализ существующих подходов к пониманию природы стресса у военных пенсионеров. Проведен всесторонний обзор научной литературы, включая классические концепции стресса, разработанные Г. Селье (теория общего адаптационного синдрома) и Р. Лазарусом (модель когнитивной оценки стресса), а также современные исследования, посвященные специфике стрессовых реакций в военной среде. Особое внимание уделено работам, связанным с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и эмоциональным выгоранием среди военнослужащих. Установлено, что стресс у военных пенсионеров представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное совокупностью биологических (нейрогуморальная регуляция), психологических (эмоциональные и когнитивные реакции) и социальных (изменение статуса и ролей) аспектов. Этот вывод подчеркивает необходимость междисциплинарного подхода к изучению стресса и адаптации, что создает теоретическую базу для дальнейших исследований и практических разработок.
2. Выявление специфики профессиональной деформации у военнослужащих, способствующей стрессогенному фону при выходе на пенсию. Определено, что профессиональная деформация, формирующаяся в условиях длительной военной службы, играет ключевую роль в усилении стрессогенного фона в постслужебный период. Особенности военной деятельности, такие как строгая субординация, постоянная боеготовность, ограниченная автономия в принятии решений и частое столкновение с экстремальными ситуациями, приводят к специфическим личностным изменениям. Эти изменения включают повышенную тревожность, эмоциональную онемелость, склонность к гиперконтролю и трудности в установлении доверительных отношений в гражданской среде. Кроме того, чувство утраты профессиональной идентичности и социальной значимости после выхода на пенсию усиливает ощущение пустоты и способствует развитию эмоционального выгорания. Данный вывод подтверждает важность ранней диагностики профессиональной деформации и разработки профилактических мер еще на этапе военной службы.
3. Определение основных аспектов адаптации военных к гражданской жизни. В ходе исследования установлены ключевые аспекты адаптации военнослужащих к новым условиям жизни после завершения службы. Этот процесс включает переосмысление профессиональной идентичности, развитие новых социальных ролей (например, в семье или обществе), а также поиск жизненных смыслов в условиях утраты привычной структуры и целей. Выявлено, что успешная интеграция в гражданскую среду во многом зависит от внешних факторов, таких как доступность социальной поддержки, наличие программ переподготовки и законодательной базы, обеспечивающей занятость и финансовую стабильность. Не менее важны и внутренние ресурсы, включая личностную устойчивость, мотивацию к саморазвитию и готовность к изменениям. Особое значение имеет формирование позитивного отношения к пенсионному возрасту, что может трансформировать стрессовые состояния в продуктивную адаптацию, открывая возможности для личностного роста и социальной активности.
4. Проведение эмпирического исследования с использованием психодиагностических методик, направленных на детальное изучение переживаний, связанных с увольнением из армии. Эмпирическая часть исследования была реализована с применением комплекса психодиагностических инструментов, включая Миссисипский опросник для оценки симптомов ПТСР, методику В.В. Бойко для диагностики эмоционального выгорания и шкалу PSM-25 для анализа текущего уровня стресса. Исследование проводилось в условиях Центра социальной реабилитации в Барнауле, что обеспечило контролируемую среду для сбора данных. Результаты показали, что 55% участников демонстрируют высокий уровень стресса, связанный с адаптационными трудностями, симптомами ПТСР и эмоциональным истощением. В то же время 15% респондентов с низким уровнем стресса свидетельствуют о возможности успешной адаптации при наличии определенных ресурсов, таких как социальная поддержка, семейная стабильность или личностная резилентность. Эти данные подчеркивают неоднородность реакции на стресс и необходимость индивидуализированного подхода к психологической помощи.
5. Анализ полученных данных и предложение рекомендаций по психологическому сопровождению, снижению стрессовых состояний и профилактике негативных последствий. На основе анализа эмпирических данных были разработаны практические рекомендации, направленные на снижение уровня стресса и предотвращение его хронизации среди военных пенсионеров. Предложены меры, включающие внедрение подготовительных программ еще на этапе военной службы, направленных на информирование о возможностях гражданской жизни и развитие навыков совладания со стрессом. После выхода на пенсию рекомендовано использование социально-психологических тренингов, когнитивно-поведенческих подходов, техник психологической разгрузки и аутогенных методов саморегуляции. Важным аспектом является системная поддержка со стороны государства и общества, включая доступ к профессиональному консультированию, помощь в решении бытовых и финансовых вопросов, а также создание ветеранских объединений для поддержания социальной активности. Эти меры способствуют улучшению качества жизни военных пенсионеров, снижению риска психических расстройств и укреплению их психологического благополучия.
Таким образом, все поставленные задачи исследования выполнены в полном объеме, что подтверждается полученными теоретическими и эмпирическими результатами. Гипотеза исследования полностью подтверждена.
1. Приказ Министерства обороны РФ от 5 февраля 2001 года N 45 О мерах по повышению эффективности деятельности органов военного управления по осуществлению социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы,граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
2) Перечень отечественной и зарубежной литературы по теме
2. Абульханова, К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. / К.А. Абдульханова, Т.Н. Березина. – СПб, «Алетейя», 2001, – 304 с.
3. Анцыферова, Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Издание 2-е, исправленное и дополненное. / Л.И. Анциферова. – М.: Институт психологии Российской академии наук, 2006, – 415 с.
4. Алиев, У.С. Психологическая технология повышения стрессоустойчивости у представителей экстремальных профессий / У. С. Алиев // Психология человека в образовании. – 2021. – Т. 3, № 4. – С. 372-384.
5. Белюшина, И.В. Необходимость оказания социально-психологической помощи военнослужащим и участникам боевых действий / И. В. Белюшина // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. – 2024. – № 2. – С. 7-11.
6. Березина Т.Н. Пенсионный стресс – как психофизиологический феномен / Т.Н. Березина // Психология и Психотехника. – 2019. – № 4. – С. 15-27.
7. Виноградов, К.А. Психологическая помощь участникам боевых действий / К. А. Виноградов // Студенческий вестник. – 2023. – № 40-2(279). – С. 9-10.
8. Водопьянова, Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 276 с.
9. Военная психиатрия в XXI веке : cовременные проблемы и перспективы развития / А. А. Марченко, Е. В. Крюков, В. К. Шамрей [и др.]. – Санкт-Петербург : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «СпецЛит», 2022. – 367 с.
10. Гнездилов, Г.В. Особенности психореабилитационной работы с участниками боевых действий с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) / Г. В. Гнездилов, В. В. Киселев, М. Г. Гнездилова // Человеческий капитал. – 2023. – № 11-2(179). – С. 78-89.
11. Грунина, Т.А. Реабилитация военнослужащих, участников СВО. Клинико - психологический аспект / Т. А. Грунина, Э. В. Шурупов, Л. И. Ивахненко // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2024. – № 2. – С. 45-54.
12. Данилов, В.А. Боевой стресс у участников специальной военной операции / В. А. Данилов // Развитие теории и практики управления повседневной деятельностью соединений, воинских частей и организаций Министерства Обороны Российской Федерации. Проблемные вопросы и пути их решения. – Казань: Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознамённое училище МО РФ, 2025. – С. 61-65.
13. Деева, О. С. Причины профессионального стресса и методы его профилактики / О. С. Деева // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2019. – № 14. – С. 140-146.
14. Дезадаптивные изменения в нервной системе после воздействия боевого стресса и травм / Т. Е. Потемина, А. А. Зуйкова, С. В. Кузнецова, А. В. Перешеин // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: реабилитация, врач и здоровье. – 2019. – № 4(40). – С. 72-77.
15. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. / В.Н. Дружинин. – М.: Наука, 2007. – 368 с.
16. Дурицкая, Е.С. Влияние стресса на физическое здоровье: как психосоматика влияет на организм? / Е. С. Дурицкая // Кооперация науки и общества - путь к модернизации и инновационному развитию : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 05 февраля 2025 года. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2025. – С. 195-197.
17. Еремина, Т.И. Социально-психологическая адаптация граждан, принимавших участие в боевых действиях./ Т.И. Еремина, Н.П. Крюков, Ю.Ю. Логинова. – Саратов : ПМУЦ, 2012. – 62 с.
18. Завадская, Ю.В. Этика психологических исследований с участием людей / Ю. В. Завадская // Наукосфера. – 2021. – № 7-2. – С. 129-134.
19. Зайцев, Т. А. Стресс - факторы в условиях военной службы / Т. А. Зайцев // Концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 63-66.
20. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для ст-тов вузов./ Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2020. – 330 с.
21. Зеленцов, С.Ю. Проблемы адаптации ветеранов вооруженных сил при трудоустройстве в гражданской сфере / С. Ю. Зеленцов, Д. В. Жуков, И. А. Зелененький // Научная мысль. – 2022. – Т. 19, № 1-1(43). – С. 104-113.
22. Кассиль, Г.Н. Внутренняя среда организма./ Г.Н. Кассиль. – М.: Наука, 1978. – 224 с.
23. Кизиярова, А.А. Формирование деструктивного поведения военных пенсионеров - проблемная область психологического сопровождения / А. А. Кизиярова // Материалы Ивановских чтений. – 2022. – № 2(37). – С. 93-96.
24. Китаев-Смык. Л. Психология стресса: монография. / Л. Китаев-Смык. – М.: RUGRAM, 2022. – 368 с.
25. Кокс, Т. Стресс. / Т.Кокс. – М.: Медицина , 1981. – 213 с
26. Конева, М.С. Влияние стресса на профессиональное здоровье военнослужащих: актуальные вопросы теории / М. С. Конева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 16 (411). – С. 428-430.
27. Кузнецов-Храмов, М. С. Психологическая помощь для участников боевых действий / М. С. Кузнецов-Храмов // Студенческий вестник. – 2023. – № 40-2(279). – С. 24-25.
28. Куксина Д.С. Адаптация военнослужащих к условиям гражданской жизни. // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] – URL: a href=«https://scienceforum.ru/2014/article/2014005005»>https://scienceforum.ru/2014/article/2014005005 (дата обращения: 20.03.2025 ).
29. Лаврова, Е.Е. Личностные деформации участников боевых конфликтов / Е.Е. Лаврова // Молодой ученый. – 2015. – № 18 (98). – С. 332-336.
30. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178–208.
31. Ли, С. Перспективы и особенности психологических исследований по проблемам человеческих ресурсов / С. Ли // Аргуновские чтения - 2023. – Якутск: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)», 2023. – С. 679-683.
32. Личагина, Н. Э. К вопросу о психологической реабилитации участников боевых действий с помощью нейропсихологических методов / Н. Э. Личагина // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2024. – С. 278-282.
33. Лотова, И. П. Психологическая помощь военнослужащим - участникам боевых действий, уволенным в запас или в отставку, и членам их семей: основные положения / И. П. Лотова // Отечественный журнал социальной работы. – 2023. – № 2(93). – С. 97-103.
34. Мазманян, М. М. Психическое здоровье ветеранов в послевоенный период / М. М. Мазманян, Т. С. Базарчян // Пятнадцатая годичная научная конференция = ՏԱՍՆՀԻՆԳԵՐՈՐԴ ՏԱՐԵԿԱՆ ԳԻՏԱԺՈՂՈՎ. – Ереван: Российско-Армянский (Славянский) университет, 2022. – С. 619-625.
35. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 30.04.2025).
36. Миссисипский опросник для боевого ПТСР (посттравматического стрессового расстройства)[Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 30.04.2025).
37. Михайлова, А. Д. Адаптация военнослужащих к гражданской работе после СВО / А. Д. Михайлова, Т. С. Леоненко // Молодежная наука. – Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения», 2024. – С. 87-90.
38. Нехлебова Н. Как военная травма влияет на человека, его семью и все общество [Электронный ресурс] – URL: https://www.pravmir.ru/kak-voennaya-travma-vliyaet-na-cheloveka-ego-semyu-i-vse-obshhestvo/ (дата обращения: 21.03.2025).
39. Новикова, Т. С. К вопросу о феномене профессиональной деформации личности в контексте психологии профессионального развития / Т. С. Новикова, Я. И. Ахадова, М. А. Парахина // Место и роль аграрной науки в обеспечении продовольственной безопасности. – Смоленск: ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА, 2022. – С. 154-157.
40. Оганесова, Н.Л. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса / Н. Л. Оганесова, С. В. Белоцерковская // Научный электронный журнал Меридиан. – 2022. – № 2(64). – С. 123-125.
41. Пароньянц, И. В. Анализ психологических последствий участия военнослужащих в боевых действиях / И. В. Пароньянц, С. С. Дулида // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2024. – № 1. – С. 77-92.
42. Пашукова, А. Д. Психологическая реабилитация участников боевых действий с помощью нейропсихологических методов / А. Д. Пашукова, Н. Э. Личагина // Информационный обмен в междисциплинарных исследованиях III. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – С. 87-90.
43. Полевая Н.М. Социальный статус и проблемы ветеранов боевых действий / Н.М. Полевая // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – № 84. – С. 39-42.
44. Попкова, Д. В. Стресс у участников военных действий / Д. В. Попкова // Социокультурные проблемы современного человека. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 276-278.
45. Прогностическое значение симптомов боевой травмы для раннего развития посттравматических стрессовых расстройств / С. Г. Сукиасян, А. К. Григорян, М. Я. Тадевосян, А. А. Бабахабян // Современная терапия психических расстройств. – 2024. – № 1. – С. 2-9.
46. Проценко, С. А. Проблемы адаптации ветеранов СВО к гражданской жизни / С. А. Проценко, Е. В. Цаплин // Личность: ресурсы и потенциал. – 2024. – № 4(24). – С. 9-16.
47. Психологическое здоровье и стресс: ресурсы и поддержка. – Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2023. – 93 с.
48. Разин, Л. А. Особенности социально-психологической помощи участникам боевых действий / Л. А. Разин // Великая Отечественная война 1941-1945 гг. И советское общество: социогуманитарное измерение. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – С. 169-173.
49. Рябинин, А. С. влияние стресса на развитие гипертонической болезни / А. С. Рябинин // Авиценна. – 2020. – № 68. – С. 4-5.
50. Рядинская, Е. Н. Организация и методы оказания психологической помощи при ПТСР участникам боевых действий / Е. Н. Рядинская, В. В. Волобуев // Новые исследования. – 2024. – № 1(77). – С. 128-133.
51. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. / Г.Селье. – М.: Медгиз, 1960. – 254 с.
52. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. / Ч.Д. Спилбергер. – М.: Прогресс, 2003. – 514 с.
53. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. – 607 с.
54. Суворова, В.В. Психофизиология стресса. / В.В. Суворова. – М.: Педагогика, 1975. – 318 с.
55. Трофимов, Р. В. Влияние показателей травматического стресса на смысложизненные ориентации у военнослужащих / Р. В. Трофимов // Флагман науки. – 2024. – № 6(17). – С. 350-355.
56. Тубальцева, Т. В. Особенности эмоционального выгорания сотрудников на примере военной службы / Т. В. Тубальцева // Научный аспект. – 2020. – Т. 2, № 4. – С. 249-252.
57. Трухан, Е. А. Стресс / Е. А. Трухан // Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». – 2024. – № 10. – С. 25-38.
58. Трухан Е.А. Концепция выгорания К. Маслак: синдром и процесс. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». – 2024. – № 10. – С. 85-96.
59. Тульчанский, И. Ю. Боевой стресс у участников специальной военной операции (СВО) / И. Ю. Тульчанский, А. Г. Бильданов // Развитие тактики общевойсковых подразделений, подразделений родов войск и специальных войск в войнах и вооруженных конфликтах. – Казань: Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознамённое училище МО РФ, 2023. – С. 175-179.
60. Шкала психологического стресса psm-25[Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 30.04.2025).
61. Щербакова, В. В. Деформация мотивационной сферы личности военнослужащего / В. В. Щербакова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 6. – С. 372-374.
62. Юрьева, Л. Н. Непсихотические психические расстройства у лиц, подвергшихся психосоциальному стрессу в условиях военного конфликта / Л. Н. Юрьева, Т. И. Шустерман, Е. А. Лихолетов // Медичні перспективи. – 2019. – Т. 24, № 4. – С. 112-120.
63. Якушкин Н.В. Психологическая помощь воинам-афганцам. / Н.В.Якушкин // Психологический журнал. – 2001. – Т. 17. – № 5. – С 104-109.
64. Bamia, C., Trichopoulou, A., Trichopoulos, D. Age at retirement and mortality in a general population sample: the Greek EPIC study // American Journal of Epidemiology. – 2008. – № 167 (5). – P. 561–569.
65. Brockmann, H., Muller, R., Helmert, U. Time to retire – Time to die? A prospective cohort study of the effects of early retirement on long-term survival // Social Science & Medicine. – 2009. – № 69. – P. 160–164.
66. Karlsson, N.E., Carstensen, J.M., Gjesdal, S., Alexanderson, K.A. Mortality in relation to disability pension: findings from a 12-year prospective population-based cohort study in Sweden // Scandinavian Journal of Public Health. – 2007. – № 35. – P. 341–347.
67. Kuhn, A., Wuellrich, J.P., Zweimuller, J. Fatal attraction? Access to early retirement and mortality. IZA Discussion Paper 5160. – Institute for the Study of Labor, Bonn, Germany. – 2010. – 436 р.
68. Lazarus, R.S. From psychological stress to the emotions: a history of changing outlook // Ann. Rev. Psychol. – 1993. – V. 44. – P. 1–21.
69. Tsai, S.P., Wendt, J.K., Donnelly, R.P., Geert de Jong, Farah, S.A. Age at Retirement and Long Term Survival of an Industrial Population: Prospective Cohort Study // British Medical Journal. – 2005. – 234 р.
70. Werner, C.M., Hecksteden, A., Morsch, A., Zundler, J., Wegmann, M., Kratzsch, J., Thiery, J., Hohl, M., Thomas Bittenbring, J.T., Neumann, F., Böhm, M., Meyer, T., Laufs, U. Differential effects of endurance, interval, and resistance training on telomerase activity and telomere length in a randomized, controlled study. / European Heart Journal. – V. 40, Issue 1, 01 January 2019. – P. 34–46.