ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРОВ ВО ФРАНЦИИ 6
1.1. Традиция эпистолярного жанра во французской литературе 6
1.2. Влияние философских идей на формирование творчества
Э.-Э.Шмитта 8
1.3. Постмодернистские идеи в художественной литературе ХХ века и в
творчестве Э.-Э.Шмитта 16
1.4. Интертекстуальность как стилистический прием в художественном
произведении 20
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В РОМАНЕ Э.-
Э.ШМИТТА «ОСКАР И РОЗОВАЯ ДАМА» 26
2.1. Жанровое своеобразие произведения Э.-Э.Шмитта «Оскар и
Розовая дама» (Oscar et la dame Rose) 26
2.2. Приемы интертекстуальности в романе Э.-Э.Шмитта «Оскар и
Розовая дама» (Oscar et la dame Rose) 36
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Данное исследование посвящено анализу интертекстуальности в литературоведении. Материалом исследования послужил оригинальный текст романа Э.-Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама» и его перевод на русский язык Г.Соловьевой, Д.Мудролюбовой, А.Браиловского и др. Творчество Э.-Э. Шмитта известно во всем мире. Оно не обделено вниманием профессиональной критики: во Франции - это обобщающие анализы М.-А.Лямонтань и К.Лаэ, монография М.Мейера, в России - ряд статей молодых исследователей и статья Л.Аннинского, известного литературного критика. Произведение «Оскар и Розовая Дама» включено в список обязательной литературы во Франции и Германии. Все это говорит в пользу того, что художественная литература Э.-Э. Шмитта «отмечена повышенным вниманием к проблемам воздействия на публику, формирования массовых эстетических вкусов» (Кристева, Бахтин 2000, с.187).
Актуальность: теория интертекстуальности до конца не разработана в литературоведении, так как остается не изученной композиционно - стилистическая проблема, т.е. разнообразие размеров, форм и функций художественного дискурса. В романе Э.-Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама» используется большое количество стилистических фигур для выразительности и экспрессивности текста, что способствует возможности «окунуться» в художественный мир, созданный писателем. В процессе изучения научных материалов по анализу интертекстуальности не было обнаружено достаточного количества информации, касающихся именно романа Э.-Э.Шмитта, что обуславливает новизну данной работы.
Объект исследования: интертекстуальность, изучение ее особенностей и функционирования в художественном тексте Э.-Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама».
Предмет: приемы интертекстуальности в романе Э.-Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама».
Цель данной работы: выявить интертекстуальность в романе, что позволило сформулировать следующие задачи работы:
1. Рассмотреть эволюцию эпистолярного жанра во французской литературе;
2. Изучить влияние идей Ф.М. Достоевского и Б.Паскаля на творчество
Э.-Э.Шмитта;
3. Описать философские взгляды Э.-Э.Шмитта на религию и детство;
4. Проследить постмодернистские идеи в художественной литературе ХХ века и в произведении Э.-Э.Шмитта, выявить расхождения его художественных взглядов с постмодернистскими идеями в литературе;
5. Дать характеристику понятия интертекстуальности, ее функций как стилистического приема в художественном произведении;
6. Выявить и проанализировать приемы интертекстуальности в романе Э.- Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама».
Материал исследования: 99 страниц романа «Oscar et la dame Rose» (на французском языке) и 76 страниц (на русском языке).
Метод исследования: сплошной отбор
В первой главе рассмотрено использование эпистолярного жанра во французской литературе; определено влияние идей М.Ф.Достоевского и Б.Паскаля на художественное творчество Э.-Э.Шмитта; описаны философские взгляды Э.-Э. Шмитта на религию и детство; прослежены постмодернистские идеи ХХ века в художественной литературе и в произведении Э.-Э.Шмитта; дана характеристика понятию «интертекстуальность».
Во второй главе выявлены «вечные» проблемы бытия и описаны приемы интертекстуальности, используемые в романе Э.-Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама». Далее сделаны обобщающие выводы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическая значимость исследования связана с выявлением специфики категории интертекстуальности и ее составляющих в художественном тексте, что вносит определенный вклад в изучение вопросов, связанных с интертекстуальной игрой как основной стратегией литературы постмодернизма. Исследование интертекстуальности в художественной литературе является важным дополнением к уже существующим описаниям интертекстуальности в области стилистики и теории текста в лингвистике.
Практическая значимость состоит в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы на уроках по литературе в средней школе, а также на занятиях по стилистике и аналитическому чтению в языковом вузе.
В результате данного исследования была достигнута поставленная цель, которая заключалась в том, чтобы выявить интертекстуальность в романе Э.-Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама».
Были решены следующие задачи: рассмотрена традиция эпистолярного жанра во французской литературе. Эпистолярный жанр зародился еще в Античности, а во Франции появился во второй половине XVI в. под влиянием итальянских образцов. Развитие эпистолярной литературы происходило в эпоху классицизма в период становления прозы. Представителями эпистолярного жанра в эпоху классицизма являются: Этьен дю Тронше «Деловые и дружеские письма», Жан Расин, Никола Буало, кардинал де Рец, Жан де Лафонтен, Роже-Мари де Бюсси, — Рабютен, мадам де Севинье.
Изучено влияние философских идей Ф.М. Достоевского и Б.Паскаля на творчество Э.-Э.Шмитта. Выявлено, что в творчестве Э.-Э.Шмитта глубоко отражены экзистенциальные идеи, которые касаются проблемы места человека в жизни, абсурдности бытия. Э.-Э. Шмитт опирался на идею Паскаля о том, что Истину можно постичь только в общении с Богом, так как разум не в состоянии удовлетворить морально-этические искания человека. Э.-Э. Шмитт придерживается христианской идеи Ф.М.Достоевского о принятии своей участи, смирении, приходу к вере посредством преодоления жизненных трудностей.
В романе описаны философские взгляды Э.-Э.Шмитта на религию и детство. Э.-Э.Шмитт сопоставляет детское сознание с мифологическим, так как ребенок воспринимает свои фантазии как реальность, отождествляет реальный мир с вымышленным. Детское сознание направлено на гармонизацию отношений с миром. С точки зрения Э.-Э.Шмитта, мир детства является переходом между миром божественным и миром людей, поэтому дети обеспечивают взгляд на проблемы взрослого мира с божественной точки зрения. Благодаря этой особенности ребенок в произведении писателя приобретает статус мирового судьи.
Что касается религиозных взглядов, то вера Э.-Э.Шмитта эволюционировала от атеизма к религиозному чувству под влиянием внешних обстоятельств.
Прослежены постмодернистские идеи в художественной литературе ХХ века и в произведении Э.-Э.Шмитта, и выявлены расхождения его художественных взглядов с постмодернистскими идеями в литературе. Именно литература постмодернизма активно использует приемы интертекстуальности. Для Постмодернизма характерно: синтез прежних художественных методов - романтического, реалистического, модернистского, на основе которых создается новый стиль, игра с сюжетом, создание виртуальной реальности, смешивание эпох, как своеобразный диалог между текстами разных культур, переработанные сюжеты, языковая игра, литературные жанры-дневники, письма, слияние на жанровом уровне элементов романа и драмы, элементов романа и притчи.
Творчество Э.-Э. Шмитта не полностью вписывается в каноны постмодернистского мировидения. Имеются отличия от постмодернизма в творчестве Э.-Э.Шмитта. Следует отметить стремление писателя вернуть значимость гуманистических ценностей, т.е. восстановить тот внутренний морально-этический стержень личности и общества, который был расшатан и разрушен эстетикой постмодернизма. Он использует в своем творчестве мифы и считает, что главная идея художественных произведений должна соответствовать принципу эпохи Просвещения: направлять людей к Добру и Справедливости. Ориентация на идеалы Просвещения дает возможность Э.-Э.Шмитту вернуть художественному бытию гармоничную организацию. Писатель признает существование универсальной Истины, основу которой составляют любовь и уважение к Человеку. Язык произведения Э.-Э. Шмитта базируется на диалогическом дискурсе (http://www. evene.fr/celebre/actualite/interview- eric-emmanuel-schmitt-170.php).
Дана характеристика понятия интертекстуальности, ее функций как стилистического приема в художественном произведении. В романе выявлены и проанализированы 9 приемов интертекстуальности, такие как: символика цвета-2, символика чисел-3, аллюзия-1, реминисценция-1, «точечная» цитата-5, ссылка-референция-1, притча-1, фразеологизм-6, антиципация-2, что позволяет сделать текст ярким, уникальным и интересным для прочтения.
В процессе изучения научных материалов, связанных с анализом интертекстуальности в литературоведении, не было обнаружено достаточного количества информации, касающейся именно романа Э.-Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама».
Таким образом, получение результатов в ходе анализа романа является значительным вкладом в решение проблемы интертекстуальности в литературоведении.
1. Зарубежная литература ХХ века: учеб. для вузов / Л.Г. Андреев [и др.]; под ред. Л.Г. Андреева. - М.: Высш. шк.: изд. центр Академия, 2000.-270с.
2. Арнольд И. В. Читательское восприятие интертекстуальности и герменевтика// Интертекстуальные связи в художественном тексте.// Межвузовский сборник научных трудов. - СПБ., - 1993.-474с.
3. Арнольд И.В.Семантика.Стилистика.Интертекстуальность/Науч.ред.П. Е.Бухаркин.Изд.4-е.-М.:ЛЕНАНД, 2016.-448с.
4. Барт Р Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989.-616 с.
5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского., 5 - изд.М.:Сов.Россия, 1979.-320с.
6. Дезен Н. А. Эпистолярный жанр во французской литературе XVII века (письма г-жи де Севинье): Дис ... канд. филолог, наук / Н. А. Дезен. - М.: Москов. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1988.- 23с.
7. Голубева А. Интервью с Эриком-Эммануэлем Шмиттом. 19.12.2005:
[электронный ресурс] - Режим доступа:
http://golubeva.seysmo.ru/index.php?option=comcontent&task=view&id=13&Itemid=36, (дата обращения: 05.11.2017).
8. Гедройц С. Печатный двор // Звезда. №10,2005:[Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=402, (дата
обращения: 05.11.2017).
9. Еременко Е.Г. Интертекстуальность, интертекст и основные интертекстуальные формы в литературе // Урал. филол. вестн. Сер.: Русская классика: динами художественных систем. 2012. No 6.- 140с.
10. Есин, А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А.Б. Есин. 4-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2002.-248 с.
11. Зеньковский В. В. Психология детства. - М.: Академия, 1995.- 346 с.
12. Косикова К.Г. От структурализма к поструктурализму:
французская семиотика.: М. 2000.- 536c.
13. Кристева Ю.Бахтин М.М.: Слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хронотоп. — 1993. -№3.-457c.
14. Кристева Ю. Бахтин М.М., слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. — М., 2000. — 457c.
15. Кандратович Т. Эрик-Эммануэль Шмитт: «Я не постмодернист,
я гуманист». Интервью с писателем. Радио
свободы.23.11.05:[электронный ресурс] Режим доступа:й14р://агсЫуе.8У oboda.Org/ll/cult/1105/ll.l12305-4.asp., (дата обращения: 05.11.2017).
16. Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка / Н. А. Кузьмина; Науч. ред. Н. А. Купина. - Екатеринбург; Омск: Изд-во Урал. ун-та; Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. - 268 с.
17. Лотман Ю.М. Текст в тексте / Статьи по семиотике культуры и искусства / Предисл. С. М. Даниэля, сост. Р. Г. Григорьева. Спб.: Академический проект, 2002.-543 с.
18. Маньковская Н. Б. Постмодернизм // Культурология . X X век: Энциклопедия : В 2 т . СПб. : Университетская книга ; О О О «Алетейя», 1998 . Т. 2.-447c.
19. Москвин В.П. Интертекстуальность: Понятийный аппарат.
Фигуры, жанры, стили. 2-е изд.М., 2012.-81с.
20. Москвин В.П. Интертекстуальность: Понятийный аппарат.
Фигуры, жанры, стили.2-изд.М.:Либроком, 2013.-164c.
21. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - 3-е изд., репринт. - М.: Восточная литература РАН, 2000.-407 с.
22. Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов:коллективная монография//науч.ред.Т.Н.Колокольцева, В.П.Москвин.-3-е изд.,стер.-М.:ФЛИНТА: Наука, 2016.-352c.
23. Плеханова Т Ф . Текст как диалог : Монография . Мн. : М Г Л У , 2002:[электронный ресурс] - Режим доступа : http://newsletter.iatp.by/mnl/mnl- l.htm, (дата обращения: 05.11.2017).
24. Пьере-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: Пер.С фр./Общ.ред.и вступ.ст.Г.К.Косикова.Изд.2-е.-М. :ЛЕНАНД, 2015.-420с.
25. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. М.В. Разумовской. М.: Высш.шк., 2001.-248 с.
26. Стеблин-Каменский М. И. Теории мифа. // Стеблин-Каменский М.И. Труды по филологии. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003.-928с.
27. Фатеева Н.А., Интертекст в мире текстов: Контрапункт
интертекстуальности.// Изд. 3-е. - М.:,- 2007.-282с.
28. Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Изв. РАН. Сер. лит. и языка. — 1998. — Т 57. - № 5.-342с.
29. Шмитт Э.-Э. Я не постмодернист, я гуманист: Интервью на Радио-свобода [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wwvv.svoboda.0rg/ll/cult/l 105/11.112305-4.asp., (дата обращения: 05.11.2017).
30. Шмитт Э.-Э. Оскар и Розовая Дама. Месье Ибрагим и цветы Корана. Дети Ноя: Повести. /Пер. с фр. А.Брайловского, Г.Соловьевой, Д.Мудролюбовой.Спб.:Азбука-классика,2006.-272с.
31. Ямпольский М., Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф.// М.: РИК Культура, - 1993.-464с.
32. Carpentier M., Yadan T. L'optimiste volontaire. Interview avec E.E.Schmitt. Octobre 2005: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.evene.fr/celebre/actualite/intervicw-eric-emmanuel-schmitt- 170.php, (дата обращения: 05.11.2017).
33. Dictionnaire encyclopedique de la litterature fran^aise. - Paris: Robert Laffont, 1997.-1097с.
34. Meyer M. Eric-Emmanuel Schmitt ou les identites bouleversees. - Paris: Albin Michel, 2004.-157с.
35. Parodie. Arbeitstexte fuer den Unterricht. - Stuttgart: Philipp Reclam jun, 1989.-80с.
36. Varoclier P.-B. La musique des mots. Entretien realise le 13 octobre 2005 a
Paris: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pbv.free.fr/Eric-
Emmanuel%20Schmitt.pdf,(дата обращения: 05.11.2017).
37. INTERVIEW D'ERIC-EMMANUEL SCHMITT Le mystere de
l'amour:[Элекгронный ресурс] - Режим доступа: http://
www.evene.fr/celebre/actualite/interview-eric-emmanuel-schmitt-170.php., (дата обращения: 05.11.2017).
38. Сборник толковых словарей ^web-сайт] - Режим доступа: www.slovarsbor.ru, (дата обращения: 05.11.2017).
39. Студенческая библиотека онлайн: [web-сайт] - Режим доступа: www.studbooks.net, (дата обращения: 05.11.2017).
40. Синергия.Человек - это его вера:[web-сайт] - Режим доступа: http://www.sinergia-lib.ru/index.php, (дата обращения: 05.11.2017).
41. Википедия-свободная энциклопедия:[web-сай^-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org, (дата обращения: 05.11.2017).
42.Открытый_урок.Первое сентября: [web-сайт]-
Режим доступа:ййр://открытыйурок.рф/, (дата обращения: 07.01.2018).
43. Самарские судьбы. Сайт для общения творческих людей^web-сайт]-
Режим доступа:https://samsud.ru/blogs/zametki-na-stene/transaktnyi-analiz-po- rasskazu-ye-ye- shmitta-oskar-i-rozovaja-dama.html, (дата обращения: 07.01.2018).
44. На Невском ^web-сай^-Режим доступа: www.nanevskom.ru, (дата обращения: 07.01.2018).
45. Юнона.Любовь.Гармония.Успех:[web-сайт]-Режим доступа: http://junona.org/, (дата обращения: 07.01.2018).
46. Цветопсихология: все о цвете:[web-сайт]-Режим доступа: www.cvet- psy.ru, (дата обращения: 07.01.2018).
47. Психология и Психиатрия: [web-сай^-Режим доступа: www.psihomed.com, (дата обращения: 07.01.2018).
48. Контакт, энциклопедия творчества: [web-сай^-Режим доступа: http://www.contacttv.net, (дата обращения: 07.01.2018).